- КОНДОРСЕ
- КОНДОРСЕ
-
(Condorcet) Мари Жан Антуан Никола (1743—1794) — фр. философ, математик, социолог, политический деятель. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж.Л. Д'Аламбера. В 1791 избран в Конвент. Якобинцы приговорили его к смерти. В тюрьме покончил с собой.
Одну из главных своих задач К. видел в распространении воздействия точных наук на сферу морали и политики. Эту функцию должна была выполнить «социальная математика», призванная, благодаря применению теории вероятностей, освободить человечество от предрассудков и одновременно подорвать неумеренный скептицизм. К. прежде всего известен как сторонник концепции исторического прогресса, изложенной им в «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума» (1795, рус. пер. 1909). В этой работе рассматриваются основные этапы исторического развития человечества, которое, по К., обусловливается становлением разума. Движущей силой последнего является способность к безграничному совершенствованию. Мораль, общественное устройство, хозяйственная жизнь в целом зависят от прогресса разума, наиболее непосредственно обнаруживающего себя в науках и ремеслах. Всего К. выделяет в истории 10 этапов. Переход от одного этапа к другому он связывает, в частности, с крупными достижениями в технологии трансляции знания, вначале с изобретением письменности, а затем — книгопечатания. Первое, напр., не только обеспечило «регенерацию» знания в гораздо больших масштабах, чем раньше, но и позволило человеку обнаружить и контролировать поступательный характер собственного интеллектуального движения. 9-й этап характеризуется широким развитием позитивных наук (прежде всего точных) и завершается фр. революцией. Следующий этап представляет собой некую технократическую утопию, в которой качественный и количественный прогресс науки и техники обеспечит возможность направленного воздействия на всю социоантропологическую сферу, что приведет к политическому и экономическому объединению всего человечества, ликвидации неравенства между отдельными индивидами и народами, нравственному и физическому совершенствованию людей.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- КОНДОРСЕ
-
(Condorcet) Мари Жан Антуан Никола (17.9.1743, Рибмон,—29.3.1794, Бурла-Рен), маркиз, франц. философ-просветитель, математик, социолог, политич. деятель. В 1785 занял пост непременного секретаря Академии наук. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. В 1791 избран в Законодат. собрание. В Конвенте примыкал к жирондистам. Пр-во Робеспьера обвинило К. в заговоре и заочно приговорило его к смертной казни. К. некоторое время скрывался. Весной 1794 был арестован, в тюрьме покончил жизнь самоубийством.К.— сторонник деизма и сенсуализма. В «Эскизе историч. картины прогресса человеч. разума» (1795, рус. пер., 1909) К. сделал попытку установить закономерности развития истории, её осн. этапы, движущие силы историч. процесса. Находясь под влиянием фи-лос. взглядов Руссо, Тюрго, Рейналя, К. в изучении истории уделял большое внимание культуре и нравам народа. К.— один из основоположников идеи историч. прогресса, которую, однако, он развивал с идеалистич. позиций. Поступательное движение истории К. объяснял безграничной возможностью развития человеч. разума как демиурга истории. Он связывал историч. эпохи с этапами развития человеч. разума, указывая при этом также и на значение хоз. и политич. факторов в обществ. развитии. К.— сторонник теории естеств. нрава, использовал её для отрицания правомерности феод. общества и обоснования необходимости и разумности бурж. строя. Эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистич. собственности, рассматривалась К. как высшая ступень в истории человечества. Будущий прогресс человечества К. мыслил лишь в границах бурж. правопорядка.Идеи К. сыграли значит. роль в критике теологич. объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветит. концепции историч. процесса.Oeuvres, t. 1—12, P., 1847—49. Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3, с. 530—31; Cento ?., Condorcet е 1'idea di progresso, Firenze, [1956]; Bouissounouse J., Condorcet, [P., 1962].
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- КОНДОРСЕ
-
(Condorcet)Мари Жан Антуан, маркиз де (род. 1743 Рибмон, близ Сен-Кантена – ум. 1794, Бур-ла-Рен) франц. представитель философии истории, сенсуалист и позитивист. С 1777 – постоянный секретарь Парижской академии наук, был близок к энциклопедистам и Дидро (см. Энциклопедия), позднее участвовал в революции. Написал «Esquisse d'un tableau historique des progres de 1'esprit humain», 1794) (рус. пер. «Историческая картина прогресса человеческого разума», 1909); в этом произв. он пытался доказать первобытную доброту и неограниченную способность человека и всего человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать своему разуму.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- КОНДОРСЕ́
-
(Condorcet), Mapи Жан Антуан Николá де (17 сент. 1743 – 7 апредя 1794) – франц. математик, социолог и политич. деятель. Под влиянием Д'Аламбера, Клеро и геометра Фонтена встал на путь науч. деятельности. После издания "Опытов анализа" ("Essais d'analyse", 1768) был избран в члены Академии. С 1773 занимал пост ее секретаря. Сотрудничал в "Энциклопедии...". Написал более 50 биографий членов Академии, в т.ч. Вольтера и Тюрго ("Éloges des académiciens... morts depuis 1666 jusqu'en 1699", 1773), с к-рыми поддерживал личные связи. В 1791 К. избран в Законодательное собрание. В Конвенте К. противопоставил якобинцам свой жирондистский проект конституции. Правительство Робеспьера обвинило его в заговоре и вынесло решение о его аресте. Скрываясь, К. писал свой знаменитый "Эскиз историч. картины прогресса человеч. разума" ("Esquisse d'un tableau historique des progrès de l'esprit humain", 1795; рус. пер., 1909, вступ. ст. М. Ковалевского; 2 изд., 1936). Весной 1794 К. был арестован и в тюрьме, желая избегнуть публичной казни, принял яд.Сторонник деизма и сенсуализма, К. исходил из того, что "человек рождается со способностью получать ощущения... под воздействием внешних вещей... Эта способность, соединенная со способностью образовывать и сочетать идеи, порождает между людьми отношения интереса и долга..." (указ. соч., М., 1936, с. 3, 4). В противовес "скептикам" К. утверждал, что при помощи ощущений и идей люди способны познавать окружающий мир; К. признавал наличие вечных и неизменных законов природы и общества.В своей философии истории (изложенной гл. обр. в "Эскизе...") К., находясь под влиянием Руссо (см. тамже, с. 164–66), Тюрго и Рейналя, развивал теорию прогресса человечества на идеалистич. базе. В основе истории лежит, по мнению К., безграничное совершенствование знаний и способностей людей, хотя К. указывал также и на значение хозяйств. и политич. факторов для объяснения различных этапов совершенствования человеч. разума и периодов развития общества. Невежество, предрассудки, деспотизм являются осн. врагами человечества. Религия, возникновение к-рой, по утверждению К., было обусловлено хитростями шарлатанов и попов, с одной стороны, легковерием и суеверием масс – с другой, играет вредную роль в истории.Форма организации человеч. рода на первой стадии цивилизации – семья, к-рая, размножаясь, превращается в племя; осн. источник существования – охота и рыболовство. Нет частной собственности. Первой характерной чертой, отличавшей это общество от животного стада, являлись "... искусства, посвященные удовлетворению самых незатейливых потребностей человека" (там же, с. 18). Общество не располагало досугом, необходимым для развития наук. Поэтому образуется класс людей, к-рый хранит накапливавшиеся знания, приемы искусства изготовления оружия и утвари, обряды, а затем и религ. церемонии; так, по мнению К., возникло духовенство (см. тамже, с. 22). С переходом к скотоводству и земледелию образуется имуществ. неравенство, собственность становится наследственной. Появляются обмен, торговля и деньги. Ввиду того, что труд может создавать ценностей больше, чем стоит пища, необходимая для восстановления сил работника, создалась возможность "...превращать военнопленных в рабов, вместо того чтобы их убивать" (там же, с. 25). Возникает промышленность, совершенствуется земледелие. Все это ведет к развитию знаний и к совершенствованию разума, т.е. наук и философии. Но одновременно "...совершенствуется искусство вводить в заблуждение людей, чтобы их легче эксплуатировать..." (там же, с. 27). В противоположность Руссо, вслед за Рейналем, К. утверждал, что переход от первобытного общества к цивилизации являлся не вырождением человеч. рода, но "... неизбежным переломом в его постепенном движении к полному совершенству" (там же, с. 31). Дальнейший прогресс общества, по К., принес с собой разделение труда и возникновение новых классов, в т.ч. "...класса рабочих всевозможных профессий и класса купцов" (там же, с. 35). Т.о., политич. строй общества усложнялся. Когда терпение народов истощалось, возникали революции, в результате к-рых появлялись новые формы государственного устройства – республики. Революции способствовали прогрессу.Возникновение феодализма и деспотизма К. объяснял завоеванием. Люди должны покончить с феодализмом и проложить дорогу полной реализации "естественных прав", вытекающих из природы человека и его разума.В своих идеалах К. не выходил за рамки частной собственности и считал, что имуществ. неравенство необходимо и даже полезно для общества. К. требовал уничтожения неравенства между нациями (см. тамже, с. 221), был противником работорговли и расовой ненависти, осуждал войны как "гибельный бич" и "величайшее преступление", пропагандировал сближение культур и междунар. солидарность народов, был сторонником уравнения прав женщин и мужчин. В демократии, по его словам, "...целью всех общественных организаций должно быть улучшение социальных, моральных, интеллектуальных и физических возможностей самого многочисленного и самого нуждающегося класса" (цит. по речи М. Тореза на XVI съезде КПФ, см. "Humanité", 1961, 15 mai, p. 8).Идеи К. сыграли прогрессивную роль и оказали значит. влияние, в частности на Сен-Симона и франц. историков эпохи Реставрации.Как экономист, К. находился под влиянием физиократов, особенно Тюрго. Занимался математикой (кроме "Опытов анализа", напечатал "Опыт интегрального исчисления" – "Du calcul intégral", 1765).Соч.: Oeuvres, t. 1–12, P., 1847–49.Лит.: Маркс К. и Энгельс Φ., Немецкая идеология, Сочинения, 2 изд., т. 3, с. 530–31; Маркс К., Передовица в No 179 "Kölnische Zeitung", там же, т. 1, с. 112; Энгельс Ф., Праздник народов в Лондоне, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 5, М.–Л., 1929; Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 315–21; История философии, т. 1, М., 1957, с. 591–93; Старосельская-Никитина О., Очерки по истории науки и техники периода франц. бурж. революции 1789–1794, М.–Л., 1946; Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в XVIII веке, М., 1958; Robinet I. F. E., С., sa vie, son oeuvre. 1743–1794, P., [1893 ]; Cahen L., С. et la révolution française, P., 1904; Alengry F., С. guide de la Révolution française, P., 1904; Sсhinz M., Die Anfänge des französischen Positivismus, Tl. 1, Die Erkenntnisslehre, Stras., 1914; Buisson F., Condorcet, P., 1929; Frazer J. G., C. on the progress of the human mind, Oxf., 1933; Shapiro J. S., C. and the rise of liberalism in France, N. Y., [1934 ]; Granger G. G., La mathématique sociale du marquis de C., P., 1956; Cento Α., С. е l'idea di progresso, Firenze, [1956 ] (им. библ.).Г. Зельманова. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- КОНДОРСЕ
-
КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола де (17 сентября 1743, Рибелон— 7 апреля 1794, тюрьма Бурла-Рен) — французский философ-просветитель, ученый и политический деятель, маркиз. В 26 лет был избран членом Французской академии наук за математическую работу, посвященную интегральному исчислению. В 1773 получил премию Берлинской академии наук за историю комет и в том же году был избран секретарем Французской академии за биографии выдающихся ученых своего времени (написал около пятидесяти биографий членов академии, в т. ч. биографии Тюрго и Вольтера, которых он знал лично). Сотрудничал в “Эниик.юпедии”, был другом Д'Аламбера. В философии — сторонник деизма и сенсуализма, в экономике Кондорсе разделял взгляды физиократов.Под влиянием Тюрго Кондорсе занялся политическими науками; отстаивал право человека на свободное распоряжение плодами своего труда и свободное развитие личности, выступал за всеобщее политическое равенство. Главным инструментом проведения реформ считал парламент. После бегства Людовика XVI в Версаль основал газету “Республиканец, или Защитник представительного правительства”. В 1790 заседал в Парижском муниципалитете, в конце 1791 стал президентом Законодательного собрания. Работал в комиссии из 9 человек над жирондистским проектом новой республиканской конституции. Когда Конвент отверг эту конституцию и принял якобинский проект де Сешеля, Кондорсе опубликовал послание к народу, за что был объявлен Конвентом вне закона; Робеспьер обвинил Кондорсе в национальной измене. Опасаясь ареста, он был вынужден скрываться у вдовы скульптора Берне, где и написал свой главный труд — “Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума” (Esquisse d'un tableau historique des progrès de l'esprit humain, 1795, рус. пер. 1909). Закончив его, Кондорсе покинул свое убежище, три дня бродил в окрестностях Парижа, был арестован в деревне Кламар и препровожден в тюрьму, где принял яд, чтобы избежать гильотины.“Эскиз...” проникнут пафосом безграничного совершенствования знаний и способностей человека. Конечная цель его — “...показать, что не было намечено никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании... имеют своей границей только длительность существования нашей планеты...” (Эскиз... М., 1936, с. 15). В отличие от Руссо Кондорсе считал переход от первобытнообщинного строя к цивилизации не вырождением человечества, а его движением к совершенству; знания не только никогда не развращали людей, но, напротив, способствовали исправлению или смягчению нравов. Смысл человеческой жизни — в максимально свободном применении своих способностей, распоряжении богатством и удовлетворении потребностей. Помехи на пути к этому — невежество, предрассудки, религия, деспотизм. Для реализации “естественных прав” человека нужно покончить с сословными ограничениями и предрассудками. Разделив всю историю человечества на 10 этапов, 9-м этапом Кондорсе считал современное ему общество, а 10-м — грядущее “царство разума”. Цель “социального искусства” — уничтожение кажущейся противоположности между интересом каждого и интересом всех; с помощью системы образования необходимо формировать интерес к общественному благу и добиваться того, чтобы все граждане стали искренними “друзьями закона”.Требуя уничтожения неравенства между нациями и между группами одной и той же нации, Кондорсе отвергал, однако, принцип всеобщей уравнительности: “Различия между правами, которые закон признает за гражданами, и правами, которыми они действительно пользуются, обусловлены тремя главными причинами: неравенством богатства, правом наследства и неравенством образования... Все эти три неравенства должны постоянно уменьшаться, не исчезая, однако, окончательно, ибо причины, их порождающие, естественны и необходимы. Поэтому, пытаясь уничтожить эти причины, мы не только нанесем по правам людей самый гибельный удар, но породим еще более обильные источники неравенства” (там же, с. 216). Кондорсе оказал заметное влияние на последующее развитие демократической социально-философской мысли.Соч.: Oeuvres. 1.1-12. Р., 1847-49. Лит.: Литвинова Ε. Φ. Кондорсе и его жизнь. СПб., 1894.О. В. Суворов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.