- ПУРИТАНИЗМ
- ПУРИТАНИЗМ
-
(от лат. purus – чистый) – реформационное течение в Англии и Шотландии 16–17 вв., к-рое в религ. форме кальвинизма отразило оппозиц. настроения буржуазии, нового дворянства, гор. мелкой буржуазии и части крестьянства, выступавших против феод.-абсолютистского порядка и гос. англиканской церкви. Сторонники П. требовали продолжения Реформации: конфискации земель, оставшихся у церкви после ликвидации монастырского землевладения, отделения церкви от гос-ва, упразднения епископата и церк. судов, упрощения и удешевления церк. обрядности, сокращения числа религ. праздников, отказа от соблюдения постов и почитания "святых". Обличая роскошь двора и нравы аристократии, пуритане выступали против театра и развлечений, пропагандировали бережливость, воздержание от жизненных удовольствий, деловую активность, что отвечало интересам англ. буржуазии эпохи "первоначального накопления". Нравств. проповедь П. оказала сильное влияние на англ. лит-ру того времени.Движение П. в своем развитии прошло ряд этапов. В 30–60-х гг. 16 в. П. был одним из крайних течений внутри англиканской церкви, представители к-рого требовали в первую очередь изменения церк. обрядности. Лишь в 60-х гг. сторонники П. открыто выступили за замену правительств, епископальной церкви системой пресвитерий – кальвинистских орг-ций во главе с выборным приходским управлением (пресвитерами). В этот период в П. зарождаются два осн. направления – уморенное пресвитерианское и радикальное индепен-дентское. Последнее выступало против любой принудительной общегос. церк. системы, за независимость каждой религ. общины – конгрегации (см. Конгрегационализм), вплоть до автономного определения формы культа и символа веры. Индепенденты отвергали любое посредничество между душой человека и богом, признавали за каждым членом общины возможность "пророчества" и проповеди на основе откровения. Это сближало их учение с идеями анабаптистов.Превращение П. с сер. 80-х гг. 16 в. в открытую оппозицию господств. церкви привело к репрессиям со стороны властей, продолжавшимся вплоть до бурж. революции в Англии 17 в. и вызвавшим массовую эмиграцию пуритан, гл. обр. в Сев. Америку (начало англ. колонизации). В дальнейшем П. в обеих своих гл. разновидностях становится идеологич. знаменем надвигающейся бурж. революции. Размежевание пресвитерианства и индепендентства усиливается, они превращаются в политич. партии революции.Источн.: The Puritans. A sourcebook of their writings, v. 1–2, Ν. Υ., [1963].Лит.: Энгельс Ф., Введение к англ. изданию, "Развитие социализма от утопии к науке", Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22; Гардинер С. Р., Пуритане и Стюарты. 1603–1660, пер. с англ., СПБ, 1896; Потехин Α., Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах (1550–1603), Каз., 1894; Англ. бурж. революция. Сб. под ред. Е. А. Косминского, т. 1, М., 1954; Штокмар В. В., Очерки по истории Англии XVI в., Л., 1957; Nеа1 D., The history of the puritans, v. 1–2, N. Y., 1856; Сhambon I., Der Puritanismus. Sein Weg von der Reformation bis zum Ende des Stuarts, Z., 1944; Hughes Ph., The reformation in England, v. 1–2, L., 1952–53.Л. Затуловская. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ПУРИТАНИЗМ
-
ПУРИТАНИЗМ (от лат, purus — чистый) — сложившееся на почве кальвинизма реформационное движение в Англии и Шотландии 16—17 вв., настаивавшее на “очищении” англиканской церкви от “папизма” — элементов католической догматики и обрядности. Социальная база пуританизма была неоднородной: новое дворянство и буржуазия, мелкобуржуазные слри и часть крестьянства, выступавшие против .феодально-абсолютистского режима и государственной церкви. Поэтому по мере обострения социально-классовых противоречий пуританистское движение расслаивалось, в нем выделялись все более последовательные течения. Первоначально пуритане представляли собой крайнее течение внутри англиканской церкви и добивались преимущественно упрощения пышной церковной обрядности, а также отказа от литургии. К нач. 17 в. в пуританизме складываются два основных направления: умеренное, представленное пресвитерианами (кальвинистами), требовавшими конфискации у церкви прежних монастырских земель, упразднения епископата и церковных судов, упрощения богослужения, отказа от постов, почитания святых и т. п., и радикальное (конгрегационалисты, индепенденты или сепаратисты), последователи которого выступали за отделение церкви от государства, полную независимость религиозных сообществ от светской власти, выборность пасторов и проповедников. Более решительные требования выдвигали приверженцы сектантства (менониты, баптисты, квакеры, методисты, адвентисты), отказавшиеся от понятия “приход” в пользу “общины”, состоящей из людей, принявших крещение во взрослом возрасте, устранившие традиционный культ и символику в богослужении. Пуританизм представлял собой массовую форму выражения антифеодальных социальных требований, он сыграл решающую роль в идеологической подготовке Английской революции 17 в. Его политическим выразителем стала партия индепендентов.Жестокие преследования пуритан в Англии после реставрации монархии (1660) заставили многих из них эмигрировать в Северную Америку, где они обрели вторую родину. Здесь нашла свое продолжение конфронтация между умеренным и радикальным течениями в пуританизме, в первую очередь между пресвитерианами, стремившимися установить теократический режим, и сектантскими объединениями, выступавшими за веротерпимость и свободу совести. Культурно-историческое значение пуританизма состояло прежде всего в утверждении специфической пуританской этики, которая осуждала расточительство, праздность, социальный паразитизм и в качестве проявления благочестия и свидетельства избранности человека к спасению провозглашала культ трудолюбия и делового успеха, упорство и непреклонность в осуществлении поставленных целей, стоическое отношение к жизненным неудачам. Эти качества сыграли огромную роль в становлении раннего капитализма, прежде всего в США, что убедительно показал в своих исследованиях М. Вебер. Пуританизм оказал большое влияние на европейскую литературу, а также на формирование американского национального характера (см. Протестантизм, Англиканство, Кальвин).А. М. Каримскш
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.