- РАЙ
- РАЙ
-
религ.-мифологич. представление о священном месте в пространстве или состоянии во времени, свободном от несовершенств и противоречий земного существования. В различных историч. типах мифологии это преодоление земных противоречий приписывается загробному миру или первичному состоянию человека; в новейшем религ. сознании оно иногда отождествляется с особым состоянием духа.В древнейших мифологиях загробное существование представляется идеализированным продолжением земных отношений; различные формы этого существования определяются классом, кастой, профессией человека, но не его деятельностью – идея индивидуальной ответственности практически отсутствует. Библейская концепция, противопоставляющая райское блаженство душ праведников адским мучениям грешников (см. Ад), закрепилась лишь в 4–3 вв. до н.э. и получила дальнейшее развитие в христианстве (прежде всего в качестве универсальной этич. санкции). В христианстве можно выделить две линии в истолковании Р.: наивно-реалистическое, "чувственное" представление о Р. и грядущем воскресении (напр., у Иринея, 2 в. н.э.) и развитое патристич. философией (см. Патристика) представление о Р. как о духовном воссоединении с божеством (в поэзии – у Данте). Развивая идею потерянного Р., т.е. утраты состояния первозданной невинности, близости человека к природе и богу, христианство представляет историю человечества как историю утраты райского состояния и воссоздания его (в загробном мире, в душе верующего, в "тысячелетнем" царстве – см. Эсхатология). Введение истории в рамки трехчленной схемы: Р. – грехопадение – искупление, характерно и для ряда течений социально-утопич. мысли (напр., Мабли, естественно-правовых концепций – Руссо и др.), где желаемое будущее представляется восстановлением утраченного идеала.Отвергнутые Гегелем ("рай есть парк, в котором могут оставаться только звери, а не люди... Грехопадение есть вечный миф человека, именно благодаря ему он становится человеком" – Соч., т. 8, М.–Л., 1935, с. 304), эти воззрения свойственны романтич. критике действительности; истолкование в подобном духе марксистской концепции историч. процесса использовалось для ее отождествления с христ. взглядами (напр., у Тиллиха). Тема "потерянного" и "возвращенного" Р. является одним из осн. мотивов мировой филос. поэзии (Мильтон, Байрон и др.), будучи формой непосредственно-эмоционального и эстетич. отношения к противоречиям социального развития.Лит.: Ламонт К., Иллюзия бессмертия, пер. с англ., М., 1961; Токарев С. Α., Религия в истории народов мира, М., 1964; Myth. A symposium, ed. by Th. Sebeok, Bloomington, 1958.Ю. Левада. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.