СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ


СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
СОЦИОЛО́ГИЯ МА́ССОВОЙ КОММУНИКА́ЦИИ
отрасль социологии, изучающая структуру, закономерности и эффективность деятельности систем массовой коммуникации (МК). Предмет исследования С. м. к. – функционирование систем МК, ее содержание, ее аудитории и каналы (печать, радио, телевидение, кино и др.), используемые для достижения определ. социальных целей через пропагандистское, просветительное или рекламное воздействие.
С. м. к. исследует отд. элементы системы МК, зависимость достигаемых результатов от воздействия различных факторов, рассматривает формирование или изменение установок, стереотипов и мнений в аудиториях. С. м. к. изучает признаки и роль коммуникатора в этом процессе; с помощью т.н. "контентного анализа" выявляет закономерности взаимодействия источника коммуникации с аудиторией в зависимости от передаваемого содержания, его классовых, идеологич. характеристик, а также способа изложения информации, интенсивности знаков и их значений, частотности повторения и т.д.; исследует аудиторию – выясняет ее ценностные ориентации и интересы, признаки непосредств. получателей информации – т.н. "лидеров мнения" – и их мотивы для дальнейшего распространения воспринятого содержания МК в малых группах; принципы, отбора аудитории в процессе МК в зависимости от надежд индивидов найти в ее содержании подтверждение своих ожиданий, мнений или сомнений, поощрение своего поведения; анализирует процессы восприятия содержания, его дальнейшей умств. переработки, запоминания и, наконец, принятия или непринятия коммуникационного воздействия; изучает оптимальные пути получения искомых результатов и причины "эффекта бумеранга" – т.е. достижения результатов, противоположных искомому.
С. м. к. возникла в 1-й четв. 20 в. в США. Важную роль в ее развитии сыграли работы социологов Б. Берелсона, X. Кэнтрила, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла, Р. Мертона, Т. Ньюкома, Г. Олпорта, К. Ховленда, М. Шерифа, У. Шрамма, создавших школы гл. обр. в США, Англии и Франции.
В СССР в 20-х гг. были проведены исследования В. Кузьмичевым, Д. Лебедевым, Н. Рубакиным, Я. Шафиром, изучавшими гл. обр. эффективность воздействия печати. В 60-х гг. возник ряд центров по изучению проблематики С. м. к.: Сектор МК и обществ. мнения Ин-та конкретных социальных исследований, Социально-психологич. лаборатории ЛГУ, факультет журналистики МГУ, кафедра журналистики Академии обществ. наук при ЦК КПСС, кафедра обществ. психологии Ин-та обществ. наук, социологич. лаборатория Тартуского ун-та. В ПНР проблемами MК занимается Центр по печати в Кракове, в ЧССР – Ин-т теории и истории средств МК при Карловом ун-те в Праге.
Лит.: Шафир Я., Очерки психологии читателя, М.–Л., 1927; Лебедев Д., Голос миллионов, М.–Л., 1928; Кузьмичев В. Α., Организация обществ. мнения, М.–Л., 1929; Ρубакин Η. Α., Психология читателя и книги, М.–Л., 1929; Сaппак В., Телевидение и мы, [М., 1963]; Прохоров Е. П., Журналистика и принципы социологии, "Вестн. МГУ. Серия 11. Журналистика", 1966, No 4; Алексеев А. Н., К вопросу о предмете социологии печати, там же, 1967, No 4; Шерковин Ю. Α., О природе и функциях массовой коммуникации, там же, 1967, No 6; Совр. бурж. теории журналистики. Сб. ст., под ред. Я. Н. Засурского, [М.], 1967; Фирсов Б., Массовая коммуникация, "Журналист", 1967, No 2; Hожин Ε. Α., Теория коммуникации и ее значение для пропаганды, в сб.: Проблемы научного коммунизма, вып. 2 – Конкретные социологич. исследования и идеологич. деятельность, М., 1968; Сantril H., Allport G., The psychology of radio, N. Y.–L., 1935; Waples D., Вerelson В., Bradshaw F., What reading does to people, Chi., [1940]; Merton В. К., Mass persuasion, N. Y.–L., [1946]; Smith B. L., Lasswell H. D., Casey R. D., Propaganda, communication and public opinion, Princeton, 1946; Plas В. de, Verdier H., La publicité, P., 1947; Bryson L. [ed.]. The communication of ideas, a series of adresses, Ν. Υ., [1948]; Lazarsfeld P. F., Stanton F. N. [eds], Communications research. 1948–1949, Ν. Υ., [1949]; Schramm W. L., The process and effects of mass communication, Urbana, 1954; Smith B. L., Smith С. М., International communication and political opinion, Princeton, [1956]; World communication. Press, radio, film, television, 3 ed., [P., 1956]; Wright C. R., Mass communication; A sociological perspective, N. Y., [1959]; Klapper J. T., The effects of mass communication, Glencoe (Ill.), [1960]; Shannon C. and Weaver W., The mathematical theory of communication, Urbana, 1962; Schramm W. L. [ed.], The science of human communication, N. Y.–L., 1963; People, society and mass communications, eds. L. A. Dexter, D. M. White Glencoe–L., [1964]; Reader in public opinion and communication, eds. B. Berelson, M. Janowitz, 2 ed., N. Y.–L., [1966]; Leandrov I., Masovno komuniciranje kao naučna disciplina, Beograd, 1967; см. также лит. при ст. Общественное мнение.
Ю. Шерковин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Смотреть что такое "СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ" в других словарях:

  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — область социологии, предмет к рой закономерности массовых информационных процессов и деятельности соц. ин тов, производящих и распространяющих массовую информацию. Исследования С.м.к. традиционно разделяются (исходя из структуры процесса массовой …   Российская социологическая энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — (SOCIOLOGY OF THE MASS MEDIA) Исследователи, работающие в этой области, в настоящее время занимаются, главным образом, тремя вопросами. (1) Основной интерес вызывает исследование сообщений массовой коммуникации (масс медиа), и для этой цели был… …   Социологический словарь

  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — (mass media of communication) методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. Первое… …   Большой толковый социологический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ —         (знания), направление теоретич. и эмпирич. исследований, рассматривающее проблемы социальной природы познания, социально историч. обусловленности знания, познания и сознания, социальные аспекты производства, распространения, использования …   Философская энциклопедия

  • Социология коммуникаций — Социология коммуникаций  отрасль социологии, занимающаяся исследованием роли и места коммуникации в обществе, а также воздействием, которая она оказывает на сознание и поведение индивидов. Социология коммуникаций в основном имеет дело с… …   Википедия

  • СОЦИОЛОГИЯ —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым …   Философская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА — исследовательское направление, изучающее разнообразные формы взаимодействия искусства и общества, проблемы социального функционирования искусства. В качестве самостоятельной дисциплины С.и. складывается в сер. 19 в. В этот период происходит… …   Философская энциклопедия

  • Социология — (франц. sociologie, от лат. socictas общество и греч. lógos слово, учение; буквально учение об обществе)         наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с… …   Большая советская энциклопедия

  • Социология средств массовой информации — СМИ) отрасль социологической науки, изучающая тенденции и особенности массовых информационно пропагандистских процессов в обществе или шире массовой коммуникации. Под СМИ в социологии понимается социальный институт производства и распространения… …   Социологический справочник

  • Социология искусства —         смежная область социологии (См. Социология) и искусствознания (См. Искусствознание) (литературоведения (См. Литературоведение)), предмет которой социальные функции и зависимости искусства. В широком смысле С. и. исследование определённых… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ» >>