АЛЛАФ

АЛЛАФ
АЛЛАФ
    АЛЛАΦ Абу ал-Хузайл Мухаммад ибн ал-Хузайл, ал (ок. 749/753, Басра, Ирак—ок. 840/849, Самарра^ там же)— арабо-муеульманский философ, крупнейший представитель мутазилитской школы калама. В 818 перебрался в Багдад, где был близок аббасидским халифам, особенно ал-Ма'муну (правил 813—33), при котором ряд теологических положений мутазилизма был включен в поддерживаемую государством доктрину. Доксографы упоминают о более чем 50 сочинениях ал-'Аллафа, из которых ни одно не сохранилось. В большинстве своем они носили полемический характер и отражали дискуссии, которые ал-'Аллаф активно вел с другими религиями (иудаизмом, христианством, зороастризмом), с различными мусульманскими школами (хашавитами-буквалистами, мушаббихитами-антропоморфистами, джабритами-фаталистами, мурджиитами и др.) и со своими единомышленниками-мутазилитами (особенно аи-HaffaMOM).
    Мугазилитская традиция приписывает ал-'Аллафу разработку “пяти принципов”, общих для всех мутазилитов и служащих критерием их идентификации(в кавычках даются традиционные краткие названия этих принципов): “единство” Бога; божественная “справедливость”; обязанность для Бога осуществлять Свои “обещание и угрозу” (что исключает какое-либо заступничество или прощение); квалификация мусульманина, совершившего тяжкий грех как находящегося в “промежуточном состоянии” между верующим и неверующим (он сохраняет свои права как член мусульманской общины—безопасность жизни и имущества, наследование другим мусульманам, но не может стать халифом или имамом; в потусторонней жизни—если он не успел покаяться до своей кончины—обречен на адские муки вместе с неверующими, однако, наказание его будет несколько мягче, чем для последних); “повеление добра и запрещение зла”. Ал-'Аллаф заложил основы мутазилитской философии. По-видимому, он был первым мутазилитом, который в противовес ан-Наззаму отстаивал финитизм (утверждение о существовании предела делимости тел, т. е. о существовании атома). Финитистский подход ал-'Аллаф распространял на эсхатологические реалии, полагая (вслед за Дж. Ибн Сафваном) конечность мира в будущем, а с ним Рая и Ада. Согласно некоторым источникам, ал-'Аллаф придерживался прошиитской ориентации.
    Лит.: ал-ГурЬби A. M Абу ал-Хузайл ал-'Аллаф. Каир, 1949; Frank К. M. The Metaphysics of Created Being According to Abu-1Hudhayl al-Allaf. Istanbul, 1966.
    Г. Ибрагим

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "АЛЛАФ" в других словарях:

  • АЛ-'АЛЛАФ —     АЛ АЛЛАФ см. Άυαφ. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 …   Философская энциклопедия

  • АЛ-‘АЛЛАФ — – см. ‘Аллаф.           Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 …   Философская энциклопедия

  • КАЛАМ — (араб. речь, беседа) термин, который в средневековой мусульманской литературе имел три главных значения: слово Божье (в смысле «логоса» Филона Александрийского, христиан и неоплатоников); способ рассуждения, основанный на разуме (логика или… …   Философская энциклопедия

  • АТОМИЗМ — (от греч. atomon – неделимое) атомистика, учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов. Это представление об атоме и по сей… …   Философская энциклопедия

  • Мутазилиты — (араб. المعتزلة‎‎  обособившиеся, отделившиеся, удалившиеся; самоназвание ахл ал адл ва таухид  люди справедливости и единобожия)  представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно… …   Википедия

  • VIII.9.1.2. Эмиры Джазиры (637 - 905) — ⇑ VIII.9.1. Арабские эмиры Ирака Рез. Мосул. Раби ибн аль Афкал (637 39). Ийад ибн Ганим (639 41). Саид ибн Амир (641). Умайр ибн Саад аль Ансари (641 42). Утба ибн Фаркад (642 43). Мухаммед ибн Марван (643 45). Муавийа ибн Абу Суфьян (645 61,… …   Правители Мира

  • АКЦИДЕНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ — выражается терминами «‘арад̣», «‘арид̣» и, как правило, противопоставляется субстанции (джавхар) или телу (джисм).     В мутазилизме акциденция логически вторична в отношении понятия «смысл» (ма‘нан). Некоторые мутазилигы считали такие «смыслы»… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»