- ЦЕШКОВСКИЙ
- ЦЕШКО́ВСКИЙ
-
(Cieszkowski), Аугуст (14 сент. 1814 – 14 марта 1894) – философ-гегельянец, экономист, политич. деятель, представитель т.н. национальной (мессионистской) философии. В своих "Пролегоменах к историософии" ("Prolegomena zur Historiosophie", В., 1838) подвергает критике систему Гегеля, обвиняя его в созерцательности. В качестве основы бытия и истории Ц. вводит "действие", "поступок", сближаясь тем самым с фихтеанством; критикует гегелевскую историософию за абсолютизацию и апологетику современности. Будущее философии Ц. представлял себе как синтез нем. идеализма и франц. утопич. социализма. Критика гегельянства Ц. послужила одним из источников развития младогегельянства и нашла отклик также в России (у Станкевича и Герцена – ср. письмо Герцена к Витбергу от [28] июля 1839 – см. Собрание сочинений, т. 22, 1961, с. 38). Однако в последующих работах Ц. "философия действия", очерченная в "Пролегоменах" только в самом общем виде, обнаруживала сближение с тенденциями правого крыла гегельянства и романтизмом позднего Шеллинга. Носителем действия, осуществляющего моральные идеалы христианства, является, по мысли Ц., славянство, в особенности польский народ. С концепцией Ц. полемизирует Дембовский в своей "философии творчества".Соч.: Gott und Palingenesie, Τl 1, В., 1842; Ojcze-nasz, t. 1, P., 1848.Лит.: Haрский И. С, Мировоззрение Э. Дембовского. Из истории польск. филос. 19 в., [M.], 1954; Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс, пер. с нем., М., 1968; Kühne W., Graf Α. Cieszkowski, Lpz., 1938; Кroński T., Rozważania wokoł Hegła, Warsz., 1960.Б. Б. ПНР.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ЦЕШКОВСКИЙ
-
ЦЕШКОВСКИЙ (Cieszkowski), Август (12 сентября 1814, дер. Сухая, Полесье — 12 марта 1894, Познань) — польский философ и общественный деятель. Получил философское образование в Берлине (1833), в докторской диссертации “Пролегоменакисториософии” (издана в 1838) переосмысливает гегелевское четырехчастное деление истории, выдвигая иное деление, согласно которому эпоха непосредственной объективности искусства и абстрактного права (прошлое) сменяется эпохой субъективности — рефлексии, морали, науки (настоящее), а на смену последней приходит эпоха действия, дела (die Tat, будущее). Идея примата исторического действия Цешковского, который ввел в оборот термин “историософия”, оказала заметное влияние на многих левых гегельянцев. Вернувшись в Польшу, он публикует ряд работ по вопросам экономики, педагогики, истории и продолжает трудиться над главным историософским трудом “Отче наш” (1-й том вышел в 1848 в Париже и был переиздан в Польше в 1870, следующие тома вышли посмертно), в котором левое гегельянство сочетается с христианским мильенаризмом.Соч.: Prolegomena zur Historiosophie. В., 1838; Gott und Palingenesie. B., 1842; Ojcze nasz, 1.1-3. Poznan, 1922-1923.A. M. РуткевичЦ ЗА ЦЗЯ (школа эклектиков)—древнекитайское философское течение 5—3 вв. до н. э., стремившееся к синтезу различных философских школ. В “И вэнь чжи” (“Трактат о литературе и искусствах”) — библиографическом разделе “Хань шу” (“История династии Хань”, 1 в.) — цза цзя названа в числе “девяти течений” древнекитайской мысли. По определению комментатора “Хань шу” Янь Шигу (6—7 вв.), цза цзя “ставила вровень конфуцианство и учение мо цзя, соединяла имена и законы” (т. е. учения мин цзя и легизма), “не было в учениях ста школ такого, чего не пронизала бы она соединением”. Произведениями “эклектиков” считаются энциклопедические сочинения 3—2 вв. до н. э. “Люй-ши чунь и/о” и “Хуайнань-изы”.А. Г. Юркевич
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.