НЕДОНСЕЛЬ


НЕДОНСЕЛЬ
НЕДОНСЕЛЬ
(Nedoncelle) Морис (1905-1976) — фр. философ-персоналист, католический священник; главные темы творчества — личность, общность человеческих сознаний, любовь, художественное творчество, Бог. Личность для Н. — это подлинное существование, которое никогда не достигает завершенного состояния, она сама себя создает, творит себя и в этом смысле свободна. Однако личность обретает собственное существование только в «другом» и благодаря «другому»; «ты» — это исток «я», а не его граница; каждый имеет цель в себе и в то же время во всех других. Взаимность сознаний и любовь как самое существенное в личности и личностях являются наиболее адекватными характеристиками человека, достигшего личностного существования. Вместе с тем личность по природе своей причастна Богу, при этом любовь к Богу и любовь к людям тесно связаны между собой: человеческие отношения включают в себя любовь к Богу и отношение к Богу включает в себя отношение к человеку; Бог нуждается в человеке так же, как человек нуждается в Боге. Анализируя личность, Н. стремится учитывать роль науки, морали и искусства в ее становлении и существовании. В отличие от Э. Мунъе, придававшего большое значение социальным и политическим условиям человеческого существования, Н. строит свою концепцию вне политики и классовых антагонизмов. Особое место он отводит искусству, художественному творчеству, поскольку самовыражение человека в искусстве считает высшей формой человеческой активности: художник видит мир в Боге и намеревается реализовать Бога в мире; суть усилий художника состоит в том, чтобы дополнить жизнь человека тем, чего ему недостает — Абсолюта.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

НЕДОНСЕ́ЛЬ
(Nédoncelle), Морис Густав (р. 30 окт. 1905) – франц. философ-персоналист, католич. священник. Доктор гуманитарных наук и теологии, профессор и декан (с 1957) теологич. факультета Страсбургского католич. ун-та. В работах "Обоюдность сознаний" ("La réciprocité des consciences. Essai sur la nature de la personne", P., 1942) и "Человеч. личность и природа" ("La personne humaine et la nature", P., 1943) разработал концепцию т.н. спиритуалистического персонализма, в основе к-рой лежит понятие взаимности, обоюдности (Réciprocité), т.е. необходимой связи между сознанием "Я" и сознанием "Другого" (autrui). Персонализм, согласно Н., по самой своей внутр. сущности есть утверждение общности; индивидуализм является его коренным отрицанием. Диада, а не монада, "Мы", а не "Я" делает возможным, по мысли Н., появление личности. Но личность по природе своей "причастна" богу, она не может быть завершена в области материального мира, но только в глубоком духовном общении (любви) с божественным "Ты". (В отличие от др. персоналистич. концепций, развивающих социальный и политич. аспекты личности, напр. Мунье, Н. особо подчеркивает ее божеств. природу). Быть – значит находиться в неразрывном единении с Богом. Поэтому всякая личность, согласно Н., является онтологич. доказательством существования бога. Однако, несмотря на соотнесение личности с идеальной сущностью – богом, каждая личность обладает свободой воли. Когда свобода действует вразрез с божеств. промыслом – отказывается от стремления к совершенству – и этим нарушает связь с абс. духом, она приводит к потере взаимосвязи с др. личностями и лишает "Я" его личностного существования.
В теории познания Н. исходит из декартовского cogito, но вводит в него, помимо субъекта и объекта, то же понятие обоюдности – сознание "Другого". Не существует сознания, к-рому бы не было противопоставлено сознание другого. Этот "Другой", "Ты", рассматриваемый Н. исключительно как духовная сущность, подтверждает реальность моего "Я", а мое "Я" подтверждает реальность "Ты". "Общность сознаний является первичным фактом, cogito с самого начала имеет взаимный характер (см. "La réciprocité des consciences" [P., 1942 ], p. 319).
Природу Н. рассматривает как огранич. часть реальности, в основе к-рой лежит духовная сущность. Н. не отрицает роли науки в познании мира, но в конечном счете она поглощается у него верой как высшей формой познания.
Соч.: La philosophie religieuse en Grande Bretagne de 1850 à nos jours, P., 1934; La pensée religieuse de F. von Hügel, P., 1936; La philosophie religieuse de J. H. Newman, Strasb., 1946; Trois aspects du problème anglo-catholique au XVII siècle, P., 1951; Introduction à l'esthétique, P., 1953; Existe-t-il une philosophie chrétienne?, P., 1956; Vers une philosophie de l'amour et de la personne, P., 1957; Personnalisme, в кн.: Encyclopédie française, t. 29, P., 1957.
Лит.: Mury G., Un panorama de la philosophie. L'Encyclopédie française, "La Pensée", 1958, No 77; Garaudy R., Perspectives de l'homme, P., 1959; Brelet G., La philosophie du Maurice Nédoncelle, "Giornale di metafisica", 1960, No 3.
Т. Сахарова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

НЕДОНСЕЛЬ
    НЕДОНСЕЛЬ (NйdonceUe) Морис (30 октября 1905, Рубеке — 1976, Страсбург) — французский философ-персоналист, католический священник; доктор гуманитарных наук (1942), доктор теологии (1946), профессор (с 1945), декан (1956—65) теологического факультета Страсбургского католического университета. Главные темы его творчества — личность, общность человеческих сознаний, любовь, художественное творчество. Бог. Личность для Недонселя — это подлинное существование, которое никогда не достигает завершенного состояния; личность сама себя создает, творит себя и в этом смысле свободна. Однако личность обретает собственное существование только в “другом” и благодаря “другому”; “ты” — это исток “я”, а не его граница; каждый имеет цель в себе и в то же время во всех других. Взаимность сознании и любовь как самое существенное в личности и личностях являвэтся наиболее адекватными характеристиками человека, достигшего личностного существования. Вместе с тем личность по природе своей причастна Богу, при этом любовь к Богу и любовь к людям тесно связаны между собой: человеческие отношения включают в себя любовь к Богу и отношение к Богу включает в себя отношение к человеку; Бог нуждается в человеке так же, как человек нуждается в Боге. Анализируя личность, Недонсель стремится учитывать роль науки, морали и искусства в ее становлении и существовании. В отличие от Э. Мунье, придававшего большое значение социальным и политическим условиям человеческого существования, Недонсель строит свою концепцию вне политики и классовых антагонизмов. Особое место он отводит искусству, художественному творчеству, поскольку самовыражение человека в искусстве он считает высшей формой человеческой активности. Художник видит мир в Боге и намеревается реализовать Бога в мире; суть усилий художника состоит в том, чтобы дополнить жизнь человека тем, чего ему недостает,— Абсолютом.
    Соч.: Conscience et logos. Horisons et méthodes d'une philosophie personnaliste. P., 1961; La personne humaine et la nature. P., 1943; Explorations personnalistes. P., 1970; Introduction а l'esthйtique. P., 1957.
    И. С. Вдовина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "НЕДОНСЕЛЬ" в других словарях:

  • Недонсель — Недонсель, Морис Гюстав Недонсель, Морис Гюстав (фр. Maurice Nédoncelle, 30 октября 1905, Рубе 1976) французский философ и богослов. Морис Гюстав Недонсель родился в 1905 году в городе Рубе, во Франции. В 1945 году стал профессором… …   Википедия

  • Недонсель М. — Недонсель, Морис Гюстав (фр. Maurice Nédoncelle, 30 октября 1905, Рубе 1976) французский философ и богослов. Морис Гюстав Недонсель родился в 1905 году в городе Рубе, во Франции. В 1945 году стал профессором Страсбургского католического… …   Википедия

  • Недонсель М. Г. — Недонсель, Морис Гюстав (фр. Maurice Nédoncelle, 30 октября 1905, Рубе 1976) французский философ и богослов. Морис Гюстав Недонсель родился в 1905 году в городе Рубе, во Франции. В 1945 году стал профессором Страсбургского католического… …   Википедия

  • Недонсель — (Nedoncelle)         Морис Гюстав (р. 30.10.1905, Рубе), французский философ идеалист, католический священник. Профессор (1945) и декан (1956 65) теологического факультета Страсбурского католического университета. Один из главных представителей… …   Большая советская энциклопедия

  • Недонсель М. Г. — НЕДОНСÉЛЬ (Nédoncelle) Морис Гюстав (1905–76), франц. философ, католич. священник, один из гл. предст. персонализма ( Философия любви и личности , 1957) …   Биографический словарь

  • НЕДОНСЕЛЬ (Nedoncelle) Морис Гюстав — (р. 1905) французский философ, католический священник, один из главных представителей персонализма …   Большой Энциклопедический словарь

  • Недонсель Морис Гюстав — Недонсель (Nedoncelle) Морис Гюстав (р. 30.10.1905, Рубе), французский философ идеалист, католический священник. Профессор (1945) и декан (1956‒65) теологического факультета Страсбурского католического университета. Один из главных представителей …   Большая советская энциклопедия

  • Недонсель, Морис — Гюстав (фр. Maurice Nédoncelle, 30 октября 1905, Рубе 1976) французский философ и богослов. Морис Гюстав Недонсель родился в 1905 году в городе Рубе, во Франции. В 1945 году стал профессором Страсбургского католического университета, а в 1956… …   Википедия

  • Недонсель Морис Гюстав — Недонсель, Морис Гюстав (фр. Maurice Nédoncelle, 30 октября 1905, Рубе 1976) французский философ и богослов. Морис Гюстав Недонсель родился в 1905 году в городе Рубе, во Франции. В 1945 году стал профессором Страсбургского католического… …   Википедия

  • Недонсель Морис Гюстав — (Nedoncelle) (1905 1976), французский философ, католический священник, один из главных представителей персонализма («Философия любви и личности», 1957). * * * НЕДОНСЕЛЬ Морис Гюстав НЕДОНСЕЛЬ (Nedoncelle) Морис Гюстав (р. 1905), французский… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.