ГОНСЕТ

ГОНСЕТ
ГОНСЕТ
    ГОНСЕТ (Gonsethe) Фердинанд (1890—1975) — швейцарский философ и математик, профессор математики Политехнической школы в Цюрихе, представитель неорационализма. Известен своими работами в области философии математики. В 20—30-х гг. 20 в. выдвинул программу историко-генетического исследования математики. По мнению Гонсета, математика не образует автономного мира. В значительной степени эпистемологические проблемы, связанные с оппозициями субъективное—объективное, мысль—данное, рациональное—реальное, теоретическое—экспериментальное, являются лишь различными аспектами фундаментальной проблемы отношения математики к реальности. Стороны этих оппозиций не имеют самостоятельного и независимого смысла. Их значимость определяется взаимной корреляцией, реализуемой в динамике познавательного процесса. Напр., теория направляет эксперимент, который, в свою очередь, ее корректирует. Реальность как таковая нам не дана — она конституируется благодаря активности субъекта и несет на себе печать его духа и личности, в определенной степени изоморфной внешнему миру. Принципиальная идея генетической эпистемологии Гонсета состоит в единстве всех типов и уровней знания — от интуитивного до абстрактного. Математические понятия не охватываются аксиомами, а включают в свои определения весь процесс их создания, вплоть до интуитивных форм, поэтому в абстрактной аксиоматике сохраняется интуитивный остаток и во всякую интуицию входит элемент схематизации. Гонсет отвергает формалистическое определение предмета математики как учения об абстрактных математических структурах. Так, специфические геометрические свойства следует искать не в общей структуре математических моделей, а в той индивидуальной форме, благодаря которой эта структура становится отражением реального физического пространства. Поэтому математическая концепция геометрии, трактующая последнюю как чистую форму, должна быть дополнена эпистемологической концепцией, связывающей ее с действительностью. Собственно геометрическими являются лишь те схематические представления (образы), смысл которых понятен с учетом изображаемой ими реальности. Поэтому понятие геометрического чуждо схеме абстрактных отношений. Переступая порог абстракции, который отделяет логику от геометрии, геометрические понятия теряют часть того, что можно было бы назвать их субстанцией, т. е. пространственной формой. Специфические геометрические свойства неотделимы от физической субстанции, т. е. реальных пространственных тел, идеализациями которых они являются. Напр., понятие прямой предполагает предварительное знание некоторых его реализации, таких, как ребро линейки, натянутая нить, луч света и т. п. То же самое можно сказать о точке и плоскости. Однако эти понятия обретают свой рациональный смысл лишь в факте аксиоматизации, которая завершается созданием абстрактной схемы. Т. о., для эпистемологической концепции Гонсета характерна неразрывная связь математического и физического аспектов геометрического знания, вследствие чего сущность геометрического понимается как аксиоматическое исследование наглядных геометрических образов. Физика лежит в основе математики, давая ей три исходные “математические формы” — объект, число и пространство. Они образуют фундамент логики, арифметики и геометрии. Так, число в первичном интуитивном смысле есть физическое качество групп (множеств) объектов. Арифметика, как и геометрия, на этой стадии представляет собой одну из первых глав физики. Логика на ранней стадии своего формирования также является физикой всякого объекта, рассматриваемого с предельно абстрактной точки зрения. Указанные науки эволюционируют от умственных схематизированных образов физической реальности до абстрактных понятий формальной аксиоматики, обнаруживая единство трех аспектов—теоретического, интуитивного и экспериментального. Так, в геометрии теоретический аспект представлен ее формальным аксиоматическим построением, интуитивный—естественным видением пространства, экспериментальный проявляется в изготовлении чертежей, измерении и экспериментировании в физическом мире. Единство указанных трех аспектов Гонсет обосновывает исторически, исходя из идеи, что абстрактное не существует независимо от конкретного. В “открытой методологии” Гонсета не существует ни абсолютных начал познания, ни абсолютных норм его обоснования. Познание в своем движении каждый раз возвращается к своим предпосылкам, корректируя их посредством различных методологических стратегий. Философия Гонсета оказала заметное влияние на современную эпистемологию и психологию (в частности, на генетическую концепцию Ж. Пиаже).
    Соч.: Les fondements des mathématiques. P., 1926; Les mathématiques et la réalité. P., 1936; La géométrie et le problème d'espace.—“Studium générale”, 1958, Heft 2.
    Лит.: Пиаже Ж. Избр. психологические труды. М., 1969, с. 88—89.
    В. С. Черняк

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ГОНСЕТ" в других словарях:

  • ГОНСЕТ — (Gonseth) Фердинанд (1890 1975) швейцарский философ и математик, один из лидеров неореализма, автор концепции ‘идонеизма’ теории соответствия (адекватности), диалектики единства и взаимозависимости субъекта и объекта. Начал свою творческую… …   История Философии: Энциклопедия

  • ГОНСЕТ Фердинанд (1890-1975) — швейцарский философ и математик, один из лидеров неореализма, автор концепции идонеизма теории соответствия (адекватности), диалектики единства и взаимозависимости субъекта и объекта. Начал свою творческую биографию как математик, преподавал в… …   История Философии: Энциклопедия

  • ГОНСЕТ (GONSETHE) Фердинанд — (1890 1975) швейц. философ и математик, проф. Политехнической школы в Цюрихе, представитель неорационализма. Известен своими работами в области философии математики. В 20 30 е годы в противовес априористским концепциям математического формализма …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • НЕОРАЦИОНАЛИЗМ — направление в европейской (преимущественно франкоязычной) философии, окончательно оформившееся в 1940 1970 на основе разработки ценностей ‘нового научного духа’ (‘нового научного разума’) как адекватно выражающих достижения математического и… …   История Философии: Энциклопедия

  • НЕОРАЦИОНАЛИЗМ — направление в европейской (преимущественно франкоязычной) философии, окончательно оформившееся в 1940 1970 на основе разработки ценностей нового научного духа ( нового научного разума ) как адекватно выражающих достижения математического и… …   История Философии: Энциклопедия

  • НЕОРАЦИОНАЛИЗМ — общее название нескольких направлений в философии и методологии научного познания 20 в., опирающихся на современную науку и рассматривающих ее как воплощение и образец ра циональности. Н. сложился в перв. пол. 20 в. во Франции, Швейцарии, Австрии …   Философская энциклопедия

  • ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ —         см. в ст. Диалектика. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ …   Философская энциклопедия

  • Михай, Николай Георгиевич — (р.05.08.1933) спец. по методол. и филос. науки и истории совр. филос.; д р филос. наук, проф. Окончил физ. матем. ф т Тираспольского пед. ин та (1957) и асп. при кафедре филос. МГПИ им. В.И.Ленина (1965). С 1957 по 1961 работал директором школы …   Большая биографическая энциклопедия

  • ВЕНСКИЙ КРУЖОК — группа философов и ученых, сформировавшаяся в 1922 и ставшая идейным центром философии неопозитивизма. Организатором и руководителем кружка был проф. кафедры натуральной философии Венского ун та М. Шлик. В кружок входили Р. Карнап, О. Нейрат, Г.… …   Философская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЗМ —         в логике, методологич. подход к логике с т. зр. психологич. трактовки её осн. понятий. Возник на почве ассоцианизма. Представители: Дж. Локк, Д. Юм; Я. Ф. Фриз, Ф. Э. Бенеке, Б. Эрдман, Т. Липпс (Германия); А. Бэн (Великобритания); Н.… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»