ГРИГОР ТАТЕВАЦИ


ГРИГОР ТАТЕВАЦИ
ГРИГО́Р ТАТЕВАЦИ
(1346–1409) – арм. философ, педагог и церк.-политич. деятель. Вместе со своим учителем Иоанном Воротнеци Г. Т. представляет Прогрессивное крыло татевской школы философии. Ему принадлежат: "Книга вопрошений", "Краткий анализ учения Давида Непобедимого", "Комментарии к „Введению Порфирия“", "Краткий анализ "Добродетели" Аристотеля" и др. филос. труды, а также богословские произведения.
"Началом всего сущего" Г. Т. считал бога (см. "Воскепорик", Константинополь, 1746, с. 15). Материальный субстрат созданного, согласно Г. Т., состоит из четырех элементов (огонь, воздух, вода, земля). Эти элементы "... в возникновении и уничтожении не иссякаемы, они не умирают и не уничтожаются. Уничтожение одних вещей есть возникновение других... Элементы вечны благодаря этому круговороту" ("Книга вопрошений", 1397, изд. 1729, с. 181). Разграничивая сферы знания и веры, Г. Т. придерживался теории двойственной истины. В теории познания Г. Т. проявились материалистич. тенденции. Он не признавал врожденных знаний и добродетелей: "Душа разумного человека подобна неисписанной доске, вымытому пергаменту: что напишешь на ней, то она и воспримет" ("Книга проповедей", Летний том, с. 454); знания приобретаются человеком посредством жизн. опыта и образования. "Наше знание следует за сущим, ибо сперва существует вещь и лишь затем – наше знание о ней" ("Книга вопрошений", с. 118). Истинность знания определяется соответствием мысли внешнему объекту (там же, с. 8–9). Чувств. восприятие – первоначальное и непременное звено познания. Но для того, чтобы "познавать вещи посредством ощущений, ощущать то, что находится вне нас" (там же, с. 103), необходимо, чтобы органы чувств были здоровы, а предмет, подлежащий восприятию, был ясен. Высшей ступенью познания является разум, к-рый, опираясь на результаты, добытые органами чувств, познает сущность вещи. Вопрос о природе универсалий Г. Т. решал с позиций номинализма. Критикуя ср.-век. реализм, он утверждал, что "индивид является предпочтительным, истинным и первичным сущим" (там же, с. 550). Он обвинял неоплатоника Порфирия в том, что тот извратил аристотелевское положение о соотношении первичной и вторичной сущностей. Единичное, согласно Г. Т., как "истинное бытие" является основой образования "вторичного и бестелесного сущего" в мышлении человека, "ибо род и вид образуются вследствие собирания индивидов, а при упразднении индивидов они упраздняются" ("Краткий анализ учения Давида Непобедимого", Матенадаран, рукопись No 1695, с. 47а). Универсалии суть имена вещей. Разум, абстрагируя от мн. вещей их общие черты, дает вещам наименования, группирует их в роды и виды.
В трактовке души Г. Т. критиковал Платона, считая его "заблуждающимся философом". Согласно Г. Т., душа бессмертна, но не предшествует телу. И тело, и душа возникают одновременно из семенной жидкости. Разумная душа, в отличие от растительной и животной, имеет нематериальную природу, однако она беспомощна без тела, "ибо духовное зависит от телесного; если не действует материальное, то не действует и духовное" ("Книга проповедей", Летний том, с. 115). Г. Т. высказал догадку о роли прямой походки для деятельности разума ("Книга вопрошений", с. 233).
Г. Т. уподоблял общество организму, в к-ром каждый член выполняет строго определенную функцию. Обществ. гармония зависит от правильного взаимодействия всех ее членов. Причиной нарушения этой гармонии Г. Т. считал как еретич. движения, так и непомерную жадность господ. Причина утраты Арменией государственности, подчеркивал Г. Т., не в божеств. предопределении, а в порочной политике арм. феодалов. Монарх не имеет права и не в состоянии решать вопросы, имеющие общенар. значение; субъектом права и сувереном является народ. Хотя Г. Т. понимал под народом совокупность высших сословий, однако в условиях 14 в. выдвигаемая им теория сильно отличалась от ср.-век. теологич. концепций и являлась прогрессивным шагом в истории арм. философии эпохи феодализма. Философия Г. Т. способствовала разложению ср.-век. схоластики.
Лит.: Аревшатян С. С., Философские взгляды Григора Татеваци, Ереван, 1957; его же, Григор Татеваци – армянский философ-номиналист, "Вопр. философии", 1957, No 4; Чалоян В. К., История армянской философии, Ереван, 1959, с. 258–69.
ГРИГОР ТАТЕВАЦИ
С. Аревшатян. Ереван.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Смотреть что такое "ГРИГОР ТАТЕВАЦИ" в других словарях:

  • Григор Татеваци — Григор Татеваци …   Википедия

  • ГРИГОР ТАТЕВАЦИ — (1346 1409) армянский философ, педагог, церковный деятель, ученик и последователь Ованеса Воротнеци. Один из главных представителей татевской школы, испытал значительное влияние Давида Анахта (см. Татевский монастырь) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГРИГОР ТАТЕВАЦИ — (1346 27.12.1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4 м воскресеньем Великого поста). Ученик Ованнеса Воротнеци, основателя Татевского ун та, с 1390 г. ректор этого… …   Православная энциклопедия

  • Григор Татеваци — (1346 1409), армянский философ, педагог, церковный деятель, ученик и последователь Ованеса Воротнеци. Один из главных представителей татевской школы, испытал значительное влияние Давида Анахта (см. Татевский монастырь). * * * ГРИГОР ТАТЕВАЦИ… …   Энциклопедический словарь

  • Григор Татеваци — (1346 1409)         армянский философ, педагог, церковный деятель. Наряду со своим учителем Ованесом Воротнеци (См. Ованес Воротнеци) Г. Т. является главным представителем татевской школы в армянской философии. Г. Т. оставил большое литературное… …   Большая советская энциклопедия

  • Григор Татеваци — ГРИГÓР ТАТЕВАЦИ́ (1346–1409), арм. философ, педагог, церк. деятель, ученик и последователь Ованеса Воротнеци, один из гл. предст. татевской школы …   Биографический словарь

  • Григор Нарекаци — Портрет Григора Нарекаци из рукописи XII века Дата рождения: около …   Википедия

  • Григор — Григор: Григор I Ашотян царь Сюника с 1044 или 1051 г. Григор I Допян армянский князь Хачена XIII века. Григор II Сенекеримян царь Сюника согласно разным данным с 1096, 1103 г. или 1105 г. Григор II армянский князь Хачена примерно с 1287 года.… …   Википедия

  • Григор-Амам — Գրիգոր Համամ 4 й Хаченский князь с 2 я пол. IX века Предшественник …   Википедия

  • Григор Даранагеци — Գրիքոր Դարանագեցի Дата рождения: 1576 год(1576) Дата смерти: 1643 год(1643) Научна …   Википедия

Книги

  • Проповедь на Рождество Христово, Григор Татеваци. Философское и богословское наследие Григора Татеваци огромно. Его основные произведения обнаруживают заметное влияние философии Давида Анахта. Существенное место в трудах Григора Татеваци… Подробнее  Купить за руб электронная книга


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.