- АМАРАВИККХЕПИКИ
- АМАРАВИККХЕПИКИ
-
АМАРАВИККХЕПИКИ (пали amaravikkhepika—скользкие угри) — в буддийских палийских текстах обозначение философов, уклоняющихся от ясных и определенных ответов на мировоззренческие вопросы (Дигха-никая I. 24—28). Ответ амаравиккхепиков на такие вопросы инвариантны: “Это не мое [суждение]. Я не говорю, [что дело обстоит] так, не говорю, [что] иначе, что не так или что не не так”, но предметы и мотивировки их “уклонения” распределяются по четырем позициям. В первых трех позициях амаравиккхепики отказываются от этических, точнее “агатологических” (от греч. το αγαθόν—αлаго) оценок, когда им предлагается оценить что-то в качестве благого (kusala) или неблагого (akusala). Одна мотивировка выражается в нежелании давать подобные оценки из-за'боязни обнаружить к чему-либо склонность или антипатию, которые ведут к ложным суждениям, затем к унынию и, наконец, к препятствиям для духовного “продвижения”. Вторая почти идентична первой, отличается тем, что в ней акцентируется нежелание поддаться “привязанности” вследствие оценочного суждения. Третья мотивировка значительно прагматичнее: выносить подобные суждения не стоит уже потому, чтоможно попасть впросак и потерпеть поражение в споре с профессиональными диалектиками, “способными расщепить даже волос” и подвергнуть любое суждение экзамену. Амаравиккхепики четвертого класса отказываются отвечать уже не на “агатологические”, но на нормативные “онтологические” вопросы шраманской эпохи: существуют ли другой мир (не существует; и существует, и не существует; ни то, ни другое), “нерожденные существа” другого мира и плоды добрых и злых дел, а также существует ли “совершенный” (tathâgàta) после смерти? Отвержение каждого из четырех вариантов решения “тетралеммной ситуации” открывает возможности “антитетралеммы” (см. Чатушкотика). Эти позиции амаравиккхепиков совпадают с дискурсом Санджаи Биаттхипутты.В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.