- АРИТМОЛОГИЯ
- АРИТМОЛОГИЯ
-
АРИТМОЛОГИЯ—в узком смысле слова—теория разрывных функций, в широком смысле—миросозерцание, основанное на идее прерывности. Впервые понятие “аритмология” появилось у ff. В. Бугаева в его статье “Математика и научно-философское миросозерцание” и стало исходным понятием Московской философско-математической школы. Аритмология противопоставлялась в ней аналитике—теории непрерывных функций и миросозерцанию, основанному на идее непрерывности. Приверженцы аритмологии считают, что аналитическое миросозерцание в разных формах господствовало начиная с эпохи Возрождения и вплоть до кон. 19 в., когда ему на смену приходит аритмодогия. Аналитика связана с принципом детерминизма, с теорией эволюции в природе и теорией прогресса в обществе. Она пытается объяснить происхождение творения без Творца. Аритмология, уединяя каждое “зернышко” творения и указывая на космическую несвязность разных типов этих “зерен”, возводит их конечное происхождение к Творцу. Аритмология говорит о принципиальной невключаемости свободы, выбора, цели, воли, веры, подвига, творчества в аналитические схемы. Аналитической рассудочной деятельности противостоит интуитивное озарение. В социальной сфере аналитик говорит о непрерывной эволюции, а аритмология—о мировых катастрофах, революциях, переворотах в индивидуальной и общественной жизни, о ритмической смене типов культур. Аритмология живет чувством, что “мир надтреснут” и что сквозь эти трещины видна лазурь вечности (Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. М., 1914, с. 157). Аритмология—это чувство трагедии, совершающейся в мире, предчувствие эсхатологического конца. Эти трещины бытия есть “бездны зла”, существующие лишь в человеческом аспекте. Непрерывность—иллюзорна, реальность—прерывна. Чувство надтреснутости мира и разрозненности его частей было свойственно многим мыслителям Серебряного века: Н. О. Лосскоту, С. Н. Булгакову, И. А. Бердяеву, В. Ф. Эрну и др. См. лит. к ст. Бугаев Н. В. С. М. Половинки”
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.