- “АНТРОПОЛОГИЯ С ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ”
- “АНТРОПОЛОГИЯ С ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ”
-
“АНТРОПОЛОГИЯ С ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ” (Antropologie in pragmatischer Hirsicht) — последняя подготовленная и изданная Кантом книга (вышла в 1798 в Кенигсберге; 2-е, переработанное издание—в 1800). Создана на основе курсов лекций по антропологии, которые Кант читал студентам Кенигсбергского университета более 20 раз (впервые в 1772—73, последний курс—зимний семестр 1795—96). Рус. перевод Н. М. Соколова (1900), M. И. Левиной (1994). Взгляды исследователей философии И. Канта на эту работу различны: одни видят в ней свидетельство стареющего мышления Канта, другие, наоборот,—результат философского пути и развернутый ответ на четвертый, сформулированный самим Кантом вопрос: “Что такое человек?”Книга, изобилующая эмпирическим материалом, состоит из двух частей — “Антропологическая дидактика” и “Антропологическая характеристика”. Первая часть заключает в себе три книги—“О познавательной способности”, “Чувство удовольствия и неудовольствия”, “О способности желания” — в соответствии с общей структурой кантовской философии, опирающейся на представление о трех основных способностях души: познании, чувстве удовольствия и способности желания (их анализу посвящены “Критика чистого разума”, “Критика способности суждения” и“Критика практического разума”). Во второй части, меньшей по объему, последовательно анализируется характер личности, пола, народа, расы, рода.Антропология, считает Кант, должна быть систематическим изложением учения о человеке, которое может быть представлено с двух разных точек зрения — физиологической и прагматической. “Физиологическое человековедение имеет в виду исследование того, что делает из человека природа, а прагматическое—исследование того, что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам” (Соч., т. 6. М., 1966, с. 351).Канта интересует второй подход—практический аспект знания о человеке. Он полагает, что необходимо не просто понимать игру сил природы, свидетелем которой мы оказываемся, но и участвовать в этой игре.Разнообразие материала и тем обсуждения, представленное в данной работе, позволяет выявить те ограничения, которые трансцендентальная парадигма философии накладывает на исследования о человеке. Кант постоянно подчеркивает трудность построения антропологии как априорной науки; можно даже сказать, что вся эта книгаразмышление о том, почему так трудно изучать человека, “какой он есть на самом деле”. В центре внимания “Антропологии” оказываются такие актуальные темы, как “смутные представления” и их отношения к сознанию, внутренний опыт и его объективируемость, чувственный опыт и механизм работы Я-сознания, темперамент и характер. Семидесятичетырехлетний Кант формулирует свою “апологию чувственности”, он признает ее выразительное богатство и отказывает рассудку в обоснованности его жалоб на затемняющую роль чувственности в человеческом опыте. Он подробно анализирует аффекты и страсти, стремясь прояснить при этом их конечное воздействие на “общественное благо”. Различая темперамент (основанный на природных задатках) и характер (отражающий моральный выбор), он видит в достоинстве обладания характером высшую общественную добродетель, более высокую, чем самый большой талант. В основании кантовской антропологии лежит постулат о необходимости для человека быть членом какого-либо гражданского общества. Фигура “гражданина мира”—то искомое, в виду которого строится кантовская прагматическая антропология. См. лит. к ст. Кант.Е. В. Ознобкина
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.