"НАПИСАНИЕ О ГРАМОТЕ"

"НАПИСАНИЕ О ГРАМОТЕ"
"НАПИСА́НИЕ О ГРА́МОТЕ"
анонимный филос. грамматич. трактат, памятник рус. рационалистич. и гуманистич. мысли 15 – нач. 16 вв. Филос. введение "Н. о г." содержит идеи, утверждающие познават. возможности и созидат. силы ума в противоположность феодально- православному мировоззрению, обезличивавшему человека, "Н. о Г." представляет собой новую ступень в развитии идеи свободы человека, к-рая в Лаодикийском послании моск. еретика Ф. Курицына была формулирована как "самовластие души". "Н. о г." постулирует самовластие ума человека, различая понятия "разума" как сознающей, но пассивной способности человека, и "ума" как активной способности к действию, к обогащению сознающей способности, выражением чего является знание. Знание дает постижение минувшего, понимание настоящего, предвидение будущего. Начальной ступенью к знаниям служит грамота и с ее помощью люди становятся учеными, мудрецами, овладевают всевозможными мастерствами и искусствами. Отсюда вывод: "грамота есть самовластие", иными словами "учение есть свобода". "Н. о г." содержит гуманистич. мотивы и по своей центр, идее имеет точки соприкосновения со знаменитым манифестом итал. гуманизма 15 в. трактатом Пико делла Мирандола "О достоинстве человека". Социальными носителями идей "Н. о г." являлись участники еретич. движения последней трети 15 – нач. 16 вв., среди к-рых находились, представите ли городских торгово-ремесленных кругов, низшего духовенства, а также представители социальных низов города. "Н. о г." вызвало к жизни спец. соч. – "Беседы об учении грамоте", в к-ром анонимный представитель церк. кругов выступил с полемикой против "Написания", уличая автора его в антитринитаризме (см. Антитринитарии), в следовании ереси арианства, несторианства и т.п.
Лит.: Клибанов А. И., "Н. о г.", в сб. ст.: Вопросы истории религии и атеизма, [т. ] 3,. М., 1955; его же, Реформац. движения в России в XIV – первой половине XVI вв.,. М., 1960, с. 63–82. и с. 333–50.
А. И. Клибанов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое ""НАПИСАНИЕ О ГРАМОТЕ"" в других словарях:

  • написание — НАПИСАНИЕ, я, ср Языковое явление, связанное с наличием у буквы определенной формы, а также с правописанием какого л. слова. Обучаясь грамоте, школьник знакомится с различными написаниями буквы, с написанием слов …   Толковый словарь русских существительных

  • ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ — обучение чтению и письму Выбор способа. О.г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами Способ О.г. опирается на знания о простейших элементах речи звуках и их обозначении буквами. Обучающийся грамоте… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Курицын Федор Васильевич, посольский дьяк — Курицын Федор Васильевич (ум. не ранее 1500 г.) – посольский дьяк Ивана III, еретик, писатель. В 1482–1484 гг. был послан в Молдавию и Венгрию для ведения переговоров со Стефаном Великим и Матфеем Корвиным о союзе против Польско Литовского… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Древнерусская литература XV века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 1.1 1400 е годы 1.2 1410 е годы …   Википедия

  • КУРИЦЫН — 1 . Афанасий Федорович (ум. не ранее 1540) рус. гос. деятель и дипломат, сын Ф. В. Курицына. Дьяк с 1520, один из ближайших сподвижников Василия III. Неоднократно участвовал в дипломатич. переговорах с Польско Литов. гос вом и Казанским ханством …   Советская историческая энциклопедия

  • ЖИДОВСТВУЮЩИЕ — еретическое движение, существовавшее в послед. трети XV нач. XVI в. в Новгороде и в Москве. Ж. («жидовская мудръствующими») еретики названы в «Просветителе» («Книга на новгородские еретики») прп. Иосифа Волоцкого, в посланиях Новгородского архиеп …   Православная энциклопедия

  • Ереси в России —         возникли с принятием христианства как протест народных масс против насильственной христианизации и процесса феодализации. Антихристианскую и антицерковную окраску носили восстания смердов в Суздальской земле 1024 и 1071. Характерной… …   Большая советская энциклопедия

  • ЕРЕСИ — (от греч. airesis особое вероучение) религ. течения, отклоняющиеся от вероучения данной церкви и являющиеся в период господства религ. идеологии специфич. формой социального протеста. Возникновение оппозиционных данной правящей церкви и ее… …   Советская историческая энциклопедия

  • КУРИЦЫН Федор Васильевич — рус. политич. деятель 2 й пол. 15 в., идеолог и глава моск. кружка религ. реформаторов. Занимая пост великокняжеского дьяка, фактически руководил деятельностью внешнеполитич. ведомства. В развитии религ. филос. мировоззрения К. сыграло роль его… …   Философская энциклопедия

  • новгородско-московская ересь — (жидовствующие), движение в среде низшего и среднего духовенства и посадских людей, возникшее в середине XV в. в Новгороде, с 1480 х гг. центр в Москве. Имела некоторое сходство с иудаизмом, а также с новгородско псковской ересью. Представители… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»