НЕОРЕАЛИЗМ


НЕОРЕАЛИЗМ
НЕОРЕАЛИЗМ
— течение в англо-американской философии, возникшее на рубеже 20 в., для которого характерно признание независимого существования внешних объектов и их непосредственной данности познающему субъекту. Н. явился реакцией на абсолютный идеализм неогегельянства и идеалистический эмпиризм амер. прагматизма. На формирование философии Н. оказали влияние идеи Ф. Брентано, А. Мейнонга и шотл. школы. В Англии первыми представителями Н. были Дж. Мур, Т.П. Нанн и Б. Рассел. Как самостоятельное филос. течение Н. оформился в США в 1910, когда У.П. Монтегю, Р.Б. Перри, У.Т. Марвин, У.Б. Питкин, Э.Г. Сполдинг и Э.В. Холт опубликовали «Программу и первую платформу шести реалистов». В более систематизированном виде их общий подход к философии был изложен в 1912 в коллективном труде «Неореализм. Совместные исследования в философии». Далекие от полного единомыслия, амер. неореалисты провозгласили своим общим лозунгом «освобождение метафизики от эпистемологии», отстаивая исключительную ценность логического анализа для философии. Ядро доктрины амер. Н. составила теория «независимости имманентного», согласно которой познаваемые объекты непосредственно «входят» в сознание, но в то же время их реальность не зависит от когнитивных отношений, в которые они вступают, ибо последние, будучи «внешними отношениями», не влияют на природу своих объектов. Неореалисты сочетали «дуализм» в трактовке отношения между познающим субъектом и познаваемым предметом с эпистемологическим монизмом в понимании отношения между предметом и тем, посредством чего этот предмет познается. В вопросах онтологии неореалисты исходили из того, что объективный онтологический статус имеют и объекты, существующие реально, и объекты, существующие идеально. Однако если Холт и Перри разрабатывали концепцию нейтрального монизма, постулируя существование простейших нейтральных элементов мира, то для др. неореалистов физические, психические и логико-математические объекты имели разный онтологический статус. Вместе с тем все неореалисты придерживались плюралистической онтологии в том смысле, что приписывали объектам действительное обладание многообразием тех свойств, которые обнаруживает сознание. Признавая при этом опыт объективным, неореалисты оказались перед необходимостью объяснить, как возможны заблуждения и ошибки. Наиболее важное значение они придавали разрешению «эгоцентрического затруднения», предполагающего изначальную соотнесенность познаваемых объектов с сознанием. Неспособность неореалистов дать адекватный ответ на это и подобные ему затруднения в значительной мере ускорила распад этого филос. течения. В 40-е гг. в целях консолидации неореализма в США была создана Ассоциация реалистической философии, которая просуществовала недолго, но в нее вошли ряд неореалистов второго поколения (Д.К. Уильяме, Ч. Бэйлис). Дальнейшую разработку доктрина Н. получила в трудах британского философа С. Александера, попытавшегося обосновать все разновидности объектов познания в рамках единой пространственно-временной онтологии.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

НЕОРЕАЛИЗМ
        филос. направление, возникшее в Великобритании и США в нач. 20 в. под влиянием шотландской школы и нем. философов Брентано и Мейнон-га. Начало Н. связывается с публикацией статьи Дж. Э. Мура «Опровержение идеализма» («The refutation of idealism», 1930). Идеи Н. были развиты в «Программе и первой платформе шести реалистов» (1910; Р. Перри, У. Марвин, Э. Холт, У. Монтегю, У. Питкин, Э. Сполдинг), их кн. «Новый реализм» («The new realism», 1912) и др. работах. Н. явился реакцией на субъективный идеализм берклианства и прагматизма и абс. идеализм англ. неогегельянства. Подвергая критике тезис о тождестве действительности и «опыта», разделявшийся этими течениями, Н. подчёркивает существование «объекта», отличного от опыта. В гносеологии Н. развивает концепцию «непосредств. познания», формулируя теорию «имманентности независимого», согласно которой объект может непосредственно «входить» в сознание, в то же время не будучи зависимым от него в отношении своего существования и природы.
        В онкологии H. придерживается «нейтрального монизма», восходящего к идее «нейтральных элементов» опыта Маха, дополненной признанием логич. отношений и сущностей «реальными» элементами мира. В результате Н. признаёт две формы объективного существования: пространственно-временное физическое и лить временное существование психич. явлений (existence) и идеальное существование логич. объектов вне пространства и времени (subsistence). Если в гносеологии Н. тяготеет к субъективному идеализму и интуитивизму, то в онтологии — к объективному идеализму. Важное место в Н. занимает «теория внеш. отношений», направленная против абсолютизации неогегельянством понятия о всеобщей связи и, в свою очередь, абсолютизирующая независимость вещей от их взаимных отношений. На формулировку этой теории оказали влияние ранние филос. и логич. работы Рассела.
        В 20-х гг. в Н. на первый план выдвигается «спекулятивная космология» (Александер, Уантхед), обосновывающая независимость объекта от познания с помощью учения о «творческой (эмерджентной) эволюции», в которой сознание понимается как поздний уровень развития. Эта тенденция приводит к более тесному смыканию Н. с платонизмом, а также к попыткам соединения науки и религии. В совр. философии Н. как самостоят. течение не пользуется широким влиянием, но выступает как важный элемент различных филос. теорий.
        Богомолов А. С., Философия англо-амер. H., M., 1962; Xилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1905, с. 97—131, 167—9У; Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 9, § 1; The new realism. Cooperative studies in philosophy, N. Y., 1912; E vans D. L., New realism and old reality, Princeton, 1928: R ay В., Consciousness in neo-realism, L., 1935; Boman L., Criticism and construction in the philosophy of the American new realism, Stockh., 1955.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

НЕОРЕАЛИЗМ
господствующее течение в англ, философии 20 в., которое возникло в Кембридже и было основано в 1903 Дж. Муром. Оно направлено против неогегельянства, на спекулятивную разработку отдельных философских проблем, причем эти проблемы его представители пытаются решить посредством логического анализа, т.е. метода естествознания. Философия как система отвергается. В центре философских интересов стоят логика, теория познания, биология и физика. Кроме Мура, неореализм представлен С.Александером, Ч. Д. Бродом, С.Л.Морганом, Б.Расселом, А.Н.Уайтхедом и др. Вторая группа неореалистов, возглавляемая А.Айером, близка неопозитивизму.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

НЕОРЕАЛИЗМ
филос. направление, возникшее в Англии и США в нач. 20 в., но уходящее корнями к шотландской школе и философии Ф. Брентано и Мейнонга. На формирование основ Н. большое влияние оказали взгляды Дж. Э. Мура. Его теоретико-познават. идеи, выраженные в статье "Опровержение идеализма" ("The refutation of idealism", опубл. в журн. "Mind", new series, 1903, v. 12, Oct., No 48, затем вошло в его кн.: "Philosophical studies", L., 1920, new ed., [L. ], 1959), были развиты в "Программе и первой платформе шести реалистов" ("The programm and first platform of six realists") – Перри, У. Марвин, Монтегю, Ф. Г. Сполдинг, Э. Б. Холт, У. Питкин – опубликованной в 1910 (см. "Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods", 1910, No 7; затем перепечатано в сб. "Новый реализм" – "The new realism", N. Y., 1912). Философия Η. явилась реакцией на субъективный идеализм прагматизма и объективный идеализм англ. неогегельянства. Подвергая критике тезис о тождестве действительности и "опыта" (индивидуального у прагматистов и "абсолютного", божественного у неогегельянцев), Н. подчеркивает существование "объекта", отличного от опыта. В теории познания Н. придерживается "теории имманентности независимого", т.е. утверждения, что познаваемый объект может непосредственно "входить" в сознание, не завися в то же время от этого в отношении своего существования и природы. Эта теория дополняется "нейтральным (или эпистемологическим) монизмом", восходящим к теории "нейтральных элементов" Маха, от к-рой "нейтральный монизм" отличается введением в число нейтральных элементов логич. отношений.
В онтологии Н. формулирует взгляд, согласно к-рому необходимо признать две формы объективного существования: existence (пространственно-временного или только временного) и subsistence (идеального существования вне пространства и времени). Первая форма присуща соответственно физич. и психич. явлениям (объектам), вторая – общим понятиям и матем. объектам. Из признания второй формы существования вытекает также признание "объективности" ошибки, иллюзии и т.д. Т.о., если в своей теории познания Н. сближается с субъект. идеализмом и интуитивизмом, то в онтологии он тяготеет к объект. идеализму. "Эпистемологич. монизм" Н. дополняется онтологич. плюрализмом, к-рый обосновывается "теорией внешних отношений", формулирующей идею независимости вещи от тех отношений, в к-рые она вступает с др. вещами. Направленная против абсолютизации англ. неогегельянством понятия о всеобщей связи "теория внешних отношений" в свою очередь абсолютизирует независимость вещей от их взаимных отношений. На формулировку этой теории оказали влияние ранние филос. и логич. работы Рассела.
Н. не пользуется в наст. время широким влиянием как самостоят. филос. школа (см. также Реализм).
Лит.: Квитко Д. Ю., Очерки совр. англо-американской философии, М., 1936; Боднар Я., О совр. философии США, [пер. со словац. ], М., 1959; История философии, т. 5, М., 1961; Богомолов А. С, Философия англо-амер. Н., М., 1962; Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 97–131, 167–99; Hasan S. Ζ., Realism, Camb., 1928; Rogers A. K., English and American philosophy since 1800, N. Y., 1928; Bоman L., Criticism and construction in the philosophy of the American newrealism, Stockh., 1955; Passmore J., A hundred years of philosophy, L., 1957.
А. Богомолов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

НЕОРЕАЛИЗМ
    НЕОРЕАЛИЗМ — течение в англо-американской философии, которое возникло на рубеже 19—20 вв. и для которого было характерно признание независимого существования внешних объектов и их непосредственной данности познающему субъекту. Неореализм явился реакцией на абсолютный идеализм неогегельянства и идеалистический эмпиризм американского прагматизма. На формирование философии неореализма оказали влияние идеи Ф. Брентано, А. Мейнонга и шотландской школы. Анализ иитенциональной природы сознания в философии Брентано и Мейнонга, построенный на четком различии между психическими актами и тем, на что эти акты направлены, по сути уже содержал один из карди
    нальных постулатов неореализма: воспринимаемое и познаваемое сознанием существует независимо от актов восприятия и познания. В Англии первыми представителями неореализма стали Дж. Мур, Т. П. Нанн и Б. Рассел. Наиболее яркое выражение английский неореализм получил в работе Мура “Опровержение идеализма” (1903, рус. пер. 1987), где было подвергнуто резкой критике идеалистическое понимание опыта и реальности. С позиций реализма и здравого смысла воспринимаемое в своем существовании и природе не зависит от того, как оно воспринимается. В США с неореалистическими идеями выступили в 1901—1902 У. П. Монтегю и Р. Б. Перри, однако как философское течение неореализм оформился здесь в 1910, когда к Монтегю и Перри примкнули еще четверо философов — У. Т- Марвин, У. Б. Питкин, Э. Г. Спеллинг и Э. В. Холт — и они вместе опубликовали “Программу и первую платформу шести реалистов”. В более систематизированном виде их общий подход к философии был изложен в 1912 в коллективном труде “Новый реализм. Совместные исследования в философии”. Далекие от полного единомыслия американские неореалисты провозгласили своим общим лозунгом “освобождение метафизики от эпистемологии”, направив его против идеалистов, приписывавших эпистемологии центральную роль на том основании, что познание составляет универсальное условие бытия и поэтому исследование человеческого сознания должно предшествовать исследованию самой реальности. Согласно Марвину, в логическом плане эпистемология является вторичной по отношению ко многим специальным наукам и должна занять подобающее ей место. Неореалисты усматривали реальный фундамент философии в логике и отстаивали исключительную ценность анализа, чем в немалой степени способствовали распространению в СШАрасселовского понимания философии. Ядро доктрины американского неореализма составила теория “независимости имманентного”, согласно которой независимость бытия от сознания не означает отсутствия каких-либо отношений между ними. Для обоснования этого утверждения неореалисты использовали теорию внешних отношений, воспринятую ими у У. Джеймса и направленную против сформулированной в рамках абсолютного идеализма теории внутренних отношений. Если внутренние отношения “проникают” в связываемые ими объекты, сущностно определяя их природу, то внешние отношения не изменяют природы своих объектов. Постулируя существование внешних объектов и трактуя познание как один из видов внешних отношений, неореалисты заключали, что реальность объектов не зависит от тех когнитивных отношений, в которые они вступают. С другой стороны, неореалисты принимали принцип имманентности, согласно которому объекты воспринимаются нами непосредственно и их не отделяют от нас никакие ментальные сущности. Когда объекты познаются, они становятся содержанием сознания, непосредственно “входя” в него. Т. о., “дуализм” неореалистов в вопросе об отношении между познающим субъектом и познаваемым предметом дополняется эпистемологическим монизмом в трактовке отношения между предметом и тем, посредством чего этот предмет познается. Среди английских неореалистов аналогичной позиции придерживался Нанн, трактовавший и первичные, и вторичные качества как действительные свойства предметов. В вопросах онтологии неореалисты исходили из того, что объективный онтологический статус имеют и объекты, существующие реально, и объекты, существующие идеально. Однако из этого тезиса они делали разные выводы. Холт и в меньшей степени Перри разрабатывали концепцию нейтрального монизма, полагая, что анализ бытия в конечном счете должен обнаружить некоторые простейшие нейтральные элементы. Этими элементами они считали логические и математические сущности, которые не принадлежат всецело ни духу, ни материи, но могуг одинаково свободно входить как в физические, так и в психические комплексы, не изменяя своей природы. Вселенная представляет собой иерархию подобных комплексов, в которой каждый высший тип выводим из низших и которая тем самым уподобляется некой единой дедуктивной системе. Монтегю и Спеллинг возражали против определения всех объектов как в конечном счете нейтральных. Согласно Монтегю, нельзя считать одинаковым онтологический статус объектов, существующих реально, и объектов, существующих идеально, ибо первые принадлежат к области “действительного”, а вторые — к области “возможного”. В результате остров действительного бытия оказывается окруженным бескрайним морем возможных объектов, среди которых наиболее важными для Монтегю являются универсалии, присутствующие в конкретных вещах как их общие свойства. Спеллинг предложил поделить все сущности, выявляемые в ходе анализа, на существующие в пространстве и времени (физические объекты), существующие во времени и вне пространства (психические явления) и существующие идеально вне пространства и времени (логико-математические объекты). Вместе с тем все неореалисты придерживались плюралистической онтологии в том смысле, что приписывали объектам действительное обладание многообразием тех свойств, которые обнаруживает сознание. Это многообразие обусловлено множеством тех внешних когнитивных отношений, в которые может вступать объект. Так, стол, который с разных позиций мы видим то круглым, то овальным, в действительности, считали неореалисты, обладает и той, и другой пространственной формой. В трактовке познающего сознания неореалиста! придерживались той точки зрения, что оно является свойством человеческого организма, связано с поведенческими реакциями и его роль ограничивается отбором и упорядочением объектов в опыте. Однако если Холт и Перри подчеркивали пассивность сознания, его неспособность “творить” объекты, то Монтегю не склонен был видеть в сознании побочный продует сложных нервных структур и допускал субъективный опыт, вмешивающийся в процесс познания. В целом же неореалисты считали опыт объективным, ибо в сознание непосредственно входят предметы реального внешнего мира. Эту точку зрения было сложно примирить с фактами ошибок, заблуждений, иллюзий и т. д., возникновение которых стремились объяснить. Наиболее важное значение неореалисты придавали разрешению т. н. эгоцентрического затруднения: оно состоит в том, чтосубъект никогда не имеет дела с объектами, которые не были бы в каком-то смысле познанными и не предполагали соотнесенность с сознанием. Именно это затруднение, согласно Перри, неправомерно используют идеалисты, когда пытаются обосновать зависимость объекта от субъекта. Вместе с тем самим неореалистам также не удалось предложить удовлетворительного выхода из этого затруднения и показать, что оно не противоречит независимости бытия от сознания. Столь же неудачными были и попытки неореалистов объяснить, как возможны заблуждения и иллюзии, если опыт объективен. Все это вызвало серьезные возражения против доктрины неореализма со стороны критических реалистов, что в значительной мере ускорило распад этого философского течения.
    Приверженцы неореализма в дальнейшем отошли от его основных принципов. Холт стал психологом; Перри главное внимание уделял теории ценностей, а познание трактовал в терминах “ожидания”; Монтегю постепенно эволюционировал в сторону репрезентативного реализма. В 1940-х гг. в целях консолидации неореализма в США была создана Ассоциация реалистической философии, которая просуществовала недолго, но в нее вошли ряд неореалистов второго поколения (Д. К. Уильяме, Ч. Бэйлис). Дальнейшую разработку доктрина неореализма получила в трудах британского философа С. Александсра, попытавшегося обосновать все разновидности объектов познания в рамках единой пространственно-временной онтологии. Различные конфигурации нераздельного пространства-времени образуют иерархию уровней реальности (материя, жизнь, сознание, божество), которые Александер объясняет в терминах теории эмерджентной эволюции.
    Лит.: The Program and Firs! Platform of Six Realists.— “Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods”, 1910, ν. VII; The New Realism. Cooperative Studies in Philosophy: E. B. Holt, W. T. Marvin, W. P. Montague, R. В. Репу, W. B. Pitkin, E. G. Spaulding. N. Y, 1912; Репу R. B. Present Philosophical Tendencies. N. Y, 1912; Holt E. B. The Concept of Consciousness. L., 1914; Montague W. P. The Ways of Knowing. N. Y., 1925; Alexanders. Space, Time and Deity. L., 1920; МурДж. Опровержение идеализма.— В кн.: Историко-философский ежегодник. М., 1987; Хипп Т. П. Современные теории познания. М., 1965.
    Л. Б. Макеева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "НЕОРЕАЛИЗМ" в других словарях:

  • неореализм — неореализм …   Орфографический словарь-справочник

  • Неореализм — (англ. new «новый» и англ. realism «реализм»): Неореализм (изобразительное искусство) Неореализм (кинематограф) Итальянский неореализм Индийский неореализм Неореализм (литература) Неореализм (политология) Неореализм (философия) См.… …   Википедия

  • НЕОРЕАЛИЗМ — (от греч. neos новый и позднелат. reales вещественный), мощное идейно художественное направление, в итальянской культуре, преимущественно в кинематографе, с окончания Второй мировой войны, в первые послевоенные годы. Был вызван к жизни… …   Энциклопедия кино

  • НЕОРЕАЛИЗМ — 1) направление в итальянском кино и литературе сер. 40 х сер. 50 х гг. 20 в. Фильмы, основанные на документальнх фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест фильм Рим открытый город… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НЕОРЕАЛИЗМ — НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2 й мировой войны. Фильмы 1945 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных …   Современная энциклопедия

  • НЕОРЕАЛИЗМ — направление в философии 20 в. Основные идеи выдвинули Дж. Э. Мур и Б. Рассел, в особую доктрину был развит в США (Р. Перри, У. Монтегю, Э. Холт, Э. Сполдинг, У. Марвин, У. Питкин). Выдвинул положение о непосредственной данности познаваемой вещи в …   Большой Энциклопедический словарь

  • Неореализм —         направление в итальянской живописи и графике середины 1940 х середины 50 х гг. Получило название по одноименным и одновременным направлениям в итальянском кино, литературе и театре. Основные предпосылки сложения неореализма в итальянской… …   Художественная энциклопедия

  • неореализм — а, м. néo réalisme m. Художественная тенденция в живописи в духе реалиста Курбе. Реализм был густая, полновесная и тяжелая живопись масляными красками. Нео реализм хочется сравнить с акварелью, из под которой сквозит лирический фон души. Волошин… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • неореализм — неореализм. Произносится [нэореализм] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Неореализм — НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2 й мировой войны. Фильмы 1945 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «НЕОРЕАЛИЗМ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.