НАГЕЛЬ


НАГЕЛЬ
НАГЕЛЬ
(Nagel) Эрнест (1901 — 1985) — амер. философ, видный представитель натурализма. Проф. Колумбийского ун-та. Основная область исследований: логика и философия науки. Признавая природу единственным и всеобъемлющим объектом познания и подчеркивая приоритетное значение научных методов исследования, Н. вместе с тем в своей трактовке научного знания сохраняет приверженность логическому эмпиризму, ибо для него логико-математические принципы выражают лингвистические правила, а осмысленность эмпирических высказываний определяется их подтверждаемостью на опыте. Однако Н. не согласен с чисто конвенционалистской трактовкой логики и не склонен считать чувственные данные тем фундаментом, на котором можно построить структуру знания, ибо само эмпирическое познание невозможно без логических средств анализа. Выдвигая концепцию «логики без онтологии», Н. критикует тех, кто пытается подвести онтологические и трансцендентные основания под необходимый характер логических законов, ибо для него это означает игнорирование их нормативной природы. В трактовке логико-математических принципов, считает Н., следует прежде всего учитывать их функции в конкретных научно-исследовательских контекстах. Важный аспект натуралистической философии Н. составляет его трактовка ментальных событий и процессов как определенного аспекта телесной организации человека, однако он не склонен сводить психологические предикаты к физическим, ибо редукционизм, по мнению Н., ошибочен. В своей наиболее известной кн. «Структура науки» (1961) Н. рассматривает широкий круг вопросов о природе объяснения, логике научного исследования, структуре научного знания и т.д. Он детально разрабатывает гипотетико-дедуктивную модель объяснения как единый тип объяснения для всех наук, включая биологические и социальные. Согласно этой модели, объяснить к.-л. явление — значит показать, что оно выводимо из некоторого множества законов, действующих при определенных («начальных») условиях. Историк, как и любой др. ученый, должен объяснить, почему произошло то или иное событие, а для этого ему нужно выявить детерминированные «регулярности» в развитии общества. Однако детерминизм в истории ни в коей мере не означает, считает Н., признания «исторической неизбежности» и не отменяет моральной ответственности людей. В своей филос. оценке квантовой механики Н. вслед за А. Эйнштейном и М. Планком отвергает индетерминистское истолкование ее следствий.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

НАГЕЛЬ
        (Nagel) Эрнест (р. 9.11.1901, Чехословакия), амер. философ. Разделяя по мн. вопросам позицию логического эмпиризма, Н. в то же время выступает против неопозитивистского принижения роли теоретич. понятий в науке, подчёркивает взаимосвязь теории и опыта в науч. познании. Он критикует также широко распространённый в зап. философии науки индетерминизм, опираясь на стихийно-материалистич. установки. В центре интересов Н.— логика и методология науки. Свою филос. систему он называет «натурализмом», понимая под этим учение о том, что в мире действуют лишь тела в пространстве и времени: психич. явления суть проявления организации человеч. тела; в мире имеется несводимое многообразие вещей, качеств и процессов, которые не следует рассматривать как части единой рациональной схемы, созданной трансцендентным разумом; нет никаких оккультных сил и трансцендентных сущностей, в частности бога. Натуралистич. подход в обществ. теории и взглядах на мораль у Н. проявляется в том, что для него человечество является «случайным событием» в истории космоса; ценность моральных норм зависит от их совпадения с фактич. физич., биологич. и социальными потребностями, поэтому моральная ценность идеала определяется его способностью организовывать и направлять человеч. деятельность.
        Н. выступал против попыток введения онтологич. или трансцендентальных оснований необходимости законов логики: логико-математич. принципы должны пониматься на основе их функций в соответств. контексте науч. исследования. Занимаясь филос. вопросами квантовой механики, Н. отрицал, что она влечёт индетерминизм.
        An introduction to logic and scientific method, N. Y., 1944 (COSM. с M. R. Cohen); Sovereign reason, and other studies in the philosophy of science, Glencoe, 1954; Logic without metaphysics and other essays in the philosophy of science, Glencoe, 1956; Principles of the theory of probability, CM., 1958; The structure of science, N. Y., 1961.
        Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 14; Каримский А. М., Философия амер. натурализма, М., 1972.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

НА́ГЕЛЬ
(Nagel), Эрнест (р. 16 нояб. 1901) – амер. философ и логик. Проф. Колумбийского ун-та. Разработал филос. систему, названную им "контекстуальным натурализмом". В плане онтологии она является в общем материалистической, ибо "в понятии природных процессов, которое отстаивает натурализм, нет места для действий бестелесных сил, нет места для имматериальных духов, направляющих ход событий, нет места для жизни личности после разрушения тела, в котором она проявлялась" ("Logic without metaphysics, Glencoe, 1956, [p. 7 ]). Качеств, многообразие вещей Н. считает не обманчивыми фантомами, а реальностями данной среды, неотделимой чертой космоса. Причинная связь, по Н., существует только между различно организованными материальными телами. Но в гносеологич. аспекте учение Н. содержит много идеалистич. положений в духе неопозитивизма и прагматизма, что особенно проявляется в понимании Н. природы логики и вообще науки, в неправильной трактовке связи эмпирического и теоретического и т.д. По мнению Н., в распоряжении философов как отд. группы мыслителей нет особого, открытого лишь для них пути к познанию существующей действительности. Задача философии заключается не в соперничестве с наукой в деле расширения наших познаний о природе вещей, – философия должна играть роль интеллектуальной совести человечества и подвергнуть коренному пересмотру и критике все человеч. убеждения и ценности. В центре интересов Н. – логика и методология науки, к-рым посвящено большинство его работ. В них Н. разрабатывает проблемы теории вероятностей, науч. объяснения структуры науч. теорий, дедукции, редукции и т.д.
Соч.: On the logic of measurement, [Ν. Υ. ], 1930; An introduction to logic and scientific method, N. Y., 1934 (coвм. с M. R. Cohen); The formation of modern conceptions of formal logic in the development оf geometry, в [сб. ]: Osiris, v. 7, Bruges (Belgium), 1939; Principles of the theory of probability, Chi., [1939 ]; Operational analysis as an instrument for the critique of linguistic signs, "J. Philos.", 1942, v. 39; The meaning of reduction in the natural sciences, в кн.: Science and civilization, Madison, 1949; Sovereign reason, and other studies in the philosophy of science, Glencoe, [1954 ]; The structure of science. Problems in the logic of scientific explanation, L., [1961 ].
Лит.: Боднар Я., О совр. философии в США, [пер. со словацк. ], М., 1959; Turner J. S., Cohen–Nagel on logic, [ред. ], "Bull. Amer. Math. Soc", 1935, v. 41, No 1; Reichenbach H., Reply to E. Nagel's criticism..., "J. Philos.", 1946, v. 43, No3.
И. Добронравов, Ю. Солодухин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

НАГЕЛЬ
    НАГЕЛЬ (Nagel) Эрнст (16 ноября 1901, Нове-Место, Чехия — 20 сентября 1985, Нью-Йорк) — американский философ, представитель натурализма. Закончил Колумбийский университет, в котором затем преподавал (1931—70). Основные области исследования Нагеля — логика и философия науки. В своей трактовке научного знания Нагель сохранял определенную приверженность логическому эмпиризму. Так, согласно ему, логико-математические принципы выражают лингвистические правила, а эмпирические высказывания только тогда являются осмысленными, когда они могут быть подтверждены на опыте. Однако Нагель не согласен с конвенционалистской трактовкой логики и не считал чувственные данные тем фундаментом, на котором можно построить структуру знания: эмпирическое познание невозможно без логических средств анализа, которые не имеют коррелятов в опыте. Выдвигая концепцию “логики без онтологии”. Нагель критикует тех, кто пытается подвести онтологические и трансцендентные основания под необходимый характер логических законов, ибо в результате это означает игнорирование их нормативной природы. В трактовке логико-математических принципов следует прежде всего учитывать их функции в конкретных научно-исследовательских контекстах. Важный аспект натуралистической философии Нагеля составляет его трактовка ментальных событий и процессов как определенного аспекта телесной организации человека, однако она не предполагает сведения психологических предикатов к физическим (ибо редукционизм, по мнению Нагеля, ошибочен). Ошибочно, напр., утверждать, что термин “головная боль” — это синоним какого-то термина физической теории; мы вправе лишь утверждать, что головная боль появляется только тогда, когда имеются определенные физико-химические условия в мозге. Это свидетельствует об “экзистенциальной и каузальной первичности организованной материи” в устройстве природы, в которой не может быть места оккультным силам и трансцендентным сущностям, как невозможно и бессмертие души. В своей наиболее известной книге “Структура науки” (The Structure of Science, 1961) Нагель рассматривает широкий круг вопросов о природе объяснения, логике научного исследования, структуре научного знания и т. д. Он детально разрабатывает гипотетико-дедукгивную модель объяснения как единый тип объяснения для всех наук, включая биологические и социальные. Согласно этой модели, объяснить какое-либо явление — значит показать, что оно выводимо из некоторого множества законов, действующих при определенных (“начальных”) условиях. Историк, как и любой другой ученый, должен объяснить, почему произошло то или иное событие, а для этого ему нужно выявить определенные детерминированные “регулярности” в развитии общества. Однако детерминизм в истории не означает признания “исторической неизбежности” и не отменяет моральной ответственности людей. В своей философской оценке квантовой механики Нагель вслед за Эйнштейном и Планком отрицает, что эта физическая теория имеет индетерминистские следствия.
    Соч.: Sovereign Reason. Glencoe (111.), 1954; Logic Without Metaphysics. Glencoe (111.), 1956; Godel's Proof (with J. R. Newman). N. Y, 1958; The Structure of Science. N. Y.—Buriingame, 1961.
    Л. Б. Макеева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "НАГЕЛЬ" в других словарях:

  • Нагель — – крепёжная деталь в виде стержня или пластинки для соединения элементов деревянных конструкций. [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Нагель – деревянный гвоздь (без шляпки) круглого или… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • НАГЕЛЬ — (нем.). 1) при постройке кораблей и барок, деревянные гвозди и болты. 2) у столяров. деревянные гвозди на клею. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НАГЕЛЬ гол. nagel. В корабле деревянный болт.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • НАГЕЛЬ — (Tree nail pin, axle, block pin) 1. Болт с продолговатой фигурной головкой. 2. Деревянный гвоздь, которым скрепляют части деревянных судов. 3. Ось у шкива блока. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство… …   Морской словарь

  • нагель — чека, штифт; инструмент, болт, гвоздь, стержень, стойка Словарь русских синонимов. нагель сущ., кол во синонимов: 5 • болт (37) • гвоздь …   Словарь синонимов

  • НАГЕЛЬ — (нем. Nagel) в строительстве деревянный или металлический стержень цилиндрической или др. формы, применяемый для скрепления (сплачивания) частей деревянных конструкций …   Большой Энциклопедический словарь

  • НАГЕЛЬ — НАГЕЛЬ, нагеля, муж. (нем. Nagel гвоздь) (спец.). Большой деревянный гвоздь, употр. в постройках и преим. в деревянном судостроении. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • НАГЕЛЬ — муж., нем. в судостроении, даже в стройке барок (вологод., костр.), деревянные болты, гвозди; и столяры зовут так деревянные гвозди, на клею. | астрах. прорезь в ставнях, чтобы видеть ночью пожар или рассвет. Толковый словарь Даля. В.И. Даль.… …   Толковый словарь Даля

  • НАГЕЛЬ — стержень цилиндрической формы, деревянный или металл., служащий для соединения частей конструкций. Деревянные Н. вытачиваются из дуба и применяются в дощатых фермах Лембке и Тауна. Металл. Н. применяются преимущественно в деревянных мостах… …   Технический железнодорожный словарь

  • нагель — Крепёжная деталь в виде стержня или пластинки для соединения элементов деревянных конструкций [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики строительные изделия прочие EN doweltreenailtrenail DE Dubei… …   Справочник технического переводчика

  • Нагель — НАГЕЛЬ, дерев. гвоздь для крѣпленія частей судна (см. Деревянное судостроеніе) …   Военная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «НАГЕЛЬ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.