РАДХАКРИШНАН

РАДХАКРИШНАН
РАДХАКРИШНАН
        Сарвапалли (5.9.1888, Тируттани, Мадрасское президентство, ныне шт. АндхраПрадеш,— 17.4.1975, Мадрас), инд. философ и обществ. деятель. В 1952—62 вицепрезидент, в 1962—67 президент Республики Индия. Осн. соч.— «Инд, философия» (1923, рус. пер., т. 1—2, 1956—57). Основу филос. воззрений Р. составляет убеждение в непреложности духовных ценностей, которые отождествляются им с ценностями религии, понимаемой прежде всего как видение духовной основы мира. Эта «духовная религия» оказывается, т. о., тождественной с идеалистич. философией; развитие мировой философии Р. интегрирует в единую систему, которая соединяет в себе прежде всего европ. и инд. философию; одновременно эта реконструированная вечная философия предстаёт у Р. как философия внутр. опыта. Отличит. чертой европ. философии Р. считает рационализм, а индийской — мистицизм как практич. единение с духовной основой универсума. Отводя рационализму вспомогат. роль, Р. пытался примирить оба способа постижения мира, трактовать их как нечто единое; категории европ. философии оказываются включёнными в его систему, основу крой образует философия веданты.
        The Hindu view of life, L., 1927; East and west ln religion, L., 1933; The philosophy of the Upanisads, L., 1935- Kalki; or, The future of civilization, Bombay, 1948; An idealist view of life, L., 19512; Contemporary Indian philosophy, L., 1952; Eastern religions and western thought, L., 1955.
        Аникеев H. П., Филос. и социологич. взгляды С P в сб.: Совр. филос. и социологич. мысль стран Востока M., 1965; Raju Р. Т., The Idealism of Sir S. Radhakrishnan, Calc" 1940; Arapura J. G., Radhakrishnan and integral experience, Bombay — L,, 1966.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

РАДХАКРИШНАН
Сарвапалли (р. 5 сент. 1888) – глава академич. философии и гос. деятель Индии; проф. и почетный доктор наук ряда инд. и зарубежных ун-тов (в т.ч. Московского). В 1949–52 – посол Индии в СССР; в 1952–62 – вице-президент, а с 1962 – президент Республики Индии.
Исходные позиции философии Р. – объективно-идеалистич. система веданты в интерпретации Шанкары. Р. утверждает принципиальную невозможность рацион. объяснения ряда проблем без признания абс. духа, представляющего всю тотальность бытия. Стараясь избежать пантеизма, Р. постулирует неогранич. число возможностей абсолюта. Реализация данной возможности – возникновение нашего мира – является выражением свободы абсолюта, деятельность к-рого подобна игре (лила), творчеству художника (см. "The spirit in man", L., 1952, p. 501–02). В соответствии с принципами веданты Р. утверждает возможность обнаружения абс. духа, т.е. бога, только интуитивным путем. "Великие истины философии не доказываются, а переживаются" ("An idealist view of life", L., 1932, p. 152). Неопровержимым доказательством существования бога выступает для Р. практика религ. мистицизма.
В центре внимания Р. – социально-этич. проблематика. Он выражает неудовлетворенность совр. действительностью – положением человека в обществе, неустроенностью жизни, падением нравов, отсутствием идеалов и т.д. Непосредств. причину всех бед и пороков человека Р. видит в пороках социального устройства. Он обвиняет цивилизацию Запада с присущим ей культом наживы, социальным и нац. неравенством, милитаризмом, военной истерией и т.п. в том, что она калечит дух человека, убивает его лучшие побуждения, лишает его веры в братство и дружбу между людьми (см. "Religion and society", L., 1947, p.16). Причем к западной цивилизации Р. относит и социализм, объединяя последний с капитализмом на основе материалистич. природы их идеалов. Относительно социалистич. системы Р. разделяет распространенные на Западе убеждения в недемократичности, тоталитаризме и насилии социализма. Истинное решение всех проблем индивидуальной и обществ. жизни Р. находит только на религиозно-идеалистич. пути.
"Для тех, кто потерял опору, для всего нашего века, находящегося в великом брожении, спиритуальный подход является единственной надеждой... Только когда жизнь духа озарит и преобразует изнутри жизнь человека, сможет он обновить лик земли. Сегодняшнему миру нужна религия духа, которая даст цель всей жизни..." ("The spirit in man", p. 478, 483). Но чтобы религия смогла выполнить свою миссию по спасению и возрождению мира, нужно, считает Р., очистить ее от догматич. и обрядовых пут и восстановить ее истинное содержание, к-рое сводится к одному основополагающему принципу – признанию духовной субстанциальности бытия. "Сегодня мы озабочены не столько непогрешимостью папы или достоверностью Библии, и даже не тем, является ли богом Христос или Кришна и существует ли откровение. Все эти вопросы утратили свое значение и подчинились одному единственному вопросу – имеется ли за феноменом природы и драмой истории невидимая духовная сила, есть ли в универсуме смысл или он бессмысленен, является ли он богом или случайностью" (там же, р. 483). Особое значение в обновлении духа приобретает, по мнению Р., опыт народов Востока и прежде всего Индии; "западная материальность" должна быть одушевлена "восточной спиритуальностью", так же как, впрочем, Восток, в свою очередь, должен быть приобщен к технико-экономич. достижениям Запада. Этот синтез, согласно Р., послужит спасению человечества от угрозы новой мировой войны. Р. выступает как активный борец за дело мира и мирного сосуществования.
Соч.: The Hindu view of life, Oxf., 1926; An idealist view of life, L., 1932; Religion and society, L., 1947; An anthology, ed. A. H. Marlow, L., [1952]; Occasional speeches and writings, ser. 1–3, [Delhi], 1957–63; в рус. пер. – Индийская философия, т. 1–2, М., 1956–57.
Лит.: Joad С. Е. М., Counter attack from the East. The philosophy of Radhakrishnan, L., [1933]; The philosophy of S. Radhakrishnan, ed. P. A. Schilpp, N. Y., [1952] (имеется библ.); Аникеев H. П., Филос. и социологич. взгляды С. Р., в кн.: Совр. филос. и социологич. мысль стран Востока, М., 1965, с. 5–33.
Н. Аникеев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

РАДХАКРИШНАН
    РАДХАКРИШНАН (Radhakrishnan) Сарвепалли (5 сентября 1888, Тирутанй— 17 апреля 1975, Мадрас) — индийский философ и историк философии, общественный деятель, президент Республики Индия (1962—67). Создатель философской системы “вечной религии”, или “религии духа”, претендующей на статус универсальной. Во многом следовал философской системе веданта, разделяя ее положение о единстве всего сущего. Считал, что идея Бога априорна и присуща любому человеку, а все религии суть равноценные пути к Богу. В следовании универсальным нравственным нормам видел средство достижения человечеством нравственного и духовного совершенства. Выполнил комментированные переводы с санскрита важнейших памятников религиозно-философской мысли Индии {“Брахма-сутры” Бадараяны, Упанишады, *Бхагавадгита”, “Дхаммапада”}. Соч.: An Idealist View of Life. L., 1932. Лт.:ЛитманА.Д. Сарвепалли Радхакришнан. М., 1983.
    O.B. Мезенцева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "РАДХАКРИШНАН" в других словарях:

  • Радхакришнан — Радхакришнан, Сарвепалли Сарвепалли Радхакришнан Дата рождения: 5 сентября 1888(18880905) Дата смерти …   Википедия

  • Радхакришнан С. — Сарвепалли Радхакришнан Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья …   Википедия

  • Радхакришнан —         Сарвепалли (р. 5.9.1888, Тируттани, Мадрасское президентство, ныне штат Андхра Прадеш, 17.4.1975, Мадрас), индийский государственный и политический деятель, учёный философ. Образование получил в Мадрасском университете. В 1918 21… …   Большая советская энциклопедия

  • РАДХАКРИШНАН Сарвапалли — (1888 1975) президент Индии в 1962 67 (в 1952 62 вице президент). Философские работы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Радхакришнан Сарвепалли — (р. 5.9.1888, Тируттани, Мадрасское президентство, ныне штат Андхра Прадеш, ≈ 17.4.1975, Мадрас), индийский государственный и политический деятель, учёный философ. Образование получил в Мадрасском университете. В 1918≈21 профессор философии в… …   Большая советская энциклопедия

  • РАДХАКРИШНАН Сарвепалли — (1888 1975) инд. философ, религиовед, общественный и политический деятель, один из самых значительных представителей неоиндуизма 20 в. Род. в образованной брахманской семье в г. Тиррутани (шт. Андхра Прадеш), получил и традиционно инд. и… …   Философская энциклопедия

  • Радхакришнан Сарвапалли — (Radhakrishnan, Sir Sarvepalli) (1888 1975), инд. ученый и гос. деятель. Профессор философии в Майсуре и Калькутте, вост. религии и этики в Оксфорде, автор многочисл. трудов, посвященных индусской религии и философии, посол Индии в СССР (1949 52) …   Всемирная история

  • Радхакришнан Сарвепалли — Сарвепалли Радхакришнан Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья …   Википедия

  • Радхакришнан, Сарвепалли — Сарвепалли Радхакришнан Дата рождения: 5 сентября 1888( …   Википедия

  • Радхакришнан Сарвапалли — (1888 1975), президент Индии в 1962 67 (в 1952 62 вице президент). Философские работы. * * * РАДХАКРИШНАН Сарвапалли РАДХАКРИШНАН Сарвапалли (1888 1975), президент Индии в 1962 67 (в 1952 62 вице президент). Философские работы …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»