- ГРИГОРИЙ СИНАИТ
- ГРИГО́РИЙ СИНАИТ
-
(Γρηγόριος ὁ Σιναΐτης) (60-е гг. 13 в. – 40-е гг. 14 в.) – основоположник, практик и теоретик визант. мистич. учения исихазма, руководитель движения исихастов на Афоне, где написал религ.-филос. произведения, посвященные обоснованию аскетизма и обобщавшие многовековой опыт монастырской созерцат. мистики. Источниками работ Г. С. были труды предшествующих мистиков – Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Симеона Нового, Никиты Стифата и Филофея Синаита. Г. С. разработал "технику" созерцат. мистики. Житие Г.С. написано его учеником Каллистом, будущим константинопольским патриархом, издано И. В. Помяловским в 1894; рус. пер. И. Соколова, 1904.Соч. в кн. – Patrologiae cursus compl. ser. graeca... accur., J. P. Migne, t. 150, P., 1865.Б. Горянов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ГРИГОРИЙ СИНАИТ
-
ГРИГОРИЙ СИНАИТ (Γριγόριος ό Σιναίτης) (ок. 1255 или в 1265, Кукула, у Клазомен, Лидия—27 ноября 1346 в монастыре Парории)—византийский монах, мистик. Стал монахом (скорее всего, после 1337) на Кипре, куда бежал юношей после турецкого плена; вступил в монастырь на Синае, посетил св. места в Палестине. На Кипре учился у аскета Арсения, затем до 1325 находился в монастыре Филофея, который покинул лишь в связи с угрозой нападения османов. Основал монастырь в горах у Странжи во Фракии ок. 1330 (при поддержке болгарского царя Ивана Александра), куда собирались как греческие, так и славянские монахи. Житие св. Григория, написанное его учеником—будущим константинопольским патриархом Каллистом I, было рано переведено на славянские языки (древнейший славянский список относится к началу 15 в.).Предтеча исихазма; главное сочинение—т. н. “Весьма полезные главы в акростихах” — представляет собой собрание афоризмов, догматических сентенций, советов по теории и практике исихастской молитвы. Исповедовал особую практику “сердечной молитвы”, сочетавшую молитву с особым дыхательным тренингом. Автор литургических гимнов и других богословских сочинений, развивающих традиции Иоанна Лествичника и Симеона Нового Богослова. “Беседа о Преображении” Григория Синаита характеризует видимый мистиком свет как Фаворский свет Преображения. Среди неизданных сочинений—тропари на св. Троицу, литургические каноны св. Кресту, св. отцам, Иисусу Христу и др. Соч.: MPG, t. 150.Лит.: en. Алексий. Византийские церковные мистики XIV века: препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и препод. Григорий Синаит. Казань, 1906; Культура Византии. XIII — первая половина XVB. M., 1991, с. 427-429.M. В. Бибиков
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.