АРДИГО

АРДИГО
АРДИГО́
(Ardigo), Роберто (28 янв. 1828 – 15 сент. 1920) – представитель итал. позитивизма. В отличие от франц. и англ. позитивистов, не отрицал самостоят. значения философии как науки. Во взглядах А. субъективно-идеалистич. тенденции сочетались с механистическими, причем последние преобладали. Мир, с т.зр. А., есть бесконечный ряд "естественных образований", возникающих путем "различения" из "неразличимого". В структуре мира и движении отсутствуют перерывы постепенности и скачки; все в нем механически детерминировано. Человек, человеч. общество и человеч. мысль всецело включены в гармонич. систему космоса. Это – наиболее важные из естественных образований. Отсюда особый интерес А. к проблемам этики, психологии и педагогики.
Соч.: La psicologia come scienza positiva, Mantova, 1870; La formazione naturale nel fatto del sistema solare, 2 ed., Mantova, 1877; La morale dei positivisti, Padova, 1885; Il vero e il fatto della conoscenza Padova, 1888; La ragione, Padova, 1894; L'unità della conoscenza, 2 ed., Padova, 1913; Opere filosofiche v. 1–11, Mantova – Padova, 1882–1918; Scritti vari, Firenze, 1922.
Лит.: Marchesini G., La vita e il pensiero di Roberto Ardigò, Milano, 1907; его же. Roberto Ardigò. L'uomo e l'umanista, Firenze, 1922; Zamboni G., Il valore scientifico del positivismo di Roberto Ardigò e della sua "conversione", Verona, 1921;Troilo E., Ardigò, Milano, 1926; Amerio F., Ardigò, Roma, 1957; Gradi R., Il positivismo di Roberto Ardigò e di Cosmo Guastela, "Rassegna Sci. filos.", 1954, v. 7, No 3–4.
С. Эфиров. Mосква.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

АРДИГО
    АРДИГО (Ardigo) Роберто (28 января 1828, Кастельдидоне—15 сентября 1920, Мейланд) — представитель философии позитивизма в Италии. Первоначально был каноником в Мантуе, затем отказался от сана и занял кафедру философии. Согласно основанной им позитивной психологии, феномен воли составляет одно целое с импульсивностью ощущения, понятого как реальность целостного психически данного. Постоянство ощущения делает возможным постоянство сознания вообще. Длительность ощущения и соотносительность индивида с его окружением преобразуют единичное ощущение и представлениеформу существования внешней среды в душе индивида. Именно благодаря окружающей среде воля конституируется постепенно как самостоятельный по отношению к ощущению и представлению уровень взаимодействия. Т. о., согласно Ардиго, воля есть не простая субстанция некоей способности, а накопленная сумма бесконечных мельчайших воль. Психическая свобода, разум, понимание суть результат, который медленно создается суммарным действием многих неосмысленных и инстинктивных состояний. Надежность инстинкта дает место разумному поведению. Последнее создает на собственном уровне системы и модели постоянства воли. И этими системами наполнена вся личность, они оставляют след на внешнем облике человека. Свобода, согласно Ардиго,— это дисциплинированное множество импульсивно-тормозных систем, лежащих в основе механизма формирования привычек. Одобряя теорию Ломброзо, Ардиго полагает, что нельзя требовать от человека иного поведения, кроме такого, которое уже сформировалось у него посредством естественных причин и в силу предрасположенности. Он опровергает тезис о т. н. психологических корнях религии: благодаря механизму биологического приспособления человек адаптируется к любым условиям и без надежды на счастье будущей жизни. Мораль имеет для Ардиго социальную функцию, моральный долг совпадает с юридической нормой. В политической философии он развивал демократические идеи, утверждая в качестве морали позитивистов альтруизм.
    Соч.: Opère filosofiche. Padova, I—XIV, 1882—1918. Лит.: Marchesini G. Roberto Ardigo. Firenze, 1922; Guerra A. 11 mond délia sicurezza. Ardigo, Labriola, Croce. Firenze, 1963; Afondolfo S. ï positivisti italiani (Angiulle—Qabelli— Ardigo). Padova, 1966; SaloniA. Il positivismo e Roberto Ardigo. Roma, 1969; Buttemeyer W. Der erkenntnistheoretische Positivismus Roberto Ardigo mit seinen zeitgeschichtlichen Beziehungen, Meisenheim am Glan—Hain, 1974.
    И. А. Овсянникова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "АРДИГО" в других словарях:

  • ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — – 1. Введение. В развитии схоластической философии принимали участие итал. ученые с мировым именем – это прежде всего Ансельм Кентерберийский, Бонавентура и Фома Аквинский. Собственно итал. философия начинается с Ренессанса – возрождения греч.… …   Философская энциклопедия

  • Италия — I Италия (Italia)         Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).          I. Общие сведения          И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • Италия — I Италия (Italia)         Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).          I. Общие сведения          И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • Конт Auguste — (Comte) основатель позитивизма, род. 19 го января 1798 г. в Монпелье, где отец его был сборщиком податей. В лицее особенно успевал в математике. Поступив в политехническую школу, он удивлял профессоров и товарищей своим умственным развитием. В… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • МИЛЛЬ — (Mill) Джон Стюарт (1806 1873) англ. философ позитивист, экономист и общественный деятель. С 1823 по 1858 служил в Ост Индской компании. В 1865 1868 член палаты общин, где поддерживал либеральные и демократические реформы. Мировоззрение М.… …   Философская энциклопедия

  • Позитивизм Огюста Конта — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Позитивизм Огюста Конта  первая волна позитивизма, направления в филос …   Википедия

  • Философия Огюста Конта — Основная статья: Конт, Огюст Математика, занимающаяся определением неизвестных величин через соотношение их с известными, разделяется на абстрактную, или учение о числах вообще, и конкретную, занимающуюся уравнениями в области пространственных… …   Википедия

  • Интра, Джованни — Джованни Баттиста Интра (итал. Giovanni Battista Intra; 1832, Кальвенцано  1907, Мантуя) итальянский писатель. Учился в Павии и Вене, был директором лицея в Кремоне. С 1868 г. жил вМантуе, профессионально занимаясь литературой. Дружил с …   Википедия

  • ИТАЛИЯ — (Italia), Итальянская Республика (Repubblica Italiana), гос во на юге Европы. Пл. 301,2 тыс. км2. Нас. 57,5 млн. чел. (1990). Офиц. яз. итальянский. Столица Рим. История нар. образования на терр. совр. И. уходит своими корнями в эпоху Рим.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Позитивизм — Общая характеристика     Позитивизм представляет собой сложное движение, господствовавшее в европейской культуре философии, политике, педагогике, историографии и литературе (напомним в этой связи веризм и натурализм) с 1840 г. и почти до начала… …   Западная философия от истоков до наших дней


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»