- СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- СОЦИОЛО́ГИЯ ОБРАЗОВА́НИЯ
-
отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство обществ. жизни. Проблемы С. о. начали выделяться из общефилософской и общесоциальной проблематики и становиться предметом особого рассмотрения со своими специфич. методами исследования на рубеже 19 и 20 вв.В США толчок развитию С. о. дали работы Л. Уорда "Динамическая социология" (L. F. Ward, Dynamic sociology, v. 1–2, Ν. Υ., 1883) и Дж. Дьюи "Школа и общество" (J. Dewey, The school and society, Chi., 1899). Перед 1-й мировой войной стали возникать исследовательские организации, занимающиеся проблемами С. о. В 1927 было создано Амер. нац. об-во и начался выпуск "Journal of Educational Sociology". В Германии С. о. выделяется в спец. область исследования, в первую очередь усилиями М. Вебера и Mанхейма, постепенно отделяясь от социальной педагогики (см. Наторп), где осн. внимание уделялось филос.-этич. мотивам в выборе идеала образования. Во Франции начало исследований по С. о. было положено Дюркгеймом.В наст. время в качестве осн. направлений исследования в С. о. вычленились: место образования как социального института в системе обществ. воспроиз-ва; взаимоотношения процесса образования с др. процессами обществ. жизни (экономическими, демографическими, политическими, процессами социальной стратификации); социальные детерминанты образования; социальная структура образоват. институтов и динамика ее изменения; социальное положение и обществ. роль учителей и преподавателей, их проф. статус; социальная механика и динамика взаимоотношений между обучаемыми и обучающими. Особое значение получили исследования по С. о. в развивающихся странах. Наиболее разработаны след. проблемы: школьные классы и студенч. группы как специфические социальные системы с определ. типологией и структурой; внешняя социальная среда школ (в т.ч. влияние социального состава класса и др. учебных групп на образование); образование как профессия и карьера (социальное происхождение преподавателей, мотивы и стимулы, влияющие на выбор преподавательской деятельности, ценностная ориентация и ее социальная основа и т.д.). В социалистич. странах (СССР, Польше и др.) исследования проблем С. о. приобретают самостоят. характер, выделяясь из научно-прикладных исследований, связанных с перестройкой и совершенствованием системы образования. В то же время ряд проблем С. о. изучается в рамках социологии молодежи и социологии познания.Лит.: Гросс Н., C. o., в сб.: Социология сегодня, М., 1965; Социологич. проблемы нар. образования. Сб. ст., Свердловск, 1967; La sociologie de l'éducation. Tendences actuéles de la recherche et bibliographie, P., 1960; Robinson M. E., Education for social change, Wash., 1961; Cooperative research projects, Fiscal, 1961, Wash., 1962; Education for a changing world of work, Wash., 1963; Τeutsсh G. M. [Hrsg.], Soziologie der pädagogischen Umwelt, Stuttg., 1965; Burns D. G., African education, L., 1965; Cowan L. G. [a. o.], Education and nation-building in Africa, N. Y., 1965; Gehmache r E., Wettlauf mit der Katastrophe. Europäische Schulsysteme, W., 1965; Εlvin Η. R., Education and contemporary society, L., 1965; Musgrave P. W., The sociology of education, L., 1965; Вellino R., Scuola e cittadino, Firenze, 1965; The social science view school administration, Englewood Cliffs (Ν. Υ.), 1965; Rudy W., Schools in an age of mass culture, N. Y., 1965; Counselor's reference bibliography PM–400–Al, Wash., 1966; World survey of education. UNESCO, P., 1966; Wоskоwski J., Ζ badan nad nauczycielami zawodu, Wr., 1966.И. Добронравов, Э. Мирский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.