- НЕОИНДУИЗМ
- НЕОИНДУИЗМ
-
течение филос.-религ. мысли совр. Индии. Возникнув в 1-й пол. 19 в. как реформированная форма индуизма, Н. отразил развитие бурж. отношений, становление нац. самосознания и явился одной из идеологич. форм борьбы за бурж.-демократич. преобразования и нац. освобождение. Теоретич. основой Н. послужила адвайта-веданта Шанкары и вишешта-адвайта Рамануджи. Идеологи раннего Н., оставаясь в рамках филос. проблематики индуизма, призывали к модернизации религ.-этич. концепций путем возрождения чистого монистич. теизма. Период переосмысления духовного наследия Индии в связи с развитием Н. называют в бурж. лит-ре эпохой Возрождения. Начало реформаторскому движению положила деятельность Раммохан Рая, основавшего (1828) об-во Брахмо самадж. Это общество, противопоставлявшее чистый монотеизм Упанишад политеизму со всеми его атрибутами, выступало против кастовых традиций, детских браков и наиболее мистич. доктрин ортодокс. индуизма (переселения душ, кармы). Развитие движения сопровождалось усилением демократич. элементов; в 1866 произошел раскол об-ва, в результате к-рого создалось два крыла – умеренное, выдвигавшее на первый план религ. и этич. вопросы, и радикальное, уделявшее основное внимание демократизации обществ. жизни и просветительской деятельности. Последнее представляли два об-ва: "Брахмо самадж Индии" и "Прартхана самадж" (молитвенное об-во), благодаря деятельности к-рых в 1872 был издан закон, запрещающий полигамию и детские браки и разрешающий межкастовые браки и замужество вдов.В 70-х гг. возрождение индуизма достигает апогея – появляются теоретики, оформляются осн. направления, активизируется борьба против материализма, достигшего в это время в Индии определ. успехов. В Н. намечаются западнич. и индофильское течения: первое проповедует идею синтеза зап. либерализма и инд. религ. мысли, второе стоит на страже индуизма как единств. философии для Индии в настоящем и будущем. Выявляется антиангл. направленность движения. Гл. представителем Н. этого периода был религ. мыслитель Рамакришна. Его спиритуалистич. учение "веданта в действии" явилось религ. формой протеста против колониального гнета. Гуманизм и демократизм учения, стремление приблизить философию к практич. жизни обеспечили ему популярность. Взгляды Рамакришны были распространены по всему миру его учеником Вивеканандой, впервые открыто заявившим о превосходстве инд. культуры. Мировоззрение Вивекананды включало ряд элементов, близких к утопич. социализму.Начало новейшего этапа развития Н. хронологически совпадает с историч. периодом бурного роста анти-империалистич. борьбы в Индии после 1917. Сохраняя прежние узловые проблемы Н., его совр. представители (Абхедананда, Вадиа, Радхакришнан) акцентируют в них гл. обр. теологич. иррацион. моменты, а также идею синтеза идеалистич. аспектов зап.-европ. и вост. философии. Самым видным пропагандистом идеи этого синтеза является Радхакришнан, стремящийся создать мировую религ. идеологию и "переродить" коммунизм с помощью религии. Единственно истинной религиозно-филос. позицией совр. неоиндуисты признают абс. монотеизм веданты, а гл. методом филос. исследования – интуицию и мистич. переживание.Лит.: Farquhar J. Ν., Modern religious movements in India, L., 1929; Desai A. R., Social background of Indian nationalism, [2 ed. ], Bombay, 1954.С. Кедрова. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.