- ПАНЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
- ПАНЕ́ЛЬНОЕ ИССЛЕ́ДОВАНИЕ
-
особый вид социального (экономич., социологич., социально-психологич., педагогич. и др.) исследования, к-рый предполагает неоднократное изучение одного и того же социального объекта (напр., одной и той же совокупности лиц) с определ. временными интервалами по одной и той же программе исследования. Гл. цель П. и. – изучение тенденции развития или изменения нек-рого социального процесса или явления во времени. Типичный пример П. и. – периодич. сплошные и выборочные переписи населения. Социологич. П. и. могут быть использованы для изучения изменений в социальной структуре общества, обществ. отношениях, обществ. сознании и т.п. Специфич. трудности возникают при организации выборочных П. и. Во-первых, неизбежны нек-рые потери в первоначально отобранной совокупности: лица, подлежавшие обследованию на первом этапе, к моменту повторного обследования могут переменить место жительства, работы и т.д. Анализ причин сокращения первонач. совокупности на основе материалов первого обследования показывает, является ли сокращение случайным или же в нем содержится нек-рая закономерность. Объем выборки при П. и. должен предусматривать эти возможные потери и поэтому рекомендуется увеличивать его на 20–25% против статистически обоснованного. Во-вторых, изменения, зафиксированные в последующих обследованиях, частично могут быть вызваны внешними причинами, не вытекающими из специфики данного объекта. Для определения степени влияния внешних причин рекомендуется проводить П. и. на основных и контрольных объектах, выравненных по существ. характеристикам. Если в исследовании применяется метод опроса, желательно иметь неск. контрольных объектов по количеству повторных опросов с тем, чтобы определить величину ошибки, вызываемой неоднократным опросом одних и тех же лиц по одинаковой программе (повторные опросы могут вызвать специфическую реакцию опрашиваемых, связанную с тем, что при первом опросе возникает определенная "установка", а не тем, что изменяется содержание информации как таковое). Следует каждый раз брать новый контрольный объект, сопоставляя полученные данные с материалами повторных обследований осн. объекта. Количество повторных обследований и временные материалы между ними целиком определяются содержанием изучаемой проблемы.Лит.: Lazarsfeld P. F., Use of panels in social research, "Proceedings of the American Philosophical Society", 1948, v. 92, No 5; Festinger L., Кatz D., Research methods in the behavioral sciences, N. Y.,1953, ch. 2; Lazarsfeld P. F., Rosenberg M., The language of social research, [Glencoe (Ill.), 1962], ch. 5–7; Research methods in social relations, revised one-volume ed. [by] C. Selltiz, M. Jahoda, M. Deutsch, S. W. Cook, L., [1962].В. Ядов. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.