ВАЧАСПАТИ МИШРА

ВАЧАСПАТИ МИШРА
ВАЧАСПАТИ МИШРА
    ВАЧАСПАТИ МИШРА (санскр. Vàcaspati Мйга)-индийский философ-энциклопедист, написавший 8 сочинений в традициях всех классических брахманистских систем, за исключением вайшешики. Брахман из Северной Индии (Митхила, совр. Бихар), учился у одного из четверых “столпов ньяи”—Трилочаны. Вачаспати Мишра указал точную датировку одного из своих сочинений (“Индекс ньяи”. содержавший список аутентичных “Ньяя-сутр”), но неизвестно, по какой эре потому одни индологи относят его деятельность к 9 в., другие—к 10 в. Язык Вачаспати Мишры отличался классической точностью. В ньяее помимо индекса Вачаспати принадлежит также комментарий к субкомментарию Уддйотакары на “Ньяя-сутры”— “Ньяя-вартгика-татпарьятика”, где он отражает нападки Дхармакирти и его последователей на Уддйотакару и подвергает критике буддийские теории восприятия, радикальное различение “ощущения” и “понятия”, номиналистическое учение апоха-вады. Вачаспати Мишра формулирует концепцию внешнего критерия истины, которая не самодостоверна, но основывается на умозаключении, подтверждаемом, в свою очередь, успешной практикой. В веданте Вачаспати Мишра в комментарии “Бхамати” истолковал основной труд Шанкары “Брахма-сутра-бхашья”. Различал два мировых незнания (авчдья): субъективное и всеобщее, “корневое” (мулявидья), но считал, в отличие от других течений адвайты, чтоего основой являются скорее индивидуальные души, чем Брахман. Вачаспати-мимансак написал комментарии к трактатам Мандана Мишры и собственный трактат “Таттва-бинду”. В йоге ему принадлежал детальнейший комментарий к “Йога-сутра-бхашье” Вьясы — “Таттва-вайшаради”. Вачаспати написал самый системный из комментариев к “Свя”а;ья-кв^”пке”—“Таттвакаумуди”, уделив специальное внимание обоснованию возможности контакта духовного начала-Дудуши и менталитета-буддхч и сформулировав эпистемологическую доктрину классической санкхьи.
    Лит.: Joshi R. R. L. Väcaspati MiSra. A Study. Poona, 1958; Дао V. ff. S. Vacaspati's Contribution to Advaita. Jayanagar, 1984.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ВАЧАСПАТИ МИШРА" в других словарях:

  • МАНДАНА МИШРА —     МАНДАНА МИШРА (санскр. Mandana Misra) (7 8 вв.) мимансак, ведантист, представитель лингвофилософии. Согласно традиции, был учеником Кумарила Бхатты, но, будучи побежден в диспуте Шанкарои, стал последователем адвайта веданты и якобы принял… …   Философская энциклопедия

  • САНКХЬЯ —         (санскр., букв. число, перечисление, расчёт), одна из шести др. инд. ортодоксальных (брахманских) филос. школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В… …   Философская энциклопедия

  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА —         (санскр. адвайта недвойственность), др. инд. религ. филос. направление, разновидность веданты, характеризующаяся последоват. монизмом. Важнейший представитель Шанкара (кон. 8 9 вв.). Брахман, бог, выступает в А. в. в качестве единой и… …   Философская энциклопедия

  • ДЖИВА — [санскр. жизнь, живое существо, душа], одно из основных обозначений духовного начала в инд. религиях и философиях, имеющее нек рое сходство с европ. понятием «душа»; тесно связано с инд. понятием Атман. В литературе Вед Д. обозначает «жизнь»; в… …   Православная энциклопедия

  • Шохин, Владимир Кириллович — (р. 03.05.1951) спец. по истории филос.; д р филос. наук. Род. в Москве. Окончил филос. ф т МГУ (1974). В 1974 1986 сотрудник Ин та востоковедения АН СССР. С 1986 ст. н.с, с 1997 гл. н. с. ИФ РАН. Докт. дисс. "Историко философский процесс в… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ДАРШАНА —         ((интеллектуальное, духовное) видение, взгляды (на сущее)) в Индии, начиная с последних веков до н. э., форма существования, воспроизводства и развития общетеоретич. мысли и результатов ее в виде текстов, охватывающей в зап. понятиях в т …   Словарь индуизма

  • ДЖИВА —         (санскр., букв. живущий, живой), живое существо, душа; понятие инд. философии, прежде всего джайнизма, где Д. одна из осн. сущностей или субстанций. Д. присущи сознание, вечность (несотворён ность и неразрушимость), способность к… …   Философская энциклопедия

  • ИНДИЙСКАЯ ЛОГИКА — оригинальная форма логики, возникшая в Индии независимо от развития логики в Европе. Различают три периода И. л.: первый – приблизительно 6 в. до н.э. – 2–3 вв. н.э., когда в связи с оживленными дискуссиями между представителями различных… …   Философская энциклопедия

  • Список русскоязычных санскритологов — В список включены русскоязычные ученые, основным предметом исследований которых была Индия периода господства древнеиндийских языков, прежде всего санскрита как литературного языка (с конца II тысячелетия до н. э. до XII века… …   Википедия

  • АНУМАНА —     АНУМАНА (санскр. anumàna, anu mà измерять вслед за чем то или в соответствии с чем то) термин индийской логики и эпистемологии, обозначающий логический вывод, считавшийся вторым после восприятия источником достоверного познания (прамана).… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»