ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА

ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА
ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА
    ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА (санскр. vyavaharika-paramärttuka — практическое и высшесмысловое)—важнейшая парадигма индийской философии, демаркация эмпирически-условного и сущностно-безусловного, маркирующая различные уровни познания и одновременно степени соответствующей им реальности.
    Парадигма вьявахарика-парамартхика, выявившаяся уже в шраманский период (см. Пакудха Каччана), присуща в той или иной мере почти всем индийским направлениям и школам. Различение типа вьявахарика-парамартхика можно определить как философию компромисса—между “высшей истиной”, доступной очень немногим, и “практическими истинами”, по которым живут все остальные и отрицать которые было бы весьма неосторожно для тех, кто претендует на апелляцию к ценностям “обычных людей”. В наибольшей мере потребность в подобном компромиссе ощущалась строгими монистами, которые, с одной стороны, должны были “вчитывать” свою доктрину в не совсем соответствовавшие ей авторитетные тексты, с другой,—настаивая на картине мира как в конечном счете лишь иллюзорной манифестации Абсолюта (“единого без другого”) в мире становления, множественности и обычной религиозной практики (априорно требовавшей различения “я” и “ты”), правомерно считали такого рода картину мира трудновоспринимаемой для рядовых адептов, которых они не считали нужным терять. В то же время концепция вьявахарика-парамартхика отражает интуиции в видении многомерности реальности и попытки разграничить реальности “практическую” и “метафизическую”. Поскольку отстаивать первую можно лишь сопоставляя ее с реальностью безусловно “фантомной” (прежде всего в виде конструкций мысли, не соответствующих реальному референту), к вьявахарике и парамартхике со временем достраивался третий, “нулевой” уровень истины и реальности (типа рогов зайца, небесного цветка, сына бесплодной женщины и т. д.). Эти концепции получили различные акцентировки в трех философских системах—вначале в мадхышике и йогачаре, а затем в заимствовавшей эти буддийские дифференциации адвайта-веданте.
    Хотя во всех этих системах совмещаются гносеологические и онтологические акцентировки вьявахарики и парамартхики, в мадхьямйке решительно преобладают первые. Вьявахарика и парамартхика (первая обозначается как sanivrti, букв.—завертывание) именуются здесь satya— “истины”. Нагурджуна и его последователи (прежде всего Чандракир" ти и Бхававивека) подчеркивают непреложность двух “истин” (Мулямадхьмака-карика XXIV. 9 и ел.) в целях “оправдания” основоположений буддизма—таких, как четыре благородные истины, теория дхарм, пратитья-самутпада — в контексте учения об Абсолюте как Пустоте (шунья-вада), а также обоснования отсутствия противоречия между сотериологией и ноуменальным тождеством сансары и нирваны. Йогачары, напротив, оставляют большее пространство для онтологического различения трех “природ” (свабхава) или “характеристик” (лакшана). В “Самдхинирмочана-сутре”, “Махаянасанграхе” Асанги и в специальном стихотворном трактате Васубандху “Трисвабхаванирдеша” различаются три уровня реальности сознания-бытия: 1) “воображаемый” (parikalpita); 2) “зависимый” (paratantra) и 3) “совершенный” (patinispanna). В первом случае речь идет о несущем (мир объектов и все понятийные оппозиции), во втором—о сущем не так, как оно является, в третьем ο сущем в абсолютном смысле. Если ведантист Гаудапада значительно ближе к мадхьямикам, то Майдана Мишра— к йогачарам. Последний вводит и четвертую реальность— самого Незнания, обусловливающего мир эмпирических объектов, которое не может располагаться на том же ярусе, что и они. Последователем Гаудапады в разработке темы вьявахарика-парамартхика можно считать Шанкару, Мандана Мишры — Падмападу.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА" в других словарях:

  • Парамартхика — в абсолютном чувстве (в противоположность Вьявахарика или родственному) …   Словарь йоги и веданты

  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА —         (санскр. адвайта недвойственность), др. инд. религ. филос. направление, разновидность веданты, характеризующаяся последоват. монизмом. Важнейший представитель Шанкара (кон. 8 9 вв.). Брахман, бог, выступает в А. в. в качестве единой и… …   Философская энциклопедия

  • Адвайта-веданта — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · …   Википедия

  • Майавада — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Пурва мимамса · Веданта (Адвайта · …   Википедия

  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА — [санскр. веданта недвойственности], первая религиозно философская школа, сложившаяся в рамках веданты. Вместе с тем А. в. обычно считается вершиной инд. религ. традиции, своего рода квинтэссенцией инд. мудрости; только здесь центральный тезис… …   Православная энциклопедия

  • АВИДЬЯ — (санскр. avidya неведение) в инд. мировоззренческих текстах незнание, означающее отсутствие не информированности, но знания экзистенциальной значимости, т.е. знания индивидом своей истинной, аутентичной природы. А., однако, не есть просто… …   Философская энциклопедия

  • Бхававивека — Буддийские философы Индии Нагарджуна Арьядэва Майтрея Натха Асанга Васубандху Дигнага …   Википедия

  • ВИВАРТА-ВАДА —     ВИВАРТА ВАДА (санскр. vivarta vàda учение о видимости) концепция причинности, выдвинутая в адвайтаведанте Шанкары. Считается одним из вариантов саткарья аады (букв. учение о реальности следствия), т.е. учения о том, что следствие уже… …   Философская энциклопедия

  • САТ —     CAT (санкср. sat сущий, реальный) в индийской философской традиции понятие, обозначающее истинно сущее, которое понимается как обязательно вечное, неизменное и единое; всякая изменчивость, всякое дробление и многообразие непременно поражено… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»