- КОНДИЛЬЯК
- КОНДИЛЬЯК
-
(Condillac) Этьен Бонноде (1715-1780) -единственный крупный фр. философ-эмпирик. В то же время один из немногих просветителей, занимавшийся логическими исследованиями. Брат Г.Б. де Мабли. С 1752до конца жизни — королевский цензор. Воспитатель внука Людовика XV — герцога Пармского. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро (вероятно, принимал участие в написании статей «Система», «Анализ», «Логика» и др.). Влияние К. во Франции особенно ощущалось в кон. 18 — нач. 19 в. (в частности, у А. Дестюта де Траси и др. «идеологов»). Внимание к философии К. было обусловлено его учением о языке. Есть основания считать, что оно оказало воздействие на Ф. де Соссюра.
Философия К. в целом ориентирована на создание общей теории познания. При этом она опирается на сенсуализм Дж. Локка, выводя всякое знание из ощущения и отвергая существование врожденных идей и способностей. В последнем случае К. пытается быть более последовательным сенсуалистом, чем сам Локк. Наше перцептивное поле состоит из элементарных ощущений, число которых конечно. В свою очередь, реальность за пределами сознания образуется из отдельных тел, кроме которых в природе ничего нет. На основании своего онтологического номинализма К. бичует «манию систем», которая плодит пустые, не имеющие отношения к действительности конструкции. К. подчеркивает структурное различие между материальными процессами и операциями мышления, исходя из онтологического дуализма. На этом основании он пытается доказать бытие Бога и опровергнуть учение Эпикура. Наряду с этим К. признает зависимость когнитивных операций от материальных структур, обусловливая различие между психикой человека и животного неоднородностью в их телесной организации (Р. Декартом такого рода неоднородность игнорируется). Важнейшую роль в познании у К. играет язык. Чувства пассивны, язык активен. Язык эквивалентен мышлению. Грамматика является существенным элементом искусства мышления. Языковые знаки предполагают семантическую независимость, что, в частности, означает возможность пользоваться ими и в отсутствие объекта. Отсюда эпистемологичес-ки важна проблема происхождения языка. К. считается одним из основателей ассоциативной психологии.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- КОНДИЛЬЯК
-
Кондийак (Condillac) Этьен Бон-но де (30.9.1715, Гренобль,— 3.8.1780, Божанси), франц. философ-просветитель, чл. Франц. академии (1768). Брат Мабли. Воспитатель внука Людовика XV — герцога Пармского (1758—67). Начало его лит. деятельности относится к сер. 40-х гг. (знакомство с Дидро, а впоследствии сотрудничество в «Энциклопедии»). Под непосредств. влиянием Локка К. развил сен-суалистич. теорию познания. В своём гл. филос. соч.— «Трактате об ощущениях» (?. 1—2, 1754, рус. пер., 1935) К. стремился вывести все знания и духовные способности человека из ощущений. Отвергая декартовскую теорию врождённых идей, К. считал, что развитие способностей человека определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием. К. явился одним из основоположников ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм). Хотя сам К. колебался между материализмом и идеализмом, его сенсуализм и критика идеалистич. метафизики 17 в. (учений Мальбранша, Лейбница и др.) оказали непосредств. влияние на развитие франц. материализма. Логика К. была чрезвычайно популярной в кон. 18 — нач. 19 вв.; понимаемая как общая грамматика всех знаков, она включает у К. и математику («Язык исчислений», 1798).Oeuvres philosophiques, v. l—3, P., 1947—51; в рус. пер.— Логика,. или Умственная наука, руководствующая к достижению истины, М., 1805; Трактат о системах, М., 1938; Соч., т. 1, М., 1980; т. 2, M., 1982-.История философии, т. 2, ?., 1941, с. 437—43; Истории философии, т. 1, М., 1957, с. 535—38; L e n o i r R., Condillac, Р., 1924; М е у е г Р., E. B. de Condillac, Z., 1944; L e f 6 v-r e R., Condillac, P., 1966.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- КОНДИЛЬЯК
-
(Condillac)Этьен Бонно де (род. 30 нояб. 1715, Гренобль – ум. 3 авг. 1780, Флу, близ Божанси) – франц. философ, основоположник современного сенсуализма. Делал попытку объяснить все психические процессы, начиная с воспоминания и кончая мышлением и проявлением воли, преобразованиями чувственных восприятий (sensations), которые представляют собой единственный источник познания. Осн. произв.: «Traite des sensations», 1954.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- КОНДИЛЬЯК
-
К о н д и й а к (Condillac), Этьенн Бонно де (30 сент. 1715 – 3 авг. 1780), – франц. философ-просветитель, разрабатывавший сенсуализм. Член Французской академии. Брат Мабли.Начало его лит. деятельности относится к сер. 40-х гг. (знакомство с кружком Дидро, а впоследствии и сотрудничество в "Энциклопедии"). В работе "О выгодах свободной торговли" ("Le commerce et le gouvernement, considéres relativement l'un à l'autre", 1776, рус. пер., ч. 1–2, 1817) К. подверг критике физиократов. Как историк К. явился автором "Всеобщей истории человека..." ("Histoire générale des hommes et des empires", ок. 1770–73).Филос. взгляды К. сложились под непосредств. влиянием Локка, истолкование философии к-рого К. дал в работе "Опыт исследования происхождения человеческих знаний..." ("Essai sur l'origine des connaissances humaines...", 1746). В ней К., по словам Маркса, утверждал, что "... не только душа, но и чувства, не только искусство создавать идеи, но и искусство чувственного восприятия являются делом опыта и привычки. От воспитания и внешних обстоятельств зависит поэтому всё развитие человека" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144)."Трактат о системах..." ("Traité des systèmes...", 1749, рус. пер. 1938, под ред. Е. Ситковского) был следующим шагом в развитии сенсуалистич. взглядов К. В нем он подверг критике теорию врожденных идей Декарта (см. указ. соч., Μ., 1938, с. 39), окказионализм Мальбранша (см. тамже, с. 67–68), учение Лейбница о монадах и, отражая прогрессивные устремления естествознания своего времени, выдвинул требование о создании философии, опирающейся не на ложные гипотезы, а на фундамент науч. знаний.В противоположность субъективному идеализму Беркли, К. утверждал, что природа как источник наших ощущений существует вне человека. В отличие от Юма, К. подчеркивал, что человек может достичь всех знаний, к-рые отвечают его природе и способностям. Но, справедливо критикуя Декарта, Мальбранша, Лейбница за их идеализм, К. опровергал в то же время спинозовское определение природы как субстанции на том основании, что за многообразием качеств предметов "... мы не в состоянии открыть того, что служит основой их" (там же, с. 99). По К., существуют "...идеи чувственные и идеи абстрактные" (там же, с. 43). Последние только суммируют то, что уже есть в первых, и могут лишь вносить порядок в наши знания, не расширяя их.Гл. филос. произведение К. "Трактат об ощущениях" ("Traité des sensations", v. 1–2, 1754, рус. пер. 1935, под редакцией Е. Ситковского) посвящено выяснению того, "... каким образом все наши знания и все наши способности происходят из... ощущений..." (указ. соч., М., 1935, с. 42).Возражая Локку, К. утверждал, что не существует деятельности воли и разума, независимой от чувств. В исследовании поставленной задачи К. придавал решающее значение наблюдению и анализу. Вообразив статую, последовательно наделяемую ощущениями, философ показывал, что вместе с этими ощущениями, статуя наделяется всеми психич. и интеллектуальными функциями. К. прослеживал, как в связи со стремлением к удовлетворению потребностей в человеке возникают привычки осязать, обонять, видеть и т.п., а также размышлять, желать, любить и ненавидеть. Лишь мельком К. затронул вопрос о потребностях, возникающих из совместной жизни людей в обществе, и их влиянии на познание. На основе ощущения возникают внимание, память, идеи; сравнение приводит к суждению (к-рое замечает в сравниваемых идеях сходство и несходство) и, следовательно, к размышлению. Из желания или нежелания приобрести те или иные ощущения "... рождаются страсти, любовь, ненависть, надежда, страх, воля" (там же, с. 52). При переходе от одной потребности к другой образуется воображение.К. не сделал последовательно материалистич. выводов из своего сенсуализма, колебался между материализмом и идеализмом, но своим сенсуализмом и борьбой против идеалистич. метафизики 17 в. оказал непосредств. влияние на развитие франц. материализма. Последний освободил сенсуализм К. от идеалистич. и агностич. тенденций. В своей "Логике..." ("La logique ...", изд. посмертно в 1781, рус. пер. Т. Осиповского под назв. "Логика, или Умственная наука, руководствующая к достижению истины", 1805; под тем же рус. назв. "Логика..." вышел в 1792 сделанный А. Гронским пер. др. соч. К. по логике – "L'art de raisonner") К. отделял практич. знания от теоретических. Первые бессознательны, инстинктивны и возникают до появления языка; вторые невозможны без языка. Теоретич. знания и есть анализ, классификация идей при помощи слов. Слова – это знаки идей, и без знаков, т.е. слов, невозможно теоретич. мышление. К. признавал возможность и др. знаков – цифр, букв. обозначений и т.п. Логика, как общая грамматика всех этих знаков, включает, т.о., и математику. Эти вопросы К. рассматривал также в напечатанной посмертно работе "Язык исчислений" ("La langue des calculs", 1798). Общие принципы логики, как и все абстрактные принципы, не имеют, по К., познавательного характера. И если они используются во всех случаях, то потому, что они "... не столько знания, сколько сокращенный метод изложения ряда частных знаний ..." ("Трактат о системах...", с. 8). К. отрицал возможность выработки общих принципов, охватывающих все явления природы, общества и души. Существуют лишь принципы данного ряда фактов, к-рые и есть извлечение того общего, что есть в них. Логика К. была чрезвычайно популярна в конце 18 – нач. 19 вв. В 1-й пол. 19 в. реакц. противники идей франц. Просвещения и материализма боролись против сенсуализма К. (Мен де Биран, Руайе-Коллар, Кузен и др.). Бурж. история философии 2-й пол. 19 в., искажая взгляды К., объявляла его родонанальником франц. позитивизма (Виндельбанд и др.).Соч.: Oeuvres complètes, v. 1–23, P., 1798 (с предисл. Arnoux et Mousnier); nouv. éd., v. 1–16, P., 1821–23 (с предисл. Α.-F. Théry); Oeuvres philosophiques, v. 1–3, P., 1947–51; Recherches sur l'origine des idées que nous avons de la beauté..., v. 1–2, Amst., 1749; Cours d'études..., [Уроки принцу Пармскому ], v. 1–13, Parma, 1769–73.Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 169–70; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 24; Луппол И. К., Э. Б. де К., в кн.: Деборин Α., Книга для чтения по истории философии, т. 2, М., 1925; История философии, т. 2, М., 1941, с. 437–43; История философии, т. 1, М., 1957, с. 535–538; Герцен А. И., Собр. соч., т. 3, М., 1954, с. 293, 300, 305; Cousin V., Philosophie sensualiste au dix-huitième siècle, 3 éd., P., 1856; Saltykоw W., Die Philosophie Condillacs, Bern, 1901; Baguenault de Puсhesse G., Condillac. Sa vie. Sa philosophie. Son influence, P., 1910; Didier J., Condillac, P., 1911; Schinz M., Die Anfänge des französischen Positivismus, Τl 1 – Die Erkenntnisslehre, Stras., 1914; Ewald O., Die französische Aufklärungsphilosophie, Münch., 1924; Lenoir R., Condillac, P., 1924; Le Rоу G., La psychologie de Condillac, P., 1937; Τоmeuссi L., Il problema dell'esperienza dal Locke al Condillac, Messina, 1937; Meyer P., Ε. Β. de Condillac, Ζ., 1944; Вizzarri R., Condillac, Brescia, [1945 ]; Dal Pra M., Condillac, Mil., 1947.Г. Зельманова. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- Кондильяк
-
КОНДИЛЬЯК (Condillac) Этьенн Бонно де (30 сентября 1714, Гренобль — 3 августа 1780, ок. Гренобля) — французский философ-сенсуалист. Родной брат Г. Б. де Мабли. Имя “Кондильяк” получил в 1720, когда его отец приобрел одноименное поместье. Учился в парижской семинарии и Сорбонне, получил духовное образование и сан аббата, но отказался от обязанностей священнослужителя. Интересуясь философией и науками, сближается с Руссо и Дидро, с помощью последнего публикует свою первую книгу — “Опыт о происхождении человеческих знаний” (Essai sur l'origine des connaissance humaines, Амстердам, 1746, анонимно; рус. пер. 1980), которая имела большой успех. В этом произведении Кондильяк разделяет мнение Локка, согласно которому существуют два источника знания — внешний опыт (ощущения и восприятия) и внутренний опыт (рефлексия, т. е. наблюдение над деятельностью сознания). В 1749 выходит “Трактат о системах” (Traité des systèmes, рус. пер. 1938), благодаря которому Кондильяк становится членом Берлинской академии наук. В этом трактате он подверг критике метафизические системы Декарта, Мальбранша, Спинозы и Лейбница, как построенные на основе отвлеченных принципов, тогда как истинная система должна начинать с идей “наиболее простых, сообщаемых нам органами чувств; образовать из них сложные понятия, которые, сочетаясь между собой, в свою очередь произведут другие понятия...” (Соч. в З т., т. 1. M., 1980, с. 288). В 1754 выходит в свет “Трактат об ощущениях”, где Кондильяк полностью отказывается от ранее высказанных взглядов, переходя с позиций Локка на позиции Ламетри: единственным источником всех данных сознания оказываются ощущения, более того: “Суждение, размышление, желание, страсти и т. д. представляют собой не что иное, как само ощущение в различных его превращениях” (там же, т. 2, с. 192). Спустя год Кондильяк публикует “Трактат о животных” (рус. пер.1980).Кондильяк активно участвует в общественной жизни, знакомится с Гольбахом, Гельвецием, Вольтером, Кабанисом, Франклином, Тюрго и др. При этом он отказывается от сотрудничества в “Энциклопедии” Дидро и резко выступает против материализма. В 1758 он направляется в Пармское герцогство в качестве воспитателя наследника престола Фердинанда — внука Людовика XV. За девять лет своего пребывания там он создал шестнадцатитомный труд “Курс занятий по обучению принца Пармского” (опубликован в 1772), куда вошли работы по литературоведению, логике, истории философии. В 1767 возвращается в Париж, избирается членом Французской академии. Но, прочитав вступительную лекцию, он уединяется в своем деревенском замке и предается научным занятиям. Издав в 1780 “Логику” (рус. пер. Т. Осиповского, 1805 г.), Кондильяк умирает, не успев закончить большой трактат “Язык исчислений” (La langue des calculs, 1798), в котором, следуя идеям Лейбница, он пытался построить искусственный язык символов и правил оперирования ими.Разработанная Кондильяком сенсуалистическая теория познания сыграла важную роль в развитии французского Просвещения. Постулируя существование духовной субстанции — носителя сознания — Кондильяк объявляет, что самосознание возникает лишь благодаря изменениям, которые мы ощущаем в себе, и помещается в определенной части мозга, называемой им sensorium commune (общее чувствилище). При этом он был номиналистом, резко выступившим против приписывания идеям действительности. Вместе с тем при решении психофизической проблемы он в духе окказионализма заявляет, что тело совершенно отлично от души и может быть лишь поводом, а не причиной возникновения наших знаний, так что душа способна приобретать знания и без помощи органов чувств, как это она будет делать после смерти тела. В области социальной философии Кондильяк выступает как классический представитель Просвещения: считая, чтохарактер народа формируется под влиянием климата и формы правления, последней он отводит решающее значение.После революции 1789 работы Кондильяка были положены в основу философского образования. Он оказался единственным философом 18—19 вв., сполна оценившим логические идеи Лейбница касательно искусственных языков; возможно, именно поэтому Виндельбанд объявил его родоначальником позитивизма.Соч.: Oeuvres philosophiques, v. 1—2. Р., 1947—48; в рус. пер.: Соч. в 3 т. М., 1980—83.Лит.: Богуславский В. М. Кондильяк. М., 1984; Bizzarri R. Condillac. Brescia, 1945; Lefèvre R. Condillac. P., 1966.О. В. Суворов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.