- ВУЛГАРИС
- ВУЛГАРИС
-
(Βούλγαρις), Евгениос (Евгений Булгар) (1716–1806) – греч. философ-идеалист, богослов. Преподавал в Константинополе, но, обвиненный в вольнодумстве, уехал в Германию. В 1771 – библиотекарь Екатерины II. С конца 70-х гг. – член Российской АН, архиепископ Славенский и Херсонский. Последние годы провел в Александро-Невской лавре. В своих философских трудах "Логике" (Λογική, 1766), "Метафизике" (Μεταφυσικά, 1805) излагал учения Локка, Лейбница, Вольфа. Известен также как автор ряда теологич. трактатов (на греч. и рус. яз.) и историч. сочинений. Переводчик Вергилия.Соч.: Τὰ ἀρέσκοντα τοῖς φιλοσόφοις, 1805.Лит.: Стурдза А. С., Евгений Булгарис..., "Москвитянин", 1844, No 2; Лебедев А. П., История греко-восточной церкви под властью турок, 2 изд., СПБ, 1904.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ВУЛГАРИС
-
ВУЛГАРИС (Βοϋλγαρις) Евгениос (11 июня 1716, Корфу—10 июня 1806, Петербург) — новогреческий философ, математик, богослов, педагог и переводчик-полиглот болгарского происхождения. Учился в Арте и Янине у Мефодия Антракита, познакомившего его с натурфилософией Гравезанда, с 1737 в Падуе. Вернувшись на родину, преподавал философию, филологию, математику в Янине и в Козани (1742—50), в новооткрытой Афонской школе в фессалониках, которой руководил в 1758—61, в константинопольской Патриаршей школе. Вытесненный из Греции интригами, с 1763 по 1771 вел ученую, издательскую,переводческую деятельность в Лейпциге и при дворе Фридриха II. Представленный Федором Орловым Екатерине II как переводчик “Наказа” на греческий язык, принял в 1771 русское подданство, был назначен книгохранителем при императорском дворце. С 1 октября 1776 — архиепископ Славянский и Херсонский.Автор десятков компиляций, переложений, переводов с разных языков на греческий по большинству отраслей знания. Главное философское сочинение — “Логика, собранная из древних и новых сочинителей” (Λογική, 1766), изложение философских систем от Зенона, других досократиков и древнегреческих классических философов до Декарта, Лейбница, Вольфа, Вольтера. Новоевропейские системы эклектически переплетаются с античными. Вулгарис проповедует средний путь между скептицизмом и догматизмом в опоре на “внутренний логос”, делающий возможным критическое обоснование и разграничение познаний. Своим просветительством Вулгарис способствовал “нравственному возрождению греческого мира” (А. Кораис) и распространению философско-научных знаний в Греции и Балканских странах (через греческие школы Болгарии, Румынии, Сербии).Соч.: Στοιχεία μεταφυσικής (Элементы метафизики). Венеция, 1805; Τα άρεσκοντα τοις φιλοσόφοις (Философские системы). Вена, 1805; Είσαγογή εις την φιλοσοφ'ιαν Γραβεζανδου (Введение в философию Гравезанда). M., 1805; Περί του συστήματος του παντός (Ο строении вселенной). Вена, 1805.Лит.: СтурдзаА.С. Евгений Булгарис.—“Москвитянин”, 1844, №2; KnosB. L'histoire de la littérature néogrecque. Stockh.— Göteborg—Uppsala, 1965, p. 504—516.В. В. Бибихин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.