- МИЦКЕВИЧ
- МИЦКЕ́ВИЧ
-
(Mickiewicz), Адам (24 дек. 1798 – 26 ноября 1855) – польский поэт, деятель польского освободит. движения. Учился в Виленском ун-те (1815–19). Высланный за пределы Литвы (1824–29) за участие в патриотич. организациях "филоматов" и "филоретов" и живя в Петербурге, Одессе, Москве, М. сблизился с декабристами и Пушкиным. После польского восстания 1830–31 поэт навсегда остался в эмиграции. М. является основоположником польского революц. романтизма. Его художеств. произведения "Ода к молодости" ("Oda do młodościy", 1820, опубл. 1827), "Баллады и романсы" ("Ballady i rоmanse", 1822), "Гражина" ("Grażyna", 1822, опубл. 1823), "Дзяды" ("Dziady", 1820–32, опубл. 1823–60), "Пан Тадеуш" ("Pan Tadeusz", 1834) проникнуты идеями революц. энтузиазма, осуждения неравенства. Живя за границей, М. занимался публицистич. и критич. деятельностью, в 1840–44 читал курс слав. лит-ры в Париже. В "Книгах польского народа и польского пилигримства" ("Księgi narodu polskiego i pielgrzymstwa polskiego", 1832), в публицистич. статьях и выступлениях в газ. "Pielgrzym polski" ("Польский пилигрим", 1832–33) М. высказал ряд историософских идей, носящих в осн. романтич. характер. Согласно М., история человечества – это процесс осуществления морального идеала. Последствием этого процесса является постепенное расширение свободы. Процесс историч. развития человечества проходит 3 ступени: греха (отход от этич. принципов, составляющих предназначение человечества), кары (победа неволи и антагонизм в человеч. отношениях, аморальность) и, наконец, искупление (процесс обновления из абс. неволи). Универсальный моральный идеал ведет, по М., к единству человеч. рода и приводит к солидарности всех народов, борющихся за политич. и социальную свободу. Т.о., история осуществляется при посредстве действий отд. народов. Особую роль в обновлении человечества М. отводил Польше. Эти идеи нашли выражение в прочитанных во Франции "Лекциях о славянских литературах" ("Les Slaves. Cours professé au College de France par Adam Mickiewicz et publié d'après les notes sténographiées", t. 1–5, 1849; польский перевод 1841–45), в к-рых М., в частности, резко критиковал нем. классич. философию и ее польских эпигонов. Элементы мистики и мессианизма особенно усилились в 40-х гг., когда М. подпал под влияние А. Товяньского. Наступление нового революц. подъема в Европе в 1848 вызвало крутой перелом в настроениях и деятельности М.: он организовал в Италии революц. польский легион, программа к-рого, написанная М., содержит элементы революц.-демократич. идеологии. В 1849 М. основал в Париже газ. "La Tribune des peuples" ("Трибуна народов"), в к-рой он призывал к революц. союзу народов, высказывал идеи утопич. социализма. Резкая критика совр. бурж. общества и революц. интернационализм составляли сильные стороны "Трибуны народов", характеризуя мировоззрение М. в последний период его жизни.Соч.: Dzieła, t. 1–16, Warsz., 1955; в рус. пер. – Собр. соч., т. 1–5, M., 1948–1954; в кн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 2, M., 1956, с. 251–404.Лит.: История Польши, т. 1–2, M., 1954–55 (см. им. указ.), Живов Μ., Α. Μ., Μ., 1956; А. М. в рус. печати. Библиографич материалы, M.–Л., 1957; Kridl Μ., Mickiewicz i Lamennais, Warsz., 1909; Pigoń St., Zepoki Mickiewicza, Lw., 1922; Żołkiewski S., Spór o Mickiewicza, Wr., 1952; Drobner B., Mickiewicz jako socjalista, Kr., 1959; Adam Mickiewicz Zarys bibliograficzny, Warsz., 1957; Semkowicz Α., Bibliografia utworów A. Mickiewicza do roku 1855, Warsz., 1958А. Сикора. ПНР.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.