- ПУББАНТАКАППИКИ
- ПУББАНТАКАППИКИ
-
ПУББАНТАКАППИКИ (пали pubhantakappika — рассуждающие о прошлом, космогонисты) — обобщенное обозначение выразителей космологических доктрин брахманов и шраманов в важнейшем тексте Палийского канона (см. Трипитака) “Брахмаджала-сутте” (Дигха-никая 1.13—30). Первая доктрина пуббантакаппиков — “этернализм”, по которому Атман и мир вечны; “Безначальны Атман и мир, “бесплодны”, как вершины гор, и прочны, как колонны, и хотя те существа блуждают, перевоплощаются и исчезают и появляются вновь, [все] существует навечно”. Суть этой позиции в различении двух уровней истины — эмпирического, когда все существа считаются такими, какими они предстают обычному наблюдению, и аутентичного, когда обнаруживается, что их изменение и “становление” иллюзорны, а подлинное бытие неизменно. При этом различаются четыре отправных пункта, из которых приходят к этой доктрине: три связаны с достижением истины через аскетическое “усердие” и такую “концентрацию сознания”, при которой вспоминается не имеющая начала серия предыдущих рождений (отсюда и вера в безначальность Атмана и мира), четвертая — с изысканием “дискурсиста и исследователя”, который приходит к тому же выводу средствами “одного только разума”. Вторая доктрина — “полуэтернализм” — учение о том, что Атман и мир частично вечны и частично невечны. Здесь первые три позиции также соотносятся с “припоминанием” аскетами их прежних существований — на этот раз в мире небожителей, четвертая — с дискурсом и исследованием тех, кто различают Атман душевно-телесный как подверженный изменениям и Атман, “которого зовут мыслящим, умом, различающим” и который изменениям не подвержен. Третья доктрина космогонистов включает сразу четыре позиции, связанные уже не с длительностью, но с измеримостью мира. Первые три позиции также основываются на концентрации сознания, в результате которого одни видят мир бесконечным, другие — конечным, третьи — и тем, и другим (вторые отрицают “видение” первых, третьи — вторых), а четвертая — снова “дискурсивная и исследовательская” — позволяет считать все три первые заблуждениями, а мир и не конечным, и не бесконечным. Последняя из доктрин пуббантакаппиков — учение “окказионалистов” — представление о случайном происхождении Атмана и мира. Она является прямой оппозицией “этернализму” и также опирается в одном случае на концентрацию сознания аскета (“увидевшего”, что его не было), в другом — на умозрение. Буддисты включают в класс пуббантакаппиков и “скользких угрей” (см. Амаравиккхепики), однако большинство последних интересуются проблемами не космологическими, но этическими, и являются в отличие от предыдущих мыслителей не “догматиками”, а как раз их оппонентами — “агностиками”. Схематичность обнаруживается и в калькуляции “отправных пунктов” космогонистов (классическая модель 3 +1), однако в целом изложение взглядов пуббвнтакаппиков достоверно отражает и предметы начального индийского философствования, и методы (не только “исследователи”, но и “визионеры” в одинаковой мере являются аргументаторами), и некоторые определяющие для индийской философии модусы ментальности (различение двух уровней истины, юры с тетралеммами — см. Чатушкотша).В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.