ДИАЛОГ ФИЛОСОФСКИЙ


ДИАЛОГ ФИЛОСОФСКИЙ
ДИАЛОГ ФИЛОСОФСКИЙ
    ДИАЛОГ ФИЛОСОФСКИЙ — особый вид философской литературы, раскрывающий философскую тему в инсценируемой беседе нескольких лиц. Основные его типы: исследовательский (включающий полемику); дидактический (увещательно-моралистический или популяризаторский); сатирический. Впервые получил распространение в индуистской литературе (“Бхагавадгчта”, Упанчшады). в литературе раннего буддизма еще включен в повествовательный текст и имеет полемическую направленность, позднее — используется для популярно-дидактического изложения этики. В классической Греции 4 в. до н. э. впервые стал самостоятельным жанром с присущим ему недогматическим способом разъяснения философской мысли. Сложился в кругах, близких к Сократу (т. н. сократический диалог), и был рассчитан преимущественно на школьную аудиторию (первые записанные диалоги принадлежали сократику Эсхину и основателям сократических школ Антисфену, Аристиппу, Евклиду, Федону). Полностью сохранились сократические диалоги платоновского корпуса и “Воспоминания о Сократе” Ксенофонта. Характерные черты сократического диалога—наличие повествовательной рамки, центральный образ Сократа; главный методприведение к противоречию тезиса оппонента, выражающего, как правило, общепринятое мнение (т. н. эленксис—опровержение); основной предмет рассмотрения— отдельные философские (чаще всего—этические) категории. Классическая форма философского диалога, созданная Платоном, органически связана с диалектикой, которая из риторической техники ведения спора превращается в метод мышления и достижения истины. Однако по мере расширения позитивного содержания в диалогах Платона они начинают утрачивать исследовательский характер, все больше приближаясь к трактату.
    После Платона философский диалог стал использоваться преимущественно в дидактических целях (Аристотель, перипатетики), постепенно вырождаясь в диатрибу и другие родственные жанры. Параллельно в русле кинической тра
    диции возникает сатирический диалог (как пародия на сократический). Цицерон подражал Платону в тематике своих диалогов (“О законах”, “О государстве”) и Аристотелю—в форме, однако на римской почве диалог не получил развития (“диалоги” Сенеки близки к диатрибе). В раннехристианской литературе диалог использовался как средство апологии, полемики, наставления (Юстин, 2 в.; Ориген, Мефодий Олимпский, 3—4 вв.; Кирилл Александрийский, Эней из Газы, 5 в.), однако и здесь, по мере кодификации ортодоксального вероучения, форма диалога становится все более условной, а содержание — авторитарно-дидактическим (Григорий Нисский, “О душе и воскресении”; Августин, “Об учителе”). Эта тенденция закрепляется в диалогах средневековья (Абеляр, Ансельм Кентерберийский и др.), в которых диалектика вновь становится техникой школьного диспута.
    Новый расцвет философского диалога в 15 в. связан с деятельностью итальянских гуманистов, сознательно обращающихся к живым истокам диалектической традиции (Л. Бруни, Л. Балла, К. Ландино и др.); обычная структура гуманистического диалога: жанровая рамка и три речи (тезис, антитезис, синтез). Начиная с Николая Кузанского, диалог выступает как гибкая и популярная (иногда — полемическая) форма изложения оригинальных философских идей, к которой, как правило, обращаются мыслители платонической ориентации (напр., Дж. Бруно, позже— Мальбранш, Шефтсбери, Беркли и др.). В нач. 19 в. диалог высоко ставился немецкими романтиками как форма адогматического философствования, близкая к жизни (Ф. Шлегель, А. В. Шлегель, Ф. В. Шеллинг, К. Зольгер). С кон. 19 в. диалог утрачивает свое прежнее значение как чисто философский жанр.
    Лит.: Миллер Т. А. Мефодий Олимпский и традиция платоновского диалога.—В сб.: Античность и Византия. М., 1975, с. 175—194; Боткин Л. М. Итальянский гуманистический диалог 15 в.—В сб.: Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976, с. 175—213; Библер В. С. Еще один диалог Монологиста с Диалогиком.—вАрхэ”, вып. 1. Кемерово, 1993, с. 9—71; Огурцов А. П. Диалектическая структура науки. М., 1988, с. 43—52; Hinel R. Der Dialog, Bd 1-2. Lpz„ 1895; Goldschmidt V. Les Dialogues de Platon. P 1948; Andrieu J. Le dialogue antique. P., 1954; Hoffmann M. Der Dialog bei den christlichen Schriftstellern der ersten vier Jahrhunderte. B., 1966.
    T. А. Миллер, О. Б. Шаталова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ДИАЛОГ ФИЛОСОФСКИЙ" в других словарях:

  • диалог философский —         ДИАЛОГ ФИЛОСОФСКИЙ. 1. Реальное обсуждение философской проблемы. 2. Особый тип философского произведения, автор которого излагает свои идеи в форме диалога со своими оппонентами или учениками.         1. Различают два типа Д. ф.: диалоги… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ДИАЛОГ —         см. Философский диалог. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДИАЛОГ …   Философская энциклопедия

  • ФИЛОСОФСКИЙ ДИАЛОГ —         особый вид филос. литературы, раскрывающий филос. тему в инсценируемой беседе неск. лиц. Впервые получил распространение в мемуарной литре о Будде и Сократе. В буддийской литературе Ф. д. ещё включён в повествоват. текст, беседа… …   Философская энциклопедия

  • ДИАЛОГ — (греческое dialogos), 1) форма устной речи, разговор двух или нескольких (полилог) лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами. Как часть словесно художественного текста доминирует в драме, присутствует в эпических произведениях.… …   Современная энциклопедия

  • ДИАЛОГ — (греч. dialogos) 1) форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами. Как часть словесно художественного текста доминирует в драме, присутствует в эпических произведениях. Существует и как… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Диалог — (греч. dialogos) 1) переговоры, свободный обмен мнениями, напр. политический диалог форма целенаправленного двустороннего духовного взаимодействия политических субъектов в процессе реализации ими своих прав и полномочий в сфере власти; 2) форма… …   Политология. Словарь.

  • Философский факультет ТНУ — Философский факультет Таврического Национального Университета один из 17 факультетов ТНУ, выполняющий подготовку бакалавров, специалистов и магистров по 4 специальностям: философии, социальной философии, культурологии, политологии. Расположен в т …   Википедия

  • Диалог — У этого термина существуют и другие значения, см. Диалог (значения) …   Википедия

  • диалог — а; м. [греч. dialogos] 1. Разговор между двумя или несколькими лицами. Оживлённый д. Состоялся, завязался д. Вести д. Д. оборвался на полуслове. Д. между послами, соперниками. 2. Часть литературного произведения, представляющая собой разговор… …   Энциклопедический словарь

  • Философский факультет РГГУ — Философский факультет РГГУ  подразделение Российского государственного гуманитарного университета, Москва. Декан факультета  Валерий Губин, доктор философских наук, профессор Структура факультета Кафедра истории отечественной… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ДИАЛОГ ФИЛОСОФСКИЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.