- КУНОВ
- КУНОВ
-
(Cunow), Генрих (11 апр. 1862 – 20 авг. 1936) – нем. историк, этнограф, социолог, правый социал-демократ. В годы 1-й мировой войны стал открытым защитником герм. империализма, в 1917–23 – редактор (после К. Каутского) теоретич. органа с.-д. партии "Die Neue Zeit", в 1919 – проф. Берлинского ун-та, в 1919–24 – директор музея народоведения при ун-те. К. претендовал на роль "защитника" марксизма, но усматривал "противоречие" между социалистич. и революц. взглядами Маркса. "Марксистская" социология в работах К. сближается с позитивистской эволюц. теорией, соединенной с экономич. материализмом. Определяя коммунизм как строй, где "все принадлежит всем", К. в работах о первобытном обществе отрицал существование первобытного коммунизма как стадии развития человечества, ссылаясь на факты существования личной собственности производителя в нек-рых обществах на изготовленные им орудия труда, и находил на самых ранних этапах "ярко выраженную идею собственности". В работе "Марксова теория исторического процесса, общества и государства" ("Die Marxsche Geschichts-, Gesellschaftsund Staatstheorie", Bd 1–2, 1920–21, рус. пер., т. 2, 1930, с предисл. И. Альтера) К. извратил положения марксизма об обществе и гос-ве, о пролет. революции и диктатуре пролетариата. Идеи Маркса и Энгельса о гос-ве он считал продуктом не науч. объективности, а "чисто политической враждебности" к бурж. гос-ву; учение о диктатуре пролетариата противоречит, по К., "общей концепции" Маркса. К. отрывал развитие гос-ва от развития общества и расценивал нек-рое расширение хозяйств. функций бурж. гос-ва в конце 19 – нач. 20 вв. как начало превращения классового гос-ва в надклассовое. Тем самым, по К., отпадает необходимость в "политич. революции", к-рую он противопоставлял "революции социальной". Положение марксизма о возможности при определ. условиях мирного перехода к социализму К. трактовал в реформистском смысле, считая, что "социальная революция" возможна без "политич. революции". История, по К., – это процесс постепенных социальных изменений, в к-рых "политич. революции" не играют существ. роли. Производств. отношения пассивно отражают рост производит. сил; новые отношения постепенно вырастают из старых. Социальная революция, оторванная от преобразований в политич. надстройке, революционность к-рой К. игнорировал, в его изображении ничем не отличается от мирной эволюции. К. противопоставлял партию классу, выступал против включения в партийную программу положения о классовой борьбе, доказывал "нежизненность" малых гос-в, неизбежность поглощения их империалистич. державами, отвергая принцип нац. самоопределения.Книги К. по этнографии и особенно о возникновении религ. верований и истории религии, а также по истории нар. х-ва и этнографии содержат ценный фактич. материал. И. И. Скворцов-Степанов переделал книгу К. "Теологич. и этнологич. история религии?" ("Theologische oder ethnologische Religionsgeschichte?", 1910) и издал ее под назв. "Происхождение нашего бога" (1919, нов. изд. 1958).Соч.: Социология и этнология, СПБ, 1905; Борьба классов и партий в Великой франц. революции 1789–1794 гг., 3 изд., М.–П., 1923; О происхождении брака и семьи, М., 1923; Очерки по истории первобытной культуры, ч. 1, Минск, 1923; Первобытная техника, 3 изд., М.–П., 1924 (соавтор); Возникновение религии и веры в бога, 4 изд., М.–Л., 1925; Первобытный коммунизм, X., 1926; Wirtschaftsgeschichte, Bd l–3, В., 1926–1929; в рус. пер.: Всеобщая история хозяйства, т. 1, Хоз-во первобытных и полукультурных народов, М.–Л., 1929.Лит.: Ленин В. И., О лозунгах и о постановке думской и внедумской с.-д. работы, Соч., 4 изд., т. 17, с. 298; его же, Социалистич. революция и право наций на самоопределение, там же, т. 22, с. 140; его же, Империализм как высшая стадия капитализма, там же, с. 257; Каутский К., Марксова теория государства в освещении К., пер. с нем. (предисл. Л. Рудаша), М., 1924.А. Завадье. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.