- КУНИЦЫН
- КУНИЦЫН
-
Александр Петрович (1783 – 1 июля 1840) – рус. правовед и социолог. Учился в Петерб. пед. ин-те (1803–07), Гейдельбергском и Гёттингенском ун-тах (1808–11). С 1811 – адъюнкт-профессор в Царскосельском лицее, с 1817 – проф. петерб. Гл. пед. ин-та, преобразованного в ун-т. Отставлен от должности (1821) реакционером Руничем. В 1840 – директор департамента иностр. исповеданий.Филос.-историч. концепция К., направленная против офиц. феод. идеологии и объективно обосновывавшая необходимость бурж. развития России, изложена им в кн. "Изображение взаимной связи гос. сведений" (1817), "Право естественное" (ч. 1–2, 1818–20) и в курсах лекций "Энциклопедия прав" и "Изображение системы политич. наук" [опубл. по записям слушателей в "Красном Архиве", 1937, No 1 (80) ]. Опираясь на теорию естественного права, К. игнорировал, а иногда и отвергал религ. объяснение историч. процесса. Происхождение и цель человеч. общества, к-рому, по К., предшествовало внеобществ. "естественное состояние", раскрываются им из рассмотрения "природы человека", к-рую К. делил на чувственную и духовную (или разумную). Первая побуждает человека стремиться к личному благополучию, вторая – к общественному. Созданное путем договора общество обязано охранять свободу человека: "Человек имеет право на все деяния и состояния, при которых свобода других людей по общему закону разума сохранена быть может" ("Право естественное", с. 34). К. призывал к установлению мирных взаимоотношений между народами, считая, что "мир всегда будет одним из первейших благ".К. считал правомерным как демократич., так аристократич. и монархич. устройства общества, но осуждал деспотизм. Вместе с тем он требовал различения "естественного равенства" и "политического", а потому различения "первоначальных" и "производных" прав "бедных и богатых, умных и несмысленных, сильных и слабых". В политич. жизни К. считал необходимым отдавать предпочтение имущим перед неимущими. Он резко осуждал "ужасы революции" во Франции (ст. "О конституции" в журн. "Сын отечества", 1818, No 18), его симпатии склонялись к конституционной монархии.К. оказал значит. влияние на формирование воззрений А. С. Пушкина и нек-рых декабристов (Н. Бестужева, Е. Оболенского и др.), слушавших его лекции.Соч.: О вкусе, в сб.: Соч. студентов СПБ пед. ин-та по части эстетики, СПБ, 1806; О состоянии иностранных крестьян, "Сын отечества", 1818, ч. 45, No 17.Лит.: Зайцев А. Ф., Мировоззрение А. П. К. [автореф. кандид. дисс. ], М., 1951; Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 299–301; Смирнов Φ. Η., Мировоззрение А. П. К., "Вестн. МГУ", серия 8, 1963, No 5.З. Каменский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- КУНИЦЫН
-
КУНИЦЫН Александр Петрович [1783, с. Кой Кашинского у. Тверского наместничества —1(13) июля 1840, Петербург] — русский правовед, социальный мыслитель. Происходил из семьи священнослужителя. Получил начальное духовное образование. Окончил Петербургский педагогический институт (1803—07), Гейдельбергский и Гёттингенский университеты <1808—11).С 1811 адъюнкт-профессор нравственной философии и правоведения в Царскосельском лицее, где оказал влияние на формирование взглядов А. С. Пушкина и будущих декабристов. В 1817—21 профессор Петербургского Главного педагогического института. В 1821 уволен с запрещением преподавательской деятельности, экземпляры книги Куницына “Право естественное” были изъяты и сожжены. С 1826 служил в различных ведомствах, в т. ч. с 1838 председателем Комитета по надзору за печатанием “Полного собрания законов”. С 1840 директор Департамента иностранных исповеданий. Восприняв отдельные просветительские идеи, основывал свои труды “Изображение взаимной связи государственных сведений” (1817), “Право естественное” (ч. 1—2,1818—20), а также учебные курсы по теории права на принципах теории естественного права, общественного договора, народоправства и просвещенного абсолютизма. Однако в целом его мировоззрение непросветительское. Природное, первоначальное, “естественное” равенство людей означает формальное равенство всех перед законом. Закон должен предоставлять гражданам “равные права и обязанности”, но при этом формально-юридическое равенство перед законом не совпадает с реальными правами: Куницын выступал против имущественного, экономического равенства, равного распределения земли. Разделяя всех граждан на “свободных” (“владельцев” частной собственностью) и “несвободных жителей”, считал, что последние не могут иметь политических прав. Развивая в теоретических курсах идеи народоправства, фактически Куницын был противником демократической республики и всеобщего политического равенства. Теорию происхождения общества выстраивал, исходя из убеждения, что человек по своей природе стремится улучшить свое собственное положение. Но при объединении людей для совместного преодоления трудностей появляется и общая цель — достижение “общего блага”. Именно договорный принцип устройства общества позволяет не ущемлять свободу личности, сочетая ее со свободой и равенством членов общества. Свобода и равенство являются неотъемлемыми правами человека. В истории философии развивал идею прогрессивного развития общества через первобытную и пастушескую к земледельческой форме хозяйствования. Теоретически признавая превосходство конституционной монархии над самодержавием, выступал против тирании и республики, против революции, принимая только постепенные, мирные пути развития и совершенствования общества. Умеренная критика Куницыным крепостного права сводилась к указанию на нравственное зло и экономическую невыгодность подневольного труда.Соч.: Право естественное. — В кн.: Русские просветители, т. 2. M., 1966; Энциклопедия прав. — В кн.: Избр. социально-политические и философские произведения декабристов, т. 1. M., 1951; Изображение системы политических наук. — “Красный Архив”, 1937. № 1(80). Лит.: Каменский 3. А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971.И. Ф. Худушина
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.