БЕНЕДИКТ

БЕНЕДИКТ
Бенедикт (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) - американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления ("культура и личность") в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском университете культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию "Представления американских индейцев о духах-оберегах". С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском университете, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского университета.
Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по резултьтатам которых она опубликовала в 1935 монографию "Мифология зунья". Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в начале 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье "Конфигурации культуры" (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на "аполлоновский" и "дионисийский" типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры - это "индивидуальная психология, отраженная на большом экране". В статье "Антропология и анормальное" (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий.
В своем главном общетеоретическом труде "Модели культуры" (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг.
В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением япон. нац. психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику "дистанционного изучения культуры" (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка.
На основе собранных материалов написала знаменитую книгу "Хризантема и меч" (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японской концепциям "он" (милость, благодеяние) и "гири" (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что "Хризантема и меч" получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт - М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн - широко использовали и углубили разработанную Б. технику "дистанционного изучения культуры".
Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946;Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; [Библиогр) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.M.H. Корнилов

Энциклопедия социологии, 2009

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "БЕНЕДИКТ" в других словарях:

  • Бенедикт — (лат. Benedictus)  благословенный: Содержание 1 Имя 2 Фамилия 3 Персонажи художественных произведен …   Википедия

  • Бенедикт — а, муж. Заимств.Отч.: Бенедиктович, Бенедиктовна; разг. Бенедиктыч.Производные: Беня (Бена).Происхождение: (От лат. benedictus благословенный. (ср. Венедикт))Именины: (см. Венедикт) Словарь личных имён. Бенедикт …   Словарь личных имен

  • БЕНЕДИКТ I — Бенедикт I, папа Римский (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Бенедикт I, папа Римский (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) [лат. Benedictus, Bonosus; греч. Βόνοσ(σ)ος] († 30.07. 579, Рим), папа Римский (2 июня 575 30 июля 579). Согласно Liber… …   Православная энциклопедия

  • БЕНЕДИКТ II — Бенедикт II, папа Римский. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Бенедикт II, папа Римский. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) († 8.05.685, Рим), св. (пам. зап. 7 мая), папа Римский (26 июня 684 8 мая 685), римлянин. В юности стал клириком и, пройдя все …   Православная энциклопедия

  • БЕНЕДИКТ IV — Бенедикт IV, папа Римский. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Бенедикт IV, папа Римский. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) († авг. 903), папа Римский (янв. или нач. февр. 900 июль или авг. 903). Согласно Liber pontificalis, сын римлянина Маммола.… …   Православная энциклопедия

  • БЕНЕДИКТ V — Бенедикт V, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitits pоntificum. 1626) Бенедикт V, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitits pоntificum. 1626) († 4.07.966, Гамбург, Германия), папа Римский (22 мая 964 23 июня 964), римлянин. Помимо Liber pontificalis… …   Православная энциклопедия

  • БЕНЕДИКТ VI — Бенедикт VI, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Бенедикт VI, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) († июль/авг. 974, Рим), папа Римский (19.01.973 июль/авг. 974). Согласно Liber pontificalis, римлянин, его… …   Православная энциклопедия

  • БЕНЕДИКТ X — Бенедикт X, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Бенедикт X, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) († после 1073, мирское имя Иоанн Минций), антипапа (5 апр. 1058 янв. 1059). Будучи кардиналом епископом Веллетри …   Православная энциклопедия

  • БЕНЕДИКТ —         (Benedict) Рут Фултон (1887 1948) – амер. культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихол. направления (“культура и личность”) в амер. антропологии. В 1921 23 Б. изучает под… …   Энциклопедия культурологии

  • БЕНЕДИКТ — и БЕАТРИЧЕ (англ. Benedick, Beatrice) центральные персонажи комедии У.Шекспира «Много шума из ничего» (1599 1600), именуемые также синьор Фехтовальщик и синьора Шпилька. После доблестной победы в Мессине появляется молодой знатный падуанец Б.… …   Литературные герои


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»