- ВЕСЕЛОВСКИЙ
- ВЕСЕЛО́ВСКИЙ
-
Александр Николаевич [4(16) февр. 1838 – 10(23) окт. 1906] – рус. бурж. литературовед, сторонник сравнительно-историч. метода исследования лит-ры. Проф. Петербургского ун-та (с 1872). Академик (с 1880). Автор фундаментальных работ по истории рус. и славянских литератур ("Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине", 1872; "Южно-русские былины", 1881), по истории культуры и лит-ры зап.-европ. Возрождения ("Боккаччьо, его среда и сверстники", т. 1–2, 1893–94, и др.). Методологич. интерес представляют труды по теории лит-ры – "Из введения в историческую поэтику" (1894), "Из истории эпитета" (1895), "Три главы исторической поэтики" (1899) и др.В молодости В. увлекался Герценом, читал соч. Фейербаха, Чернышевского. Однако решающее влияние на формирование его филос. и эстетич. воззрений оказал позитивизм (работы Бокля, Спенсера, Шерера и т.д.). В. – противник идеалистич. эстетики Шеллинга, Гегеля и др. Будучи позитивистом, В. не смог преодолеть идеализма; он рассматривал историю общества как постепенную культурную эволюцию, обусловленную воздействием многих факторов как материальных, так и духовных. Стремясь раскрыть закономерности литературного процесса, В. рассматривал его как взаимодействие личного творчества и народно-поэтических традиций.В. отрицал специфич. характер эстетики как филос. науки, отвергал постановку вопроса о прекрасном, трагическом и др. общих категориях эстетики. Эстетика у В. растворялась в истории культуры и "поэтике". Взгляд на поэзию как на "обществ. мысль в образно-поэтич. переживании и выражающих его формах" (Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940, с. 53) приводил В. к противопоставлению меняющегося обществ. содержания поэзии консервативной формы, к-рая представляет, в понимании В., набор сложившихся традиц. образов, схем, "бродячих сюжетов" и стилистич. приемов, передающихся по наследству от поколения к поколению. Придавая большую роль лит. заимствованиям, В. часто сосредоточивал свое внимание на формальном сходстве сюжетов и приемов иск-ва различных эпох, отвлекаясь от их историч. различия и нац. своеобразия.Рассмотрение лит. направлений и стилей как выражения в образно-поэтич. форме культурно-психологич. идеалов той или иной среды и эпохи, взгляд на них как на выражение "психологии" прошлых эпох, вне их классовой оценки и социального значения, приводил В. и в особенности его школу к объективизму, эстетич. релятивизму, чуждому революц.-демократич. и марксистской эстетике.Соч.: Собр. соч., т. 1–6, 8, 16, М.–Л., 1908–38; Избр. статьи, Л., 1939.Лит.: Симони П. К., Библиографический список учено-литературных трудов А. Н. Веселовского..., П., 1922; Шишмарев В.Ф., Александр Веселовский и русская литература, Л., 1946.Г. Фридлендер. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.