КУМАРИЛА БХАТТА


КУМАРИЛА БХАТТА
КУМАРИЛА БХАТТА
(санскр. Kumarila Bhatta) — наиболее значительный и влиятельный философ мимансы, основатель одной из двух ее основных школ, сыгравший первостепенную роль в ренессансе раннесредневекового индуизма и в вытеснении буддизма из Индии. К.Б. — постоянный оппонент др. ведущего мимансака, его современника Прабхакары. Деятельность К.Б. приходится на 7 в., местом его рождения считается Юж. Индия. К.Б. принадлежат четыре сочинения — стихотворные комментарии к «Мимансасутра-бхашье» Шабарасвамина.
«Шлокаварттика» («Истолкование в стихах») первой части I раздела «Мимансасутра-бхашьи» — капитальный труд в 25 главах. «Тантраварттика» («Истолкование учения») и «Туптика» («Золотое истолкование») — представляют собой стихотворные комментарии к «Мимансасутра-бхашье»: первый охватывает первые три раздела сутр мимансы, второй — девять остальных. К.Б. отстаивает безначальность Вед, которая гарантирует их истинность, приводит новые обоснования в пользу «природного» характера связи между словом и референтом, анализирует значение предложения. К.Б. подвергает критике основные доктрины буддистов, в т.ч. учение о мгновенности сущего (как отрицающее причинность), а также теорию значений слов как отрицаний др. значений и отождествление средства и результата познания (см. ДИГНАГА ). В противовес най-яикам, отстаивавшим опосредованный критерий истины (логическая верификация), К.Б. настаивает на ее самодостоверности (уверенность в истине не требует никаких «внешних» обоснований). Вопреки вайшешикам, видевшим в соотношении универсалии и конкретного предмета реляцию присущности, он предлагает считать здесь актуальным отношение тождества-в-раз-личии. Однако многое К.Б. и заимствует у вайшешиков — прежде всего их категориальную систему (см. ПАДАРТ-ХАДХАРМАСАНГРАХА ). К.Б. разрабатывает учение о двух ступенях восприятия — первоначального отражения и конкретной перцепции, включающей номинацию объекта, — снова вопреки буддистам, проложившим между чувственным и дискурсивным познанием непроходимый ров. Восприятие мира дает в принципе правильную его картину, которая не отменяется ошибками, являющимися результатом лишь некорректных субъектно-предикативных реляций. Ни один источник знания, по К.Б., не позволяет убедиться в существовании Божества (атомы могут «собираться» в протяженные тела и без его участия — действием автономного закона кармы), но все они позволяют обосновать существование Атмана как необходимого субстрата внутренних состояний и действий. К.Б. демонстрирует, вопреки своему фундаментализму, и относительно «широкий подход»: сама широта разномнений является полезной для поисков истины, выявляемой в сопоставлении различных воззрений.
Дхарма — это набор правил, которые изложены в священных текстах и рассматриваются в зависимости от времени, места и особых условий, т.е. контекстно, а потому не могут быть дедуцированы из общезначимых предписаний. Над священными текстами нет стороннего арбитража, даже в виде общезначимых норм типа императива невреждения-ахимсы (в перспективе которых ведийский ритуализм подвергался критике джайнами, буддистами и санкхьяиками) потому, что эти тексты являются «источником дхармического сознания»: обет бодхисаттвы, при всей его «этичности», есть лишь самообман и нарушение дхармы. Вместе с тем К.Б., как последовательный апологет ведизма, пытается показать, что даже эти ложные учения имеют истоки в Ведах: сама идея ахимсы прослеживается в ведийских предписаниях, а буддисты с джайнами, как неблагодарные дети добродетельных родителей, не признают их заслуг и расхищают их наследие.
К.Б. написал также «Брихаттику» («Великий комментарий»), фрагменты которого цитируются в «Таттвасанграхе» буддиста-виджнянавадина Шантарак-шиты (VIII в.). К.б. — основатель влиятельнейшего направления в мимансе, школы «бхаттов».

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

КУМАРИЛА БХАТТА
    КУМАРИЛА БХАТТА (ок. 600-700) - индийский религиозный деятель и философ, один из крупнейших представителей мимансы. С именем Кумарила Бхатты связаны многие стороны брахманистского ренессанса, и прежде всего победа ортодоксии над буддизмом, непримиримым врагом которого Кумарила оставался на протяжении всей жизни. Основные произведения — “Шлокаварттика” (“Критическое разъяснение в шлоках”), “Тантраварттика” (“Критическое разъяснение учения”), “Туптика” (“Малое толкование”) и “Брихаттика” (“Большое толкование”) — представляют собой комментарии на “Миманса-сутры” и “Миманса-сутрабхашъю”.
    В острой полемике с буддистами Кумарила отстаивал непогрешимость Вед как единственного источника знания о дхарме. В трактовке шрути Кумарила проявлял особый радикализм: по его мнению, все без исключения истинные положения, напр. установления Манусмрити, восходят к ведийским текстам. Если же ведийский аналог обнаружить не удается, то это означает лишь, что он утерян.
    С именем Кумарилы связана концепция сватах-прамаиья — априорной истинности каждого вида познания. Он полагал, что истинность сама по себе не требует проверки. Доказывать необходимо, напротив, наличие ошибки, допущенной в том или ином частном случае. Если бы знание не было истинным само по себе, то один его вид приходилось бы обосновывать посредством другого, другой — с помощью третьего, и так до бесконечности. Кумарила критиковал буддийское учение о всезнании (сарваджняна) будд и бодхисаттв, противопоставляя ему тезис о ведийском тексте, содержащем универсальное и абсолютно истинное знание в силу своей несотворенности. В контексте антибуддпиской полемики Кумарила отстаивал и традиционную для мимансы реалистическую концепцию восприятия {пратьякша). По его мнению, восприятие имеет двухступенчатое строение: на первом, низшем уровне индрчч запечатлевают предмет, а на втором происходит осознание его посредством понятия. Отнесение этой ступени познания к пратьякше свидетельствует о близости Кумарилы к старому представлению о последней как об эмпирическом несакральном знании вообще, выраженном еще в сутрах Джаймини. Одновременно Кумарила отрицал признаваемую некоторыми ортодоксальными школами возможность экстраординарного восприятия, т. е. тезис о том, что душа, достигшая освобождения, может созерцать настоящее и будущее. Эти философские построения имеют своей целью обосновать брахманистский ритуал, в противовес всем иным формам религиозности. Кумарила признает концепцию мокши как конечной цели обряда. Отвергая буддийские и джайнские представления об ахимсе, он считает допустимым ритуальное убийство животных.
    Несмотря на победу ортодоксии над буддизмом, в произведениях Кумарилы звучит явный пессимистический мотив, связанный с его резко отрицательным отношением к остальным “ортодоксальным” школам: и санкхья, и йога, и вишнуизм, и шиваитская пашупата не менее чужды брахманистской традиции. Аргументируя свой тезис о существовании утерянных ведийских текстов, он с горечью отмечает, что в их исчезно
    вении нет ничего невозможного. Потери шрути происходят постоянно, т. к. остается все меньше людей, которым доступен его смысл.
    А. В. Пименов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "КУМАРИЛА БХАТТА" в других словарях:

  • Кумарила-бхатта — или Кумарила свами (санскр. कुमारिल भट्ट)  индийский философ, один из известнейших учителей философской школы миманса. Жил на рубеже VI VII вв. н. э. Творчество Ожесточённый противник буддизма. Исследовал ведийские ритуалы и… …   Википедия

  • КУМАРИЛА БХАТТА — (ок. 7 нач. 8 в.) индийский философ и религиозный деятель одного из двух основных направлений религиозно философской школы миманса …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кумарила Бхатта — (около VII  начала VIII вв.), индийский философ и религиозный деятель, основатель одного из двух главных направлений религиозно философской школы миманса. * * * КУМАРИЛА БХАТТА КУМАРИЛА БХАТТА (ок. 7 нач. 8 в.), индийский философ и религиозный… …   Энциклопедический словарь

  • Кумарила-бхатта — или К. свами (Kumârila swâmî) индийский философ, один из известнейших учителей философской школы Миманса (см.), ожесточенный противник буддизма, с которым боролся не только словом, но и силой. Он жил еще до философа Шанкары (см.), родившегося в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КУМАРИЛА БХАТТА —         (VII в.) виднейший философ мимансы и основатель одной из двух ее подшкол. Автор пространного комментария в 3 частях на Миманса сутры и первичный комментарий Шабары. Первая, философски значимая часть этого труда, составленная в стихах,… …   Словарь индуизма

  • Кумарила Бхатта — КУМАРИ́ЛА БХÁТТА (ок. 7 – нач. 8 вв.), инд. философ и религ. деятель, основатель одного из двух гл. направлений религ. филос. школы миманса …   Биографический словарь

  • Миманса — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога …   Википедия

  • Пурва-мимамса — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика …   Википедия

  • Индия — Республика Индия, гос во в Юж. Азии. Др. инд. название Sindhus от названия реки Синдху (совр. традиц. Инд). От него авест., др. перс. Hindu, далее др. греч. и латин. India, откуда русск. Индия и аналогичные названия в других европ. языках: англ.… …   Географическая энциклопедия

  • Тантраварттика — (санскр. Tantravârttika) индийский философский трактат философской школы Миманса (см.), принадлежащий Кумариле Бхатте (см.) и представляющий собой комментарий на Джаймини сутры. Он интересен, между прочим, тем, что в нем встречается самое древнее …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.