- ГИЕРОКЛ Александрийский
- ГИЕРОКЛ Александрийский
-
ГИЕРОКЛ (Ιεροκλής) Александрийский (4 в. н.э.)— представитель Александрийской школы платонизма, ученик Плутарха Афинского. Как преподаватель платоновской философии толковал отдельные диалоги Платона (в частности, “Горгия”, ср. Damasc. V. Isidori 54); сохранился комментарий Гиерокла к пифагорейским “Золотым стихам”. Благодаря изложению и ряду эксцерптов у Фотия (cod. 214, 251) известен его трактат “О промысле и роке, а также о том, что наша воля соотносится с божественным водительством”. За преподавание языческой философии был выслан из Александрии, но по возвращении продолжал свою педагогическую деятельность. В комментарии к “Золотым стихам”, составленном с пропедевтическими целями и рассчитанном на неподготовленную аудиторию, Гиерокл в основном остается в рамках среднеплатонических доктрин: во главе универсума — ум-демиург; в сфере разумных существ выделяются боги, демоны, души; в мире действует промысл, рок и случай; человек состоит из тела и души, но у души есть собственный носитель, бессмертное светлое тело; добродетели делятся на практические и теоретические. Однако неоплатоническая проблематика Порфирия и послеямвлиховской традиции также была освоена и развита у Гиерокла. Как и у Порфирия, материя у Гиерокла—не самостоятельное начало, но создана демиургом (хотя и не во времени). В духе послеямвлиховского платонизма Гиерокл учил о порожденном демиургом и состоящем из разумной души и невещественного тела бессмертном существе, по подобию которого внутримировыми богами из неразумной души и смертного тела создан человек. В ряду практических, добродетелей Гиерокл помещал богослужебные (то τελεσηκόν), освобождающие душу от вещественных представлений (ϋλικας φαντασίας). Наряду с промыслом, роком и случаем он признавал свободу выбора и воли (το εφ' ήμΐν), выдвигая при этом концепцию человеческой души как единственного разумного существа, способного по собственной воле меняться (становиться хуже), развитую впоследствии Дамаскием и воспринятую Симпликием.Эти представления давали возможность совмещения неоплатонической доктрины с христианством. Учеником Гиерокла был Эней из Газы, “Теофраст” которого повлиял на Захария из Митилены (Захария Схоластика). Гиерокл оказал также значительное влияние на философию Возрождения.Соч.: In Aureum pythagoreorum carmen commentarius, rec. F. G. Koehler. Stuttg., 1974; в рус. пер.: “Золотые стихи” пифагорейцев с комментарием Гиерокла философа, пер. под ред. Г. В. Малеванского—“Вера и разум”, 1897, № 16, с. 130-158; № 17, с. 177-206; № 18, с. 224-254; № 20, с. 335-360; № 23, 429-490; Пифагорейские “Золотые стихи” с комментариями Гиерокла, пер. И. Петер. М., 1995.Лит.: Kobusch Th. Studien zur Philosophie des Hierokles von Alexandrien. Mьnch., 1976; ьadot l. Hierodes et Simplicius. P, 1979.Ю. А. Шичалин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.