- СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
- СОЦИОЛО́ГИЯ НАУКИ
-
отрасль социологии, изучающая социальные аспекты науч. деятельности на уровне как отд. науч. коллективов, так и общества в целом. Следует различать, т.о., С. н. в узком и широком аспекте. С. н. в современном ее состоянии относится к науковедч. дисциплинам (см. Наука о науке). В качестве самостоят. области исследования С. н. особенно развилась в 50–60-х гг., хотя возникла она в 30-х гг. 20 в. (работы Дж. Бернала, Б. Гессена и др.). С. н. формируется на стыке философии, организации науки, психологии науч. творчества, базируется на конкретно-социальных исследованиях, использует математич. и статистич. анализ.Центр. задачей С. н. является определение места и роли науки в развивающейся обществ. системе. С. н. исследует отношения, складывающиеся в науч. коллективах в процессе произ-ва знаний, а также различные аспекты воздействия обществ. условий на развитие науки и влияние науки на развитие общества. Она выявляет факторы, способствующие повышению производительности науч. труда, критерии роста социальной эффективности науки. С. н. изучает роль личности в совр. науке, влияние коллектива и коллективного характера труда на творч. процесс, рассматривает социально-экономич. условия, к-рые влияют на этот процесс. С. н. анализирует взаимоотношения, складывающиеся между наукой и техникой, экономикой, политикой, идеологией, системой образования, искусством и вместе с тем вскрывает внутр. логику развития науч. идей.В СССР и др. социалистич. странах в последние годы ведутся не только теоретические, но и конкретно-социологич. исследования науч. деятельности, к-рые направлены на совершенствование системы организации и управления наукой.В капиталистич. странах С. п. развивалась под воздействием идей М. Вебера, Дюркгейма, Mанхейма. Среди многочисл. концепций немарксистских исследователей науки выделяются два осн. направления, одно из к-рых акцентирует внимание на роли науки в духовной культуре (Манхейм, Парсонс, Сорокин), а другое рассматривает ее преимущественно как фактор технико-экономич. прогресса (У. Огборн, Л. Мемфорд, Б. Монсаров). В США, Англии, Франции имеются многочисл. группы социологов, исследующих взаимоотношения в научных "микроколлективах". Интересные результаты получены учеными, занимающимися исследованием количеств. параметров развития науки (Д. Прайс, П. Оже).Лит.: Карпов M. M., Основные закономерности развития естествознания, Ростов н/Д., 1963; Шейнин Ю. М., Наука и милитаризм в США, М., 1963; Противоречия в развитии естествознания. Сб. ст., М., 1965; Барбер Б., Социология науки, в сб.: Социология сегодня, М., 1965; О нек-рых вопросах усиления роли науки в строительстве коммунизма, Новосибирск, 1965: Maхлуп Φ., Производство и распространение знаний в США, пер. с англ., М., 1966; Наука о науке. Сб. ст., пер. с англ., М., 1966; Анализ тенденций и прогнозирование научно-технич. прогресса, К., 1967; Анализ закономерностей и прогнозирование развития науки и техники. [Тезисы докладов симпозиума], вып. 1–2, К., 1967; Волков Г. Н., Социология науки, М., 1968; Наука сегодня, сост. Б. Л. Фролов, М., 1969; Bernal J. D., Social functions of science, L., 1946; Barber В., Science and the social order, L., 1953; Nagel Ε., The structure of science, N. Y., 1961; Kuhn T. S., The structure of scientific revolutions, Chi.–L., 1962; Dupré J. S., Lakoff S. Α., Science and the nation, Englewood Cliffs (N. Y.), 1962; Ηailsham G., Science and politics, L., 1963; Kornhauser W., Scientists in industry, Berk.–Los Ang., 1963; The sociology of science, ed. B. Barber, W. Hirsch, 3 ed., Ν. Υ., 1963; Snow С. Р., Science and government, Camb. (Mass.), 1964; Science and . the future of mankind, Bloomington, 1964; Hagström W. O., The scientific community, N. Y.–L., 1965; Merton R. K., Social theory and social structure, N. Y.–L., 1965. См. также лит-ру при ст. Наука, Наука о науке и Научно-техническая революция.Г. Волков. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.