ВАН ДАО

ВАН ДАО
ВАН ДАО
    ВАН ДАО (кит. “путь совершенного правителя”, “путь истинного царя”) — понятие традиционной китайской, гл. о. конфуцианской, политической мысли, выражающее идеал государственного управления. Впервые упоминается в “Шу изиде”. Входящий в бином ван дао иероглиф “ван” обозначает титул верховного правителя в древнем Китае (до кон. 3 в. до н. э.). Начертание иероглифа—три горизонтальные черты, соединенные вертикальной,—может интерпретироваться и как иероглиф “ту” (“земля”, “почва”), вверху ограниченный горизонтальной линией, и несет идею соединения Неба и Земли, т. е. высшего божественного и (или) природного начала и его противоположности, а также идею медиации между ними. В традиционной историографии закрепилось толкование ван дао как “правильного пути прежних ванов”. Конфуцианская трактовка ван дао противостояла легистской (см. Дегизм), выраженной в “Шин цзюнь шу>, где “путь правителя” подразумевал “путь к господству в Поднебесной” с помощью мер, направленных на укрепление единоличной власти монарха и усиление т. о. государства. В “Мэн-цзы” (4—3 вв. до н. э.) “[совершенному] правителю”(вану) противопоставлен “деспот/гегемон” (ба)— так титуловался самый сильный из правителей древнекитайских царств в 8—5 вв. до н. э. Если ван “использует благую силу (дз) и осуществляет гуманность (жэт)”, то ба “использует силу и пренебрегает гуманностью”. В “Сюнь-цзы” ван и ба выступают как выразители разных, но одинаково необходимых принципов управления: ван “возвышает ли—благопристойность, почитает таланты”, “утверждает долг/справедливость^)”, тем самым “овладевая людьми”; ба “делает упор на закон, любит народ” и “утверждает благонадежность”, т. о. “овладевая [отношениями] между (людьми], увеличивая мощь [своей] земли и [полностью] овладевая [ею]”. В легистском трактате “Хань Фзй-цуы” предложен единый “путь правителя—деспота/гегемона” (ван ба чжи дао), отвергающий конфуцианские принципы управления, основанные на культивировании морали: “просветленный государь использует (главным образом] силу”, “[следует] не использовать благодать/добродетель, но использовать закон”. В средневековой политической мысли понятие “ба дао” (“путь деспота”) употреблялось гл. о. как антоним ван да(>1 но само понятие ван дао включало интегрированные конфуцианством легистские идеи.
    Лит.: Мартынов А. С. Представление о природе и мироустроительных функциях власти китайских императоров в официальной традиции.—”Народы Азии и Африки”, 1972, № 5; Лапина 3. Г. Функционирование механизма традиции и проблема идеалов в политической мысли средневековья (на материалах трактата Ли Fqy, 1039).—В кн.: Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.
    А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ВАН ДАО" в других словарях:

  • Цинь-ван-дао — китайский, открытый для иностранной торговли порт несколько южнее Великой стены, на берегу Ляодунского залива. Порт этот всю зиму свободен от льда, почему вывоз из него каменного угля с Кайпинских копей, важнейших в Северном Китае, более… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ДАО — универсальный символ кит. культуры. Вероятно, термин «Д.» впервые введен в предфилософский и филос. язык анонимными «совершенномудрыми людьми» (шэн жэнь), непосредственными предшественниками философов (цзы). Д. ключевая гносеологическая,… …   Философская энциклопедия

  • ВАН БИ — (второе имя – Фу Сы ) (226–249) – кит. философ идеалист. Традиция приписывает В. Б. основание совместно с Хэ Янем даоской школы цинтань и создание нового учения ( Синьсюэ ), к рое явилось основой идеологии господств. класса феодалов. В. Б. –… …   Философская энциклопедия

  • ВАН ЧУАНЬШАНЬ — Ван Фучжи, Ван Эрнун, Ван Цзянчжай, выдающийся китайский философ неоконфуцианец и ученый энциклопедист. Родился в интеллигентной семье 7 октября 1619 в Хэнъяне уезда Хэнчжоу, с детства отличался недюжинными способностями и в 1642 получил среднюю… …   Энциклопедия Кольера

  • ВАН БИ — (226 249), Ван Фусы, философ, один из родоначальников сюань сюэ синтезирующего конфуцианство и даосизм учения о таинственном , то есть о сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогической традиции умозрительных спекуляций …   Энциклопедия Кольера

  • Дао Дэ Цзин — Даосизм История Люди Школы Храмы Терминология Тексты Боги Медицина Астрология …   Википедия

  • ВАН АНЬШИ — (1021 1086), Ван Цзефу, выдающийся китайский социальный реформатор, государственный деятель, философ конфуцианец (см. КОНФУЦИАНСТВО), литератор и филолог. Родился в Линьчуань в провинции Цзянси в семье мелкого чиновника, уже в 1042 получил высшую …   Энциклопедия Кольера

  • дао передача — ДАО ТУН Передача дао (учения, традиции) Понятие, обозначающее передачу духовного учения от первомудрецов к последующим поколениям. Появилось в конф. философии, впоследствии широко распространилось в кит. сектантстве. Хотя сам Конфуций не… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ВАН АНЬ-ШИ — (1021–86) – кит. философ материалист и реформатор. Автор большого количества произведений: Комментарии к Великому плану ( Хун фань чжуань ), Комментарии к „Дао дэ цзин“ ( Дао дэ цзин чжу ) и др. В. А. ш. считал, что материя первична, а все вещи… …   Философская энциклопедия

  • ВАН ФУ — Ван Цзесинь (76[[ 85]] 157[[ 167]]), ВАН ФУ китайский философ конфуцианец, политический мыслитель. Родился в Линьцзине (совр. уезд Чжэньюань провинции Ганьсу). Будучи сыном наложницы и не имея возможности сделать карьеру, вел частный образ жизни… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»