ГО СЯН

ГО СЯН
ГО СЯН
    ГО СЯН (Го Цзысюань) (252—312)—китайский философ, один из создателей “учения о сокровенном” (стань сюэ), первый комментатор “Чжуан-цзы”, придавший этому тексту его современный вид. Уроженец провинции Хэнань, Го Сян был известен среди современников, увлекавшихся философствованием в стиле т. н. “чистых бесед” (цин тань), как выдающийся полемист. К государственной службе поначалу не стремился, .предпочитая ей домашнее затворничество и литературные занятия, однако впоследствии принимал высокие посты и подвергался из-за этого критике со стороны других участников “чистых бесед”. В различных источниках сохраняются упоминания о ряде произведений Го Сяна, но почти все они утрачены, поэтому основным источником сведений о его взглядах продолжает оставаться “Чжуан-цзы чжу” (““Чжуан-цзы” с комментарием”). Считается, что именно интерпретация Го Сяна придает тексту “Чжуан-цзы” глубину, позволяющую увидеть в памятнике своего рода манифест философии даосизма. Дао предстает в виде потока жизни, от которого человек оказался отчужденным из-за присущего ему сознания, так что возвращение к подлинному существованию возможно для него только через вторичное “уравнивание со всеми вещами”. В ходе трансформации сознания— последовательного “забывания” ложных идей, воспринятых вместе с культурой-вэнь (преимущественно письменной, т. е. конфуцианской),—он приобретает специфические свойства т. н. “настоящего человека” (чжэнь жэнь), для которого утрачивают актуальность все различия, в т. ч. между жизнью и смертью, поскольку такой индивид становится “бессмертным небожителем” (сянь)-в философски-метафорическом либо в духовно-практическом смысле. Го Сян придал идеям сюань- сюэ систематический характер, разработав и развив концепцию “изначальной природы” (cm), “судьбы” (мин) и “удела” (фэнь) каждой вещи или существа в общекосмическом процессе. Согласно этой концепции, всякая вещь (или существо) имеет предрасположенность, которая содержится в ее врожденном характере (совокупности качеств) и реализуется тем успешнее, чем в большей степени поведение индивида совпадает с его предусмотренным природой “устройством и предназначением”. Успешное следование своему “принципу” образует благоприятную судьбу вещи, разного рода отклонения ведут к несчастьям. В конечном счете эти несчастья обусловлены неспособностью вещи “видеть” и реализовывать свою “судьбу” в рамках “удела”, отведенного для данного класса вещей дао как всеобщим закономпринципом. Го Сян особо подчеркивает пагубность для индивида конфликта между “изначальной природой” и “судьбой”. Искусство их гармонизации ведет к обретению мистического опыта счастливых “странствий в беспредельном” (сяо яо), т. е. безмятежности, следующей за освобождением от всякой пространственно-временной ограниченности, что и должно полагаться конечной целью человеческого опыта.
    Г. А. Ткаченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ГО СЯН" в других словарях:

  • Сян Лян — традиционный китайский: 項梁 упрощённый китайский: 项梁 Трансли …   Википедия

  • Сян Чжунфа — 向忠发 …   Википедия

  • Сян Юй — (кит. упр. 項羽, пиньинь: Xiàng Yǔ, палл.: Сян Юй; носил имя Цзи (籍), 232 до н. э.  202 до н. э.)  кит …   Википедия

  • СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ —     СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ (кит. учение о символах и числах, нумерология), в широком смысле универсальная теоретическая система, генетически производная от архаических познавательных структур, прежде всего мантического классификационизма, игравшая в… …   Философская энциклопедия

  • Сян — Сян: Сян 湘江  река на юго востоке Китая. Сян 湘 один из китайских языков. Сян 向/项/相 китайская фамилия (клан). Сян 相 общее название для ряда министерских должностей в древнем Китае. Сян 相 пятый правитель династии Ся (3 тыс. до н.э.), отец… …   Википедия

  • Сян-Белгин Хасыр Бикинович — (1909 1980), поэт, народный поэт Калмыкской АССР (1966). Поэма «Борец сирота» (1934); пьесы (в том числе «Восставшая степь», 1968), сборник стихов «удьба судьбы» (1973), рассказы (сборник «Простые степные люди», 1961). * * * СЯН БЕЛГИН Хасыр… …   Энциклопедический словарь

  • Сян Ин — 项英 Дата рождения 18 …   Википедия

  • Сян-Белгин Хасыр Бикинович — [р. 12(25).9,1909, урочище Булмукта, ныне Юстинского района Калмыцкой АССР], калмыцкий советский писатель, народный поэт Калмыцкой АССР (1966). Печатается с 1927. Автор сборников рассказов и очерков: «Дьяволы» (1933), «Простые степные люди»… …   Большая советская энциклопедия

  • СЯН-БЕЛГИН Хасыр Бикинович — (1909—80), народный поэт Калмыцкой АССР (1966). Сб. рассказов и очерков «Дьяволы» (1933), «Простые степные люди» (1961). Сб. стихов «Дорога» (1934), «Крылатая молодость» (1962), «С восходом солнца» (1963), «Судьба судьбы» (1973). Героико… …   Литературный энциклопедический словарь

  • СЯН-БЕЛГИН Хасыр Бикинович — (1909 80) калмыцкий поэт, народный поэт Калмыкии (1966). Поэма Борец сирота (1934); пьеса Восставшая степь (1968), сборник стихов Судьба судьбы (1973), рассказы (сборник Простые степные люди , 1961) …   Большой Энциклопедический словарь

  • СЯН — муж., архан. оброть и повод олений, идущий к тасме (подпруге) по левую руку. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»