ВАН ТИНСЯН

ВАН ТИНСЯН
ВАН ТИНСЯН
    ВАН ТИНСЯН (Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань) (4 декабря 1474, Ифэн (современный Ланькао) провинции Хэнань—23 сентября 1544]—китайский философ-неокон фуцианец, государственный деятель, писатель и поэт, теоретик литературы и музыки, ученый, занимавшийся естественными науками, гл. о. астрономией. Родился в семье мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую степень цзиньши и в статусе “многообещающего мужа” (шуцзиши) был оставлен в штате академии Ханьлинь. Военный министр (1530—33) и глава цензората (1533—41); в 1541 отстранен от должности и лишен всех чинов. В 1567 посмертно реабилитирован. Главные философские произведения Ван Тинсяна — сборник эссе “Шэнь янь” (“Осмотрительные слова”) и “Я шу” (“Переложения классики”). Оставаясь в рамках неоконфуцианства, Ван Тинсян выступал против обоих его главных направлений: официального (школы братьев Чэн — Чжу Си) и неофициального (школы Лу Цзююаня—Ван Янмина). По онтологическим взглядам близок к Чжан Цзаю. Универсальной мировой субстанцией, существовавшей “до рождения Неба {тянь) и Земли (ди)”, считал “изначальную пневму” (юань ци), которая является “наивысшей вещью(у)”, корнем и телесным субстратом (ти) “принципов” (ли) и дао, содержа в себе “семена” всех объектов. “Великий предел” (тай цзи), бывший у чжусианцев интегратором всех “принципов”, Ван Тинсян определял как первозданное аморфное состояние материальной, “реально наличествующей” (ши ю) и чувственно воспринимаемой “пневмы” (ци). “Изначальная пневма” вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому она, по Ван Тинсяну, тождественна “Великому пределу” и в гносеологическом смысле — как пределу познания. Помимо “изначальной пневмы” Ван Тинсян выделял производную от нее “пневму порождения” (шэн ци), образующую мир преходящих и изменчивых явлений, в котором воплощаются “формы” и “принципы” и полностью актуализируется дао.
    В отличие от ортодоксальных конфуцианцев, утверждавших вечность “принципов” в общественной жизни, Ван Тинсян признавал их изменчивость во времени. “Индивидуальная природа” (свн) человека, по его теории, неотделима от “пневмы” и формируется осознанным жизненным опытом; доброта изначально присуща только “совершенномудрым”, простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о благоприобретаемости и социальной обусловленности доброты, противостоящий ортодоксальным для конфуцианства положениям учения Мэн-цзы, сближает взгляды Ван Тинсяна с концепцией Сюнь-цзы. Исходя из эмпирической обусловленности знания, Ван Тинсян критиковал возвеличивание его априорных форм типа “благосмыслйя” (лян чжи). С позиций реализма и практицизма выступал против теологических тенденций Дуя Чжуншу, “нумерологии” (сян шу чжи сюэ) Шао Юна и квиетизма Чжоу Дуньи.
    Соч.: Ван Тинсян чжэсюэ сюаньцзи (Избр. филос. соч.), ред. Хоу Вайлу. Пекин, 1965.
    А. И. Кобзвв

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ВАН ТИНСЯН" в других словарях:

  • ВАН ТИНСЯН — Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань (1474 1544), китайский философ неоконфуцианец, государственный деятель, писатель и поэт, теоретик литературы и музыки, ученый, занимавшийся естественными науками, главным образом астрономией. Родился 4 декабря 1474 в… …   Энциклопедия Кольера

  • ван тинсян — Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань. 4.12.1474, Ифэн (совр. Ланькао) пров. Хэнань, 23.9.1544 Философ неоконфуцианец, гос. деятель, писатель и поэт, теоретик лит ры и музыки, ученый, занимавшийся естеств. науками, гл. обр. астрономией. Род. в семье мелкого …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КОНФУЦИАНСТВО — И в осевое время зарождения китайской философии, и в эпоху соперничества ста школ , и тем более в последующие времена, когда идейный ландшафт утратил столь пышное разнообразие, конфуцианство играло центральную роль в духовной культуре… …   Энциклопедия Кольера

  • НЕОКОНФУЦИАНСТВО —         [лисюе учение о законе, принципе (природы, неба), или син ли сюе учение о природе (человека, вещей) и законе (природы), а также дао сюе учение о пути (в отличие от дао цзяо даосизма)}, течение в кит. философии, возникшее при династии Сун… …   Философская энциклопедия

  • фигура — СИН (1). (Индивид.) природа ( качество , характер , пол ). Категория традиц. кит. философии и культуры. Этимология иероглифа С. (знаки сердце и жизнь , рождение ) указывает на его отношение к природному началу, а применительно к человеку на связь …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ЧЖИ-СИН — Знание действие . Терминологическая оппозиция, выражающая соотношение двух специфических категорий китайской философии: чжи2 [[действенное]] знание ( сознание , познание , разумность , мудрость , понимание , видение ) и син3 [[сознательное]]… …   Энциклопедия Кольера

  • знание - действие — ЧЖИ СИН Знание действие Терминологич. оппозиция, выражающая проблему соотношения двух специфич. категорий кит. философии: чжи (2) (действенное) знание ( сознание , познание , разумность , мудрость , понимание , ведение ) и син (3) (сознательное)… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ложное — СЮЙ Пустотность ( пустота , пустое , нереальное , ложное ) Категория кит. философии, выражающая понятие абс. вместимости в онтологич. и гносеопсихологич. смысле. Составляет стандартную терминологич. оппозицию понятию ши (2) реальность , полнота …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ЧЖИ-СИН —     ЧЖИ СИН (знание действие) терминологическая оппозиция, выражающая соотношение двух специфических категорий китайской философии: чжи “[действенное] знание” (“сознание”, “познание”, “разумность”, “мудрость”, “понимание”, “видение”) и син… …   Философская энциклопедия

  • Список философов по школам и направлениям —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не ус …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»