ПАВЛИКИАНСТВО

ПАВЛИКИАНСТВО
ПАВЛИКИА́НСТВО
(греч. Παυλικιανοί, предположительно, от имени апостола Павла) – антифеод. религ.-политич. движение, возникшее в 7 в. в Армении и Византии и принявшее форму религ. ереси. Наибольшего развития достигло в 8–9 вв., когда образовалось независимое павликианское гос-во с центром в Тефрике (на востоке Византии). В 872 павликиане были разбиты визант. имп. Василием I; в 10 в. часть их была переселена во Фракию, где они упоминаются под назв. попеликане. Наиболее видные вожди П. в 9 в. – Сергий, Карвей и Хрисохир. Учение павликиан, опиравшееся на манихейские традиции (см. Манихейство), носило дуалистич. характер. Оно исходило из признания двух начал: злого бога – создателя, демиурга мира – и "отца небесного", к-рому якобы будет принадлежать власть в будущем. По учению павликиан, весь мир пронизан злом; земные порядки не созданы "небесным отцом" и могут рассматриваться как порочные. В соответствии с этим П. осуждало церк. иерархию, пышность церк. церемониала, монашество. П. отвергало Ветхий завет и из "священных книг" христианства признавало лишь евангелия, послания и деяния апостольские. П. отбрасывало православное учение о богородице, таинствах и крестном знамении. Проповедуя равенство, павликиане создавали общины, члены к-рых пользовались равными правами. В целом оно было направлено против социальных порядков и идеологии феод. строя. Учение павликиан оказало идейное влияние на богомильство и нек-рые более поздние зап.-европ. еретич. движения. В отличие от богомильства, П. не призывало к аскетизму. Павликианская лит-ра почти не сохранилась.
Лит.: Липшиц Е. Э., Павликианское движение в Византии в VIII и первой пол. IX вв., в сб.: Византийский временник, т. 5, М., 1952, с. 49–72; Юзбашян К. Н., К истории павликианского движения в Византии в IX в., в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, вып. 4, М., 1956, с. 246–79; Бартикян Р. М., Источники для изучения истории павликианского движения, Ереван, 1961; Ter-Mkrttschian К., Die Paulikianer im byzantinischen Kaiserreiche und verwandte ketzerische Erscheinungen in Armenien, Lpz., 1893; Loos M., Le mouvement pauliclen à Byzance, "Byzantino-slavica", 1963, v. 24, No 2, p. 258–86, 1964, v. 25, No 1, p. 52– 68.
А. Каждан. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ПАВЛИКИАНСТВО
    ПАВЛИКИАНСТВО — дуалистическое учение, родственное манихейству, считавшее весь материальный мир творением сатаны и только духовный мир — созданным Богом. Возникло в середине 7 в. на территории Византийской империи и Армении. Павликиане признавали догмат о Троице, но считали, что триипостасный Бог-Отец является творцом только небес, ангелов и духовного мира. Христианские священные книги не отвергались, но истолковывались в духе манихейских идей. Павяикиане отвергали почитание Богоматери и всех святых, крест считали символом проклятия (ибо на нем был распят Христос), не признавали таинств крещения и причащения, икон и церковных обрядов. Считая сатанинским творением все общественные институты, в т. ч. и церковь, они отрицали необходимость духовенства. Духовные вожди павликиан назывались Просто синекдемами (“спутниками” — слово заимствовано из послания апостола Павла). Первые павликиане, согласно “Полезной истории” Петра Сицилийского, аргументировали свое учение ссылками на послания апостола Павла, к имени которого восходит и само название “Павяикиане”. Основоположник секты — Константин, последователь Мани, называл себя Сильваном, ученикомапостола Павла. Окончательное оформление павликианского движения относится ко времени народного антиналогового движения 820—825, знаменем которого было павликиаиство.
    В 9 в. павликиане контролировали значительную территорию в районе Мелитены, где находилась их столица Тефрика, и успешно сражались с Византийской империей в союзе с арабами. В 872 византийские войска захватили Тефрику и казнили вождя павликиан Хрисохира, что знаменовало разгром павликианекого движения. Часть уцелевших павликиан бежала в Восточную Армению, где присоединилась к тондракитам, а другие ушли на Балканы, повлияв на развитие богомильского движения.
    В. А. Арутюнова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ПАВЛИКИАНСТВО" в других словарях:

  • павликианство — сущ., кол во синонимов: 2 • павликанство (1) • секта (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ПАВЛИКИАНСТВО — (греч. Paulikia noi предположительно от имени апостола Павла) еретич. движение в христианстве, возникшее в 7 в. в Армении. Соц. база П. крестьяне, ремесленники, городская беднота. П. выступало против феод. эксплуатации, материального и политич.… …   Атеистический словарь

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — возникла в связи с утверждением Византийской империи и распространением в ней христианства (т.е. с 6 – 7 вв.); предшественниками этой философии являются греч. отцы церкви: Прокопий из Газы (465 – 525), Леонтий Византийский (475 – 543), Иоанн… …   Философская энциклопедия

  • АРМЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — Среди памятников др. арм. культуры еще в 1 в. до н.э. имелись труды, содержавшие филос. идеи. По свидетельству Плутарха (Красс, 33; рус. пер. Избр. биографии , М. – Л , 1941), царь Армении в 55–34 до н.э. Артавазд сочинял трагедии и речи в духе… …   Философская энциклопедия

  • Библия — (от греч. biblía, буквально книги)         сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (8 в. до н. э. 2 в. н. э.), который лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства, признаётся ими священным. Б. состоит …   Большая советская энциклопедия

  • Византия —         Византийская империя, государство, возникшее в 4 в. при распаде Римской империи в её восточной части и существовавшее до середины 15 в. Столицей В. был Константинополь, основанный императором Константином I в 324 330 на месте бывшей… …   Большая советская энциклопедия

  • Богомилы — болгарские еретики, с X в. существовавшие в виде многочисленной и весьма влиятельной партии во все время самостоятельной жизни болгарского царства и сохранившиеся после, даже, пожалуй, до начала настоящего столетия. Название коренное славянское.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Манихейство — религиозно философское учение, широко распространенное некогда на Востоке и Западе, скрытно существующее, в различных видоизменениях, и доныне. Прежде М. считалось то христианской ересью, то обновленным парсизмом; новейшие авторитеты (Гарнак,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Павликиане — (Παυλικιανοί) секта, возникшая в Армении во вторую половину VII в. Основателем ее был Константин, родом из села близ Самосаты, где издавна существовала дуалистическая миркионитская община (см.). Около 660 г. внимание Константина обратилось на… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • МАНИХЕЙСТВО — религ. учение, зародившееся в 3 в. в Месопотамии на основе вавилонских, перс. (зороастризм) и христианских культов и по ряду осн. положений близкое к гностицизму (см. в ст. Гностики). Основоположник М. Мани. В основе М. лежит принцип дуализма,… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»