- БХЕДА-АБХЕДА
- БХЕДА-АБХЕДА
-
БХЕДА-АБХЕДА (санскр. bhedàbheda, букв.— [учение о] тождестве и различии) —философское направление веданты, согласно которому Брахман одновременно существует в двух аспектах: как трансцендентный миру, абсолютно отличный от него, и как имманентный миру и душам, составляющий с ними неразрывное единство. Истоки доктрины прослеживаются еще в гимне “Пуруша-сукта” из “Ригведы”, ее историческое развитие обыкновенно разделяют на три периода. К первому причисляют предшественников Шанкары, идеи которых дошли только в передаче более поздних мыслителей и еще не были сформулированы с достаточной степенью четкости. Это Ашмаратхья и Ауяоломини, упоминаемые Бадараяной, а также Бхартрипрапанча (ок. 5 в.), впервые подробно развивший сравнение Брахмана и мира с океаном и его волнами. В дальнейшем развитие доктрины отражает общую историческую эволюцию веданты: от акцента на тождество (абхеда) — к признанию все большей реальности различия (бхеда). Второй период связан с именем Бхаскары, младшего современника Шанкары и толкователя “Брахма-сутр”, положившего начало вишнуитскому направлению веданты. С точки зрения Бхаскары, Брахман-причина реально эманирует в мир, являющийся его следствием. Эта ранняя бхеда-абхеда еще достаточно близка к представлениям адвайты: несмотря на полемику с Шанкарой, Бхаскара полагал, чтоБрахман наделен нераздельной сущностью (эки-бхава), а его растворение в мире обусловлено упадхи, или “привходящими ограничениями”. Отстаивая абсолютную значимость Брахмана, “наделенного свойствами” (сагуна), он считал, чтов своем высшем проявлении этот Брахман лишен формы, не затрагивается мирским многообразием и не имеет частей и только в такой своей ипостаси может быть объектом поклонения. Следующий крупный представитель бхедаабхеды, Ядава (нач. 9 в.), утверждал, что посредством “энергии эманации” (паринама-шакти) Брахман реально развертывается в персонифицированного Бога — Ишвару, души (чит) и неодушевленную природу (ачит). Равноправность аспектов тождества и различия в учении Ядавы и признание относительной реальности души сближают его идеи со школой Рамануджи. Если учения Бхаскары и Ядавы оказались медиатором между адвайтой и вишчшта-адвайтой, то третий период развития доктрины сыграл роль своеобразного мостика уже между вишишта-адвайтой и двайтой Мадхвы. Его 'представитель Нимбарка (11 в.) вводит изменчивость в самую сердцевину представления о Брахмане; в своем варианте бхеда-абхеды, более известном как дваита-адваита (двойственность-и-иедвойственность), он разделяет статический, или тождественный аспект Брахмана (абхеда) и его динамический, или различительный аспект (бхеда), который проявляется в виде силы, энергии (шакти). Представление Нимбарки об отдельном реальном существовании дживы, получающей свою форму от Брахмана и прямо зависящей от него, прямо подводит к основным положениям школы двайта.Лит.: Hopkins Т. /. The Hindu Religious Tradition. Encino, 1971; Mahadevan T. M. P. Outlines of Hinduism. Bombay, 1971; Tripalhi M. S. A Sketch of the Vedanta Philosophy. New Delhi, 1982. H. В. Исаева
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.