- НЕЙРАТ
- НЕЙРАТ
-
(Neurath) Otto (1892—1945) — австр. философ, социолог и экономист; видный представитель логического позитивизма, один из организаторов и лидеров Венского кружка. Н. был убежденным антифашистом и демократом, принимал участие в революционных боях 1918—1923 в Австрии и Германии. После захвата Австрии гитлеровской Германией переехал в Голландию, в 1940 — в Англию, где до конца жизни преподавал в Оксфордском ун-те. Сегодня оригинальные идеи Н., даже если они расцениваются скорее как филос. гипотезы, вновь используются в теоретических дискуссиях.
Лекции Н. «Das Problem des Lustmaximums» (1912, transl. in: Neurath O. Empiricism and Sociology. Dordrecht; Boston, 1973) о концептуальной критике идеи максимального удовольствия по сути предвосхитили развитие аналитической этики в сер. 20 в. Статья Н. «Prinzipielles zur Geschichte der Optik» (1915, transl. in: Neurath O. Empiricism and Sociology) по альтернативным гипотезам и системам гипотез (на примере физической оптики) представляла собой интересный анализ исторического развития соперничавших теорий света, их нереализованных возможностей и случайного выживания теорий в науке — все это весьма близко не только более поздним идеям Т. Куна, но и самого Венского кружка. Одна из наиболее значительных статей Н. «Die Verirrten des Cartesius und das Auxiliarmotiv; zur Psychologie des Entschlusses» (1913, transl. in: Neurath O. Philosophical Papers), посвященная анализу «метафизических размышлений» Р. Декарта, содержит простое и ясное описание процесса рационального принятия решений, используемого и в теоретической, и в практической жизни, а также предостережение против псевдорационализма, которым так легко обмануться, когда недооцениваются неполнота и неточность нашего знания.
Заметное влияние на развитие доктрины неопозитивизма оказала дискуссия между Н. и Р. Карнапом о природе протокольных предложений, считавшихся эмпирическим базисом науки. Н. полагал, что протокольные предложения не обладают преимуществами по сравнению с др. видами предложений. Критерием истинности по Н. является не абсолютная достоверность протокольных предложений, а в конечном счете непротиворечивость утверждений науки; любое предложение (не противоречащее др. предложениям данной науки), в зависимости от задач исследования, может быть выбрано ученым (по соглашению с др. учеными) в качестве протокольного. При этом вопрос о том, как приходят ученые к указанному соглашению, остается их личным делом и не имеет отношения к логике и философии (изучение этого вопроса — дело социологии, причем той ее части, которая изучает общественное поведение ученых, их воспитание и обучение). В работах Н. нач. 1930-х гг. об основаниях знания, отчетах о наблюдениях, протокольных предложениях рассматривалась когерентная теория истины в ее эпистемологической и социоисторической форме, обосновывалась ошибочность идеи протокольных предложений, что стимулировало позднее работы У. Куайна и Куна.
Критика Н. первого издания кн. К. Поппера «Логика исследования» более чем на 25 лет предвосхитила дискуссии между И. Лакатосом, П. Фейерабендом, А. Грюнбаумом и Куном по проблеме фальсификации.
Считая установление единства знаний важнейшей задачей философии науки, Н. вместе с Карнапом стал одним из авторов и главным редактором «International Encyclopedia of Unified Science» (Международная энциклопедия единой науки) (1938—1940). Одна из основных филос. идей Н. состоит в обосновании возможности единого унифицированного языка науки, опирающегося на язык физики и математики и способного обеспечить единство научного знания (т.зр. т.н. радикального физикализма). С помощью такого языка можно установить логические связи между науками, выработать общую методологию, проанализировать основные понятия и разработать классификацию наук. Н. первостепенное внимание уделил переводу на такой язык положений психологии и социологии.
Предметом психологии, по Н., должно быть изучение поведения отдельных людей, «...которое можно интерсубъективно описать на языке физики». Рассуждения о психике, о «чужом сознании» и т.д. Н. относил к разряду метафизических и ненаучных. Такая концепция (называемая Н. «бихевиористской») привела Н. в конечном счете к оценке бихевиоризма как единственно возможной формы научной психологии.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- НЕЙРАТ
-
(Neurath) OТТО (10.12.1882, Вена,— 22.12. 1945, Оксфорд), австр. философ, социолог и экономист. Один из организаторов и лидеров Венского кружка. В 1934—40 жил в Голландии, с 1941 — в Великобритании. Филос. и социологич. взгляды Н. эклектически соединяют тенденции стихийного, естеств.-науч. материализма со взглядами логич. позитивизма. Н. считал, что критерием истинности т. н. протокольных (исходных) предложений науки, избираемых учёными по соглашению, является в конечном счёте непротиворечивость их др. утверждениям данной науки. Видя в установлении единства знаний важнейшую задачу философии науки, Н. полагал, что его можно достичь с помощью «унифицированного языка науки», опирающегося на языки физики и математики (точка зреният. н. радикального физикализма). Вместе с Карнапом был одним из авторов и гл. редактором «Междунар. энциклопедии унифицированной науки» (1938—40). По обществ.-политич. взглядам Н.— последователь австромарксизма.Empirische Soziologie, W., 1931; Le diveloppement du cercle de Vienne et I'ayenir de l'empirisme logique, P., 1935; Modern man in the making, [N. ?.] — L., 1939; Foundations of social sciences, Chi., 1962; Wissenschaftliche Weltauffassung. Sozialismus und logischer Empirismus, Fr./M., 197Я.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- НЕ́ЙРАТ
-
(Neurath), Отто (10 дек. 1882 – 22 дек. 1945) – австр. философ, социолог и экономист; был одним из организаторов и лидеров Венского кружка; после захвата Австрии гитлеровской Германией переехал в Голландию, а оттуда в 1940 – в Англию, где до конца жизни преподавал в Оксфордском ун-те. Филос. и социологич. взгляды Н. эклектически соединяют тенденции стихийного, естеств.-науч. материализма со взглядами логического позитивизма. Н. занимал наиболее радикальную позицию по двум осн. проблемам, стоявшим в центре внимания логич. позитивизма и тесно связанным с пониманием логич. природы науки, а именно по проблеме протокольных предложений и по проблеме единства науки. Он считал, что протокольные предложения не обладают преимуществами по сравнению с др. видами предложений. Критерием истинности является не (отвергаемая Н.) абс. достоверность протокольных предложений, а в конечном счете непротиворечивость утверждений науки; любое предложение (не противоречащее др. предложениям данной науки), в зависимости от задач исследования, может быть выбрано ученым (по соглашению с др. учеными) в качестве протокольного. При этом вопрос о том, как приходят ученые к указанному соглашению, является их личным делом и не имеет отношения к логике и философии (изучение этого вопроса дело социологии, причем той ее части, к-рая изучает обществ. поведение ученых, их воспитание и обучение). Н. мн. внимания уделил идее т.н. "унифицированного языка науки". Вместе с Карнапом он был одним из авторов и гл. редактором издания "International encyclopedia of unified science" (1938–1940). Считая установление единства знаний важнейшей задачей философии науки, Н. полагал, что его можно достичь с помощью единого, универс. языка, опирающегося на яз. физики и математики, (т. зр. т.н. "радикального физикализма"). С помощью такого яз. можно установить логич. связи между науками, выработать общую методологию, проанализировать осн. понятия и разработать классификацию наук. Н. осн. внимание уделил переводу на такой яз. положений психологии и социологии. Предметом психологии, по Н., должно быть изучение поведения отд. людей, "...которое можно интерсубъективно описать на языке физики" ("Le développement du cercle de Vienne et l'avenir de l'empirisme logique", P., 1935, p. 6). Рассуждения о психике, о "чужом сознании" и т.д. Н. относил к разряду метафизических и ненаучных. Такая концепция (называемая Н. "бихевиористикой") привела Н. в конечном счете к оценке бихевиоризма как единственно возможной формы науч. психологии. Социология, по Н., исследует поведение больших или малых человеч. групп (племен, наций, гос-в, классов и т.д.) и является социал- бихевиористикой. "Физикализованная" социология основана лишь на эмпирич. предложениях наблюдения, говорящих, напр., об условиях климата, биологич., географич. условиях, о поведении людей и т.д. (см. "Foundations of social sciences", Chi., 1954, p. 4).H. призывал отказаться от традиц. деления наук на физич., биологич., социальные (или "духовные"). В пределах унифицированной науки, во-первых, природа и общество должны исследоваться одними и теми же методами, а во-вторых, для понимания истории общества любые природные факторы являются столь же важными, как и факторы обществ. жизни. Поэтому, ставя перед социологией задачу установления законов и формулирования предвидений, он был вынужден подчеркивать ограниченность предсказуемости будущих обществ. явлений ввиду трудности учета всех факторов, воздействующих на них. Н. критиковал традиц. понятие причинности (в основном в социальных науках), считая, что объяснение социальных явлений должно быть вероятностным.По своим общественно-политич. взглядам Н. был убежденным антифашистом и демократом, принимал участие в революц. боях 1918–23 в Австрии и Германии. Н. считал себя марксистом, будучи по существу сторонником австромарксизма. Для Н. характерны непонимание марксизма в целом и марксистской диалектики в частности, попытки представить марксизм как "подлинную эмпирическую социологию" (см. "Erkenntnis", Bd 2, Lpz., 1932, S. 422), сходную с его "физикалистской" социологией.Соч.: Vollsozialisierung und Arbeiterorganisation. Reichenberg, [1920 ]; Bayerische Sozialisierung- serfahrungen, W., 1920; Anti-Spengler, Münch., 1921; Wirtschaftsplan und Naturalrechnung, В., 1925; Antike Wirtschaftsgeschichte, 3 Aufl., Lpz.–В., 1926; Lebensgestaltung und Klassenkampf, В., 1928; Empirische Soziologie, W., 1931; International picture language; the first rules of isotype, L., 1936; Modern man in the making.Лит.: Kraft V., Der Wiener Kreis, W., 1950; Logical positivism, ed. by A. J. Ayer, Glencoe (Ill.), 1960 (имеется библ. работ H.); Ruml V., Základní otázky filosofie logického pozitivismu, Praha, 1962.И. Добронравов. Москва, А. Бегиашвили. Тбилиси.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- НЕЙРАТ
-
НЕЙРАТ (Neurath) OTTO (10 декабря 1892, Вена — 22 декабря 1945, Оксфорд, Англия) — австрийский философ, социолог и экономист; видный представитель логического поштивизма, был одним из организаторов и лидеров Венского кружке. Нейрат был убежденным антифашистом и демократом, принимал участие в революционных событиях в 1918—23 в Австрии и Германии. После захвата Австрии гитлеровской Германией переехал в Голландию, а оттуда в 1940 — в Англию, где до конца жизни преподавал в Оксфордском университете. Лекции Нейрата (“Das Problem des Lustmaximums”, 1912) о концептуальной критике идеи максимального удовольствия по сути предвосхитили развитие аналитической этики в сер. 20 в. В 1915 появилась статья Нейрата, посвященная альтернативным гипотезам, системам гипотез (на примере физической оптики), которая представляла собой интересный анализ исторического развития соперничающих теорий света, их нереализованных возможностей и случайного выживания теорий в науке. В работе “Zur Klassification von Hypothesensystemen” (1916) Нейрат рассмотрел несоответствия различных попыток классифицировать системы гипотез и впервые заявил о том, что одной из задач научной философии является разработка метатеории. Одна из наиболее значительных статей Нейрата, посвященная анализу “Метафизических размышлений” Р. Декарта, содержит простое и ясное описание процесса рационального принятия решений, используемого нами и в теоретической, и в практической жизни, а также предостережение против псевдорационализма, которым так легко обмануться, когда недооценивается неполнота и неточность нашего знания. В статьях Нейрата о физикализме намечен поворот “частного” феноменализма карнаповской реконструкции мира как мира науки и повседневности к “общественному” вещному языку коммуникационной технологии и социальных взаимоотношений.Заметное влияние на развитие доктрины логического позитивизма оказала дискуссия между Нейратом и Карнапом о природе протокольных предложений — эмпирического базиса науки. Нейрат считал, что протокольные предложения не обладают преимуществами по сравнению с др. видами предложений. Критерием истинности является не абсолютная достоверность протокольных предложений, а в конечном счете непротиворечивость утверждений науки; любое предложение (не противоречащее другим предложениям данной науки), в зависимости от задач исследования, может быть выбрано ученым (по соглашению с др. учеными) в качестве протокольного. При этом вопрос о том, как приходят ученые к указанному соглашению, является их личным делом и не имеет отношения к логике и философии. Работы Нейрата нач. 1930-х гг. (см., напр., “Protokolsaetze”, 1932—33) об основаниях знания, отчетах о наблюдениях, протокольных предложениях разрабатывали когерентную теорию истины в ее эпистемологической и социоисторической форме, обосновывали неизбежную ошибочность идеи “протокольных предложений”, что стимулировало позднее работы У. Куайна и Т. Куна.Критика Нейратом первого издания книги К. Поппера “Логика исследования” (Pseudorationalismus der Falsification, 1935) более чем на 25 лет предвосхитила все дискуссии между Лакатосом, фейерабендом, Грюнбаумом и Куном по проблеме фальсификации, указав на эпистемологические трудности их “парадигм” и “исследовательских программ”, а также других способов описания структуры и развития науки.Считая установление единства знаний важнейшей задачей философии науки, Нейрат вместе с Карнапом стал одним из авторов и главным редактором издания “International Encyclopedia of Unified Science” (1938—40). Одна из основных философских идей Нейрата состояла в обосновании возможности единого унифицированного языка науки, опирающегося на язык физики и математики и способного обеспечить единство науиюго знания (точка зрения т. н. радикального физикализма). С помощью такого языка можно установить логические связи между науками, выработать общую методологию, проанализировать основные понятия и разработать классификацию наук. Основное внимаште Нейрат уделил переводу на такой язык положений психологии и социологии. Предметом психологии, по Нейрату, должно быть изучение поведения отдельных люден, “...которое можно интерсубъективно описать на языке физики” (Le dйveloppement du circle de Vienne et l'avenir de l'empirisme logique. P., 1935, p. 6). Рассуждения о психике, о “чужом сознании” и т. п. Нейрат относил к разряду метафизических и ненаучных. Такая концепция привела его в конечном счете к оценке бихевиоризма как единственно возможной формы научной психологии.Главные работы Нейрата принадлежат области политической экономии и социологии. Социология, по Нейрату, исследует поведение больших или малых человеческих групп (племен, наций, государств, классов и т. д.) и является социал-бихевиористикой. “Физикализованпая” социология основана лишь на эмпирических предложениях наблюдения, говорящих, напр., об условиях климата, биологических, географических условиях, о поведении людей и т. д. (см. Foundations of social sciences. Chi., 1954, p. 4). Нейрат призывал отказаться от традиционного деления науки на физические, биологические, социальные (или “духовные”). В пределах унифицированной науки, во-первых, природа и общество должны исследоваться одними и теми же методами, а, во-вторых, для понимания истории общества любые природные факторы являются столь же важными, как и факторы общественной жизни. Поэтому, ставя перед социологией задачу установления законов и формулирования предвидений, он был вынужден подчеркивать ограниченность предсказуемости будущих общественных явлений ввиду трудности учета всех факторов, воздействующих на них. Нейрат критиковал традиционное понятие причинности (в основном в социальных науках), считая, чтообъяснение социальных явлений должно быть вероятностным. Он считал себя марксистом и пытался представить марксизм как “подлинную эмпирическую социологию” (см. Erkenntnis, Bd. 2. Lpz., 1932. S. 422), сходную с его “физикалистской” социологией.Нейрат проявлял удивительную активность в различных областях социальной жизни: в 1914—18 он был директором Музея военной экономики в Лейпциге, в 1919—24 — одним из организаторов Музея градостроения и домашнего хозяйства в Вене, а в 1924—34 — организатором и директором Социально-экономического Музея в Вене, в 1933 он организовал Международный фонд визуального образования в Гааге, а в 1934—40 — Международное объединение по развитию науки.Соч.: Anti-Spengler. Munch., 1921; Empirische Sociologie. W, 1931; Le développement du Cercle de Vienne et l'avenir de l'empirisme logique. P., 1935; Modem Man in the Making. N. Y—L., 1939; International Encyclopedia of Unified Science, Ed. in chief 0. Neurath, associate ed. Rudolf Carnap, Charles W. Morris. Chi., 1938; Empiricism and Sociology. Dordrecht—Boston, 1973; Philosophical Papers: 1913—1946, Dordrecht—Boston—Lancaster, 1983 (имеется библиография работ Нейрата); Economic Writings. Dordrecht—Boston, 1983; The Correspondance of 0. Neurath and R. Carnap. Dordrecht—Boston, 1984. Лит.: Kraft V. Der Wiener Kreis. W, 1950; Logical positivism, ed. by A.J.Ayer. GIencoe (111.), 1960.О. А. Назарова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.