- БЕНЕДИКТ
- БЕ́НЕДИКТ
-
(Benedict), Рут Фултон (5 июня 1887 – 17 сент. 1948) – амер. бурж. социолог-антрополог. Д-р философии (1923), президент Амер. этнологич. об-ва (1926–28), проф. антропологии Колумбийского ун-та. Пыталась объединить антропологию с социологией, психологией и философией. Свою ненаучную концепцию "культурной антропологии" Б. изложила в кн. "Образцы культуры" ("Patterns of culture", 1934) и в ряде статей. Культура, по мнению Б., должна рассматриваться не с т. зр. ее содержания, а с т. зр. формального порядка и организации. Каждая культура имеет свой "образец" ("pattern"); совокупность последних образует опред. форму, стиль культуры. Б. классифицирует культуру не сообразно ее конкретно-историч. содержанию, к-рое она приобретает в каждую эпоху, но отправляясь от заимствованной у Ницше антинаучной концепции двух "основных форм" культуры – "аполлоновой" (характеризуемой принципами классич. гармонии) и "дионисийской" (к-рой свойственны стихийно-хаотич. черты). Но все же "дух" культуры, по Б., заключается в тенденции к гармонии. Все стили, смешиваясь, переходят в гармонич. форму. Б. испытала влияние расизма.Соч.: Zuni mythology, v. 1–2, Ν. Υ., 1935; Race, science and politics, rev. ed., Ν. Υ., 1945; The races of mankind, [2 ed., Ν. Υ., 1951] (совместно с G. Weltfish).В. Семенов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- БЕНЕДИКТ
-
БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут (15 июня 1887, Нью-Йорк— 7 сентября 1948, там же)—американский антрополог и культуролог, представительница этнопсихологического направления. Бенедикт испытала значительное влияние идей 3. Фрейда. При объяснении происхождения и сущности институтов культуры она исходила из концепции подобия индивидуальных и коллективных психологических закономерностей, а также из представления о сходстве механизмов формирования нормальных и патологических явлений психики. В этнографических исследованиях она развивала идеи Фрейда, рассматривая архаические культуры различных племен как проявления специфически присущих им патологий.Главный теоретический труд Бенедикт—“Модели культуры” (Patterns of Culture. Boston, 1959), в котором обнаруживается влияние не только Фрейда, но и “философии жизни” О. Шпенглера. Основным понятием культурологической концепции Бенедикт выступает “pattern”—модель (образец) как ключ к пониманию морфологии данной культуры. Бенедикт отстаивает принцип культурного релятивизма, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте культуры. Каждая культура представляет собой определенное внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни. Выявление этого стилистического единства форм, с точки зрения Бенедикт,—основная цель исследования культуры. Свой метод изучения культуры она называет “дистанцированием”. Согласно Бенедикт, культуролог или антрополог вовсе не обязаны жить какое-то время в стране изучаемой культуры или знать язык ее народа. “Дистанцированное” изучение культуры предполагает анализ социологических и этнографических данных, фольклора, религиозных верований, художественной и научной литературы, прессы, киноискусства и т. д.Бенедикт признавала первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики. При этом межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии. Но между обществом и индивидом существует неразрывная взаимосвязь, и личность, с точки зрения Бенедикт, следует изучать именно в системе этой взаимосвязи. Метод “дистанцирования” и концепция культурного релятивизма в начале 1940-х гг. были использованы ею для критики германского фашизма и японского милитаризма.Соч.: Race: Science and Politics. N.Y., 1940; The Chrysanthemum and the Sword. N.Y., 1943; Психологические типы в культурах ЮгоЗапада США.—В кн.: Антология исследований культуры. СПб., 1997.Лит.: MeadM. R. Benedict. N.Y.-L, 1997.Т. П. Лифинцева
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.