Мицкевич К. М.


Мицкевич К. М.
Мицкевич К. М.

       
МИЦКЕВИЧ Константин Михайлович (Якуб Колас, Тарас Гуща, 1882—) — белорусский поэт, вице-президент Белорусской академии наук. Р. в Минской губ. в семье лесного сторожа. Учился в Несвижской учительской семинарии. С 1906 участвовал в так наз. «нашенивском» национально-демократическом движении (см. Белорусская литература). За участие в учительском съезде был приговорен к 3 годам заключения, которые отбывал в минской тюрьме (1908—1911). Был мобилизован царской армией, окончил Александровское военное училище в чине подпоручика. До 1921 учительствовал в Курской губ., откуда вернулся в БССР. Был членом Института белорусской культуры, а затем академии. В 1926 в связи с 20-летним юбилеем поэта правительство БССР присвоило М. звание народного поэта.
       Популярным писателем М. становится после Октября. К послеоктябрьскому периоду относятся ранее начатые и вновь написанные главные произведения писателя: «Новая земля», «Сымон Музыка», «У палесскай глушы» и др. Творческий подъем после Октября является разительным подтверждением того раскрепощающе-плодотворного воздействия, которое оказала пролетарская революция на культуру и литературу ранее угнетенных национальностей. Выразитель идей и настроений широких трудовых масс середняцкого крестьянства, подымавшегося на борьбу с самодержавно-помещичьим строем, М. далеко не сразу и не прямо пришел к пониманию и приятию новой пролетарской Белоруссии. Мировоззрение поэта было обременено различными националистическими пережитками буржуазно-демократического движения, в котором поэт принимал непосредственное участие. На отдельных этапах борьбы (например в сб. «Водгульле») эти черты приближали писателя к буржуазно-националистической литературе. Понадобился более чем десятилетний период успешного социалистического и национально-культурного строительства в Белоруссии под руководством пролетариата, чтобы Мицкевич приступил к пересмотру своих классовых и идейно-творческих установок.
       В конце 1930 М. опубликовал свое письмо к Советской Белоруссии, в к-ром он признает свои прежние ошибки, заявляя, что он «категорически порывает с национал-демократизмом» (см. «Сав. Беларусь» от 14/XII 1930).
       Выступление М. на литературную арену исторически совпадает с оживлением крестьянского и нац.-дем. движения Белоруссии — «нашенивства». Основным лозунгом этого движения, в частности литературного, было требование «вольной бацькаушчыны» («свободной родины»), под которым разумелась культурно-национальная автономия для Белоруссии. В литературе усиленно культивировалась национальная романтика и либерально-народническая идеализация белорусского мужика. У М. мы находим следы этой идеологии уже в ранних его произведениях. Первое стихотворение М. «Наш родна край» появилось в 1906 и было напечатано в радикально-демократической газете (вскоре закрытой) «Наша доля». В этом и в ряде других стихотворений, проникнутых народническим сочувствием к «краю сіроцс», М. выражает настроение широких трудовых масс белорусского середняцкого крестьянства в их борьбе с самодержавно-помещичьим режимом. Национальный гнет, отсталость и нищета широких масс крестьянства толкают поэта в ряде стихотворений от моралистических позиций к революционно-политическому протесту. Борьба порабощенных крестьянских масс против самодержавно-помещичьего режима иллюзорно преломляется в сознании поэта в форме восстания как бы «единого», сплошного «бедного края».
       Рисуя политическое бесправие белорусского мужика, М. обращается к «ворогам» — панам, угрожая им мужицкой расправой: «Ужо дауно вяроукі вас, паны, чакаюць». Мужик в восприятии М. есть синоним «белорусса», носителя политических и национальных идеалов. В стихотворении «К белоруссам» М. бросает призыв:
       
«Устаньте, хлопцы, устаньте братки.
       Устань, ты, наша сторона.
       Ужо глядзіць к нам на палаткі
       Жыцья новага вясна» (т. I, вып. II, стр. 139).
       
Однако такие революционно-политические мотивы не являются основными в творчестве М. Они отражают лишь стихийный подъем крестьянских возмущений. Реакция и социально-политическое вырождение национально-буржуазного («нашенивства») движения после 1905 придает песням М. преимущественно пассивный сентиментально-народнический характер. Первый сборник стихов М. носит характерное название «Песні жалобы» (1910).
       От социально-политической тематики поэт уходит к интимно-лирическим мотивам. Последние сменяются увлечением фольклорно-этнографическими мотивами. Беллетристические сказки этого периода, выросшие на болотистой почве национализма, не представляют особой ценности; ряд стихов проникнут настроениями идейного распутья («На раздарожны», «Вясною» и др.). В своей большой поэме «Новая земля», начатой в 1911, М. пытается найти выход для белорусской деревни в ее стремлении к «своей земле»: он рисует образ крестьянина Михаила, энергично стремящегося «купиць землю, набыць свой кут» и фанатически добивающегося осуществления частнособственнического идеала. Михаил умирает в непосильной борьбе, завещая лозунг борьбы за этот идеал своему брату. Поэму М. удалось закончить только в 1923, когда аграрная проблема уже была разрешена пролетарской революцией, указавшей крестьянству путь к коллективизации. Поэма таким образом сохраняет свою ценность важного исторического документа, где реалистически показана историческая борьба широких масс крестьянства за землю. Не выработав четкого революционного мировоззрения, не понимая исторический роли крестьянства, М. часто впадает в мистицизм и абстрактную романтику. Так напр., в поэме «Сымон Музыка» М. стремится воплотить в художественную форму (в образе Сымона) буржуазно-нашенивскую идею о мессианской роли белорусской интеллигенции. Мессианизм «Сымона Музыки» явился логическим завершением националистических тенденций в раннем творчестве Мицкевича. Накануне Октября он пишет драматический эскиз «На дорозе жицьця», в к-ром создает символический образ «Маті-Беларусі», пророчески собирающей «своих дзеток», т. е. нац.-дем. интеллигенцию, что объективно выражало враждебное отношение буржуазно-демократической интеллигенции к грядущей пролетарской революции. После Октябрьской революции М. пишет ряд националистических стихотворений. В сборнике стихов «Водгульле», вышедшем в 1922, после приезда М. в БССР, имеется целый ряд враждебных выпадов против советской власти. М. долгое время стоял в стороне от советской тематики. Его вышеупомянутые поэмы и ряд больших повестей («У палесскай глушы», «У глыбі Палесься» и др.) тематически и идеологически обращены к прошлому, к-рое им идеализируется и противопоставляется современности. В названных повестях М. ретроспективно воссоздает образ идеального нашенивца Лобановича — борца за «возрождение Белоруссии». Даже в повести «На просторах жицьця» на тему о деревенской рабфаковской молодежи М. трактует последнюю как своеобразную продолжательницу идей и традиций нашенивства.
       До революции М. был продолжателем традиций русской народнической поэзии. Его «Песні-жалобы» носят на себе явные следы влияния этой поэзии, сохраняя при этом самобытно-национальный характер. Фольклор является основным источником лексики М. Отсюда, между прочим, уменьшительные существительные — «сонейка», «хатка», «лужок», «конік» — и определения — «малодзенькі», «золаценькі», «ціхенькі» и т. д., отражающие сентиментально-народническую настроенность поэта. Поэмы Мицкевича («Новая земля», «Сымон Музыка» и др.) формально развернуты в том же направлении. Так, в «Новой земле» целые главы посвящаются описанию этнографически-фольклорных черт той или иной местности (усадьбы, быта, праздников и т. д.). Глубокое знание автором крестьянско-хуторского быта позволяет ему мастерски рисовать отдельные картины (деревенский пейзаж, портреты крестьян и т. д., напр. в «Новой земле» и «Сымоне Музыка»). Но он становится явно беспомощным там, где речь идет о больших массах людей и ускоренной динамике событий (поэма «На шляхох волі»).
       Реконструктивный период поставил перед старыми писателями во весь рост основную проблему идеологической перестройки. И у М. мы встречаем некоторый поворот к переоценке старых идеологических установок; в поэме «На шляхох волі» («Полымя», 1928—1930) автор уже более объективно оценивает большевизм и большевиков, ведущих революционную работу в царской армии. Следующим значительным шагом на этом пути является цикл стихов, посвященных коллективизации. В них М. глубже осознает объективную несостоятельность своих прежних идей о путях крестьянства, выраженных в свое время в «Новой земле». Отталкиваясь от этих идей собственника-хуторянина, М. пишет:
       
«„Мая земля , „мой поплау , „паша
       „Мой луг , „мой конь , „мое коровы —
       Зьлінялыя, старые словы:
       Пара, пара даць сенс ім новы
       Змяніць іх час на „наш і „наши »
       (из цикла «Колгасное»).
       
Повесть «Адшчапенец» («Полымя», 1931) обнаруживает такое же внимание и интерес писателя к коллективизации, отражая наступивший перелом среди середняцких масс белорусской деревни — от собственничества, отщепенства — к коллективизму.
       Последнее произведение М., в связи с упомянутым его письмом к советской общественности, свидетельствует о том, что М. серьезно стал на путь ревизии старой нашенивской идеологии, на путь решительной идейно-художественной перестройки.

Библиография:

I. На русск. яз. перев.: В глуши Полесья, перев. К. Яковчика, Гиз, М., 1929; На просторах жизни, Рассказы и повести, перев. И. Баранкевича, Гиз, М. — Л., 1930. Поэзия: Собр. сочин., тт. I, II; Песні-жалобы, 1910; Новая земля, 1923; Сымон Музыка, Менск, БДВ, 1925; На шляхох волі, «Полымя», 1928—1930. Проза (Тарас Гушча): Родные з’явы, Вильна, 1914; У палесскай глушы, 1923; У глыбі Палесься, Менск, БДВ, 1927; Адшчапенец, «Полымя», 1931; «Творчество К. Мицкевича», М., 1927.
       

II. А. Б-на, Рец. на русск. перев. «На просторах жизни», «Пролетарский авангард», 1930, VII; Рец. на русск. перев. «В глуши Полесья»: Гроссман Б., «Новый мир», 1929, IV; Поляк Л., «Красная новь», 1929, IV; Перекати-Поле, «Земля советская», 1930, I; Чармынскі У., Я. Колас, крытычна-біографічны нарысі в т. I «Собр. сочин.»; Аутобиография — Я. Колас у літаратурнай крытыцы, Менск, 1926, Критика: Бэнде и Кучар, Матар’ялы да нарысау гісторыі беларускай літаратуры, «Маладняк», 1931, № 6—7; Якуб Колас у літаратурнай крытыцы, зборник артикулаў, Менск, 1926; Вазьнясенскі, Ля вытокаў мастацкай прозы Коласа, «Полымя»; Карскі, Беларусы, том III, ч. 3; Рэцэнзіі ў журн. «Полымя», «Маладняк», «Узвышша».

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Мицкевич К. М." в других словарях:

  • Мицкевич — Мицкевич, Адам Запрос «Мицкевич» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адам Мицкевич Adam Mickiewicz Литография (1827) …   Википедия

  • Мицкевич А. — Мицкевич А. МИЦКЕВИЧ Адам (1798 1855) величайший польский поэт. Происходил из мелкопоместной шляхты, в которой во времена М. шел усиленный процесс расслоения. В ту пору русское самодержавие, стремясь сделать Польшу поставщиком промышленной… …   Литературная энциклопедия

  • Мицкевич — По происхождению польская или белорусская. Основа имя Митя от Дмитрия (см. Митяев), а в этих языках происходит замена ц т Миткевич и стал Мицкевич. (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) …   Русские фамилии

  • МИЦКЕВИЧ — (Mickiewicz) Адам (1798 1855), польский поэт, деятель национально освободительного движения. Основоположник польского романтизма (статья О романтической поэзии , 1822; сборник Поэзия , том 1, 1822; поэмы Дзяды , части 2, 4, 1823, Гражина , 1823) …   Современная энциклопедия

  • МИЦКЕВИЧ — Евгений Петрович (1893 1959), разведчик, полковник. В органах госбезопасности СССР с 1924. В 1925 33 работал в странах Западной Европы, в 1934 37 на Дальнем Востоке и в США. В Великую Отечественную войну в центральном аппарате советской разведки …   Русская история

  • МИЦКЕВИЧ — Сергей Иванович (род. 1869), врач, старый большевик. Род. в г. Яранске, б. Вятской губ. Окончил в 1893 г. мед. фак т Московского ун та. Еще студентом принимал активное участие в студенческом движении, в кружках, в землячествах, в политических… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Мицкевич А. — Запрос «Мицкевич» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Адам Мицкевич Adam Mickiewicz Литография (1827) Имя при рождении: Adam Bernard Mickiewicz Дата рождения: 24 декабря 1798 …   Википедия

  • Мицкевич — I Мицкевич (Mickiewicz)         Адам (24.12.1798, Заосье близ Новогрудка, ныне БССР, 26.11.1855, Константинополь), польский поэт, деятель национально освободительного движения. Сын обедневшего шляхтича, адвоката. Учился на историко филологическом …   Большая советская энциклопедия

  • Мицкевич — (Mickie wicz) Адам (1798, Заосье, близ Новогрудка, ныне Белоруссия – 1855, Константинополь), польский писатель. Сын обедневшего шляхтича. Учился на историко филологическом ф те Виленского ун та (1815–19), ещё студентом начал писать стихи (1817),… …   Литературная энциклопедия

  • МИЦКЕВИЧ — 1 . (Mickiewicz), Адам (24.XII.1798 26.XI.1855) польск. поэт и деятель освободит. движения. Род. близ Новогрудка в семье обедневшего шляхтича. В 1815 19 учился в Виленском ун те, в 1819 23 преподаватель в Ковно. Выслан из Литвы (1824) в глубь… …   Советская историческая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Мицкевич К. М.» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.