КОЛЛИНГВУД


КОЛЛИНГВУД
КОЛЛИНГВУД
(Collingwood) Робин Джордж (1889-1943) — англ. историк, философ, специалист по методологии и гносеологии исторической науки. В ранних трудах разделял т.зр. неогегельянцев на взаимосвязь и иерархию различных форм духовной активности человечества, особо выделяя при этом историческое знание как конкретную форму мышления, находящуюся между наукой и философией. В работе «Идея истории» обосновывает свою филос. позицию тем, что в отличие от естествознания, описывающего в форме законов природы внешнюю сторону событий, историк всегда имеет дело с человеческим действием, для адекватного понимания которого необходимо понять мысль исторического деятеля, совершившего данное действие: «Исторический процесс сам по себе является процессом мысли и существует постольку, поскольку индивидуальные субъекты, составляющие части его, сознают себя таковыми».
Одновременно с филос. трудами опубликовал ряд классических исторических работ «Римская Британия» (1923) и «Археология римской Британии» (1930), в которых применительно к обработке данных археологических исследований выдвинул методологию «логики вопроса и ответа» для получения комплексного, систематизированного исторического знания. Первый вопрос, задаваемый перед началом любой археологической работы: «Какова цель этой работы?», предполагает рационализацию выбора места раскопок, методов работ и научную систематизацию полученных результатов. Второй и третий вопросы тесно связаны с центральным принципом философии истории К., гласящим: «История в собственном смысле слова является историей мысли». В истории нет простых событий, любое событие «на самом деле является действием и выражает определенную мысль (намерение, цель) субъекта, его производящего; дело историка — познать эту мысль». Поэтому, получив к.-л. исторические данные, историк должен спросить: «Для чего открытый мною объект был предназначен?» и конкретизировать полученные знания ответом на вопрос: «Хорошо ли я выполнил свою задачу?». Наконец, любую историческую проблему невозможно изучить без исследования истории второго порядка, или истории исторической мысли о ней, целью которой должна стать «историческая критика». Историческая критика находит свое окончательное воплощение в истории истории, понимаемой К. по аналогии с историей философии.
Свои последние работы «Автобиография» и «Новый Левиафан» К. посвящает анализу единства моральных, политических и экономических действий в условиях предвоенной и военной Европы, резко критикуя иррационализм фашизма и бездействие демократических ин-тов.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

КОЛЛИНГВУД
        (Collingwood) Робип Джордж (22. 2.1889, Картмел-Фелл, Ланкашир,— 9.1.1943, Конис-тон, Ланкашир), англ. философ-идеалист и историк, представитель неогегельянства; специалист по древней истории Британии. Испытал влияние Кроче. К. стремился установить связь между философией и историей, считая, что философия должна усвоить методы истории и что обе дисциплины имеют общий предмет — исторически развивающееся человеч. мышление. Историк изучает его, анализируя продукты духовной и материальной культуры, а философ — на основе истолкования данных самосознания и рефлексии. Мышление образует, по К., восходящую иерархию «форм духовной активности», которая основывается на воображении, символизации и абстракции (искво, религия, наука, естествознание, история и философия). В противовес неопозитивизму К. отстаивал традиции идеалистич. метафизики, восходящей к Платону и Гегелю.
        Speculum mentis, Oxf., 1924; An essay on philosophical method, Oxf., ?1933]; The new Leviathan, Oxf., 1942; The idea of nature, Oxf., 1960; в рус. пер.— Идея истории, M., 1980. ? Кисеель ?. ?., «Критич. философия истории» D Великобритании, «ВИ», 1968, ?? 5; е г о же, Учение о диалектике в бурда, философии 20 в., [Л.], 1970; D o n a g a n ?., The later philosophy of R. G. Collingwood, Oxf., 1962; Mink L. O., Mind, history and dialectic. The philosophy of R. G. Cpllingwood, Bloomington— L., 1969; Critical essays of the philosophy of R. G. Collingwood, ed. by M. Krausz, Oxf., 1972.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

КО́ЛЛИНГВУД
(Collingwood), Робин Джордж (1889–1943) – англ. философ, представитель неогегельянства, историк, специалист по древней истории Британии. Проф. философии в Оксфорде (с 1935). Согласно К., философия, в отличие от частных наук, опирающихся на чувств. опыт, есть изучение "опыта мышления", "мышления второго порядка". К. считает, что понятия философа не подчиняются правилам формальной логики, к-рые сохраняют силу применительно к понятиям науки; в сфере философии приобретает значение диалектич. логика, "чьим объектом служит не абстрактная, а конкретная мысль истории и философии" ("Speculum mentis or the Map of knowledge", Oxf., 1924, p. 195). Противопоставляя формальную логику, как единственную "логику науки", диалектич. логике, как логике филос. знания, К. вместе с тем противопоставляет естествознание философии, а также изымает диалектику из мира природы, рассматривая ее как исключит. принадлежность мышления. Метод философии, по К., – классификация материала опыта путем установления отношений субординации между различными его видами, "шкала форм"; такую "шкалу форм" образуют иск-во, религия, наука, естествознание, история и философия. Эта восходящая иерархия "форм духовной активности" основывается, соответственно, на воображении, символизации и абстракции. В философии, к-рая, по К., есть высшая форма духовного самосознания, ибо делает своим предметом историю, субъект приходит к абсолютному знанию, обнаруживая, что внешний мир есть "проекция духа". В последний период жизни К. под влиянием Б. Кроче все более склонялся к "абсолютному историзму", растворяющему философию в истории (причем история рассматривается как история мысли историка, – см. The idea of history, Oxf., 1946, p. 215). В этот период философия для К. – не наука о реальности (хотя бы и духовной), а выяснение при помощи метода историч. релятивизма (т.н. логики вопроса и ответа) "абсолютных логич. предпосылок знания", принимаемых в данную эпоху. Эти предпосылки совпадают с "символом веры". В связи с этим в основе знания лежат "постулаты веры". Так философия К. смыкается с теологией.
Однако К. имеет опред. заслуги в критике иррационализма и позитивизма.
Соч.: Religion and philosophy, L., 1916; Speculum mentis, Oxf., [1924 ], Faith and reason, L., 1928; An essay on philosophical method, Oxf., [1933 ]; Human nature and human history..., L., [1936 ]; An essay on metaphysics, Oxf., 1940; The new Leviathan, Oxf., [1942 ]; An autobiography, N. Y., [1944 ]; The principles of art, Oxf., [1947 ]; The idea of nature, Oxf., 1945; The idea of history, Oxf., 1956.
Лит.: Киссель Μ. Α., Ρ. Коллингвуд и борьба объективного идеализма с позитивизмом, "Филос. науки", (Научн. доклады высшей школы), 1960, No 2; Tomlin Ε. W. F., R. G. Collingwood, [L., 1953 ].
M. Киссель. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

КОЛЛИНГВУД
    КОЛЛИНГВУД (Collingwood) Робин Джордж (22 февраля 1889, Картмел-Фелл, Ланкашир — 9 января 1943, Конистон, Ланкашир) — британский историк, философ, специалист по методологии и гносеологии исторической науки. Изучал философию в Оксфорде у последователя гегельянства Ф. Г. Бредли. После окончания университета (1913) стал преподавателем философии, не прекратив участия в археологических раскопках. Во время 1-й мировой войны работал в отделе разведки морского министерства. В книге “Зеркало духа, или Карта знания” (Speculum Mentis or the Map of Knowledge. xf., 1914) он отверг исходные посылки неогегельянства: “мировой дух — просто мифология” (р. 298). В этот же период Коллингвуд в противовес пропозициональной трактовке теории разрабатывает логику вопросов и ответов, которая включает в себя анализ предпосылок возникновения вопросов, стратегий их решения и т. д. История стала рассматриваться им как “проникновение в душевный мир людей, взгляд на ситуацию, в которой они находились, их глазами и решение для себя вопроса, правилен ли был способ, с помощью которого они хотели справиться с этой ситуацией” (Идея истории. Автобиография. М., 1980, с. 355). К 1920 у него сложились новые принципы философии истории, исследующей не события, а процессы. Среди форм духовной активности он отводит центральное место историческому знанию, которое противостоит науке, имеющей дело с абстрактно-всеобщим законом, и философии как абсолютному знанию. Предмет знания — творение духа. Сознание должно освободиться от власти воображения, превращающей абстракции во внешний предмет. Абсолютное знание трактуется им как единство теоретического познания и практической деятельности, представленное в философии. Отстаивая позиции историцизма, близкие к Б. Кроче, Коллингвуд подчеркивает, что знание, в т. ч. и философское, непрерывно изменяется — и тем самым абсолютно истинное знание недостижимо. Вместе с тем без утверждения возможности философии как абсолютного самосознания сам исторический процесс лишается смысла. Эта дилемма между абсолютным историцизмом и абсолютным идеализмом, релятивизмом и догматизмом обсуждается им в “Очерке философского метода” (An Essay on Philosofical Method. Oxf., 1933). Новый философский взгляд возникает как итог предыдущей работы, но не как абсолютное завершение серии предшествующих вопросов и ответов. Философская система оказывается промежуточным отчетом о прогрессе мышления до того момента, когда формируется новый философский взгляд на исторические процессы. Методологические проблемы истории позднее найдут более полное и отчетливое выражение в разделе “Эпилегомены” в книге “Идея истории” (The Idea of History. Oxf., 1946, рус. пер. M., 1980). В 1938 он выпускает книгу “Принципы искусства” (The Principles f Art. Oxf, 1938, рус. пер. 1999), где анализируются взаимоотношение искусства и не-искуества, проблемы теории воображения (воображение и сознание, язык), принципы теории искусства (искусство как язык, истина, художник и общество). Основная ее посылка: “Потому людям и требуется художник, что общество никогда не знает всей своей души” (с. 304). В эти же годы Коллингвуд, не прекращая археологических исследований, выпускает “Археологию Римской Британии” (The Archeology of Roman Britain. L., 1969), подготавливает корпус латинских надписей для Британии, изданный в 3-х т. после его смерти.
    В 1940 выходит его “Очерк метафизики” (An Essay on Metaphysics. Oxf, 1940), где Коллингвуд выступает с критикой позитивизма, выявляет “абсолютные предпосылки” истории, причины иррационалистической эпидемии, ведущей к фашизму. Критика фашизма была продолжена им в “Новом Левиафане” (The New Leviathan. Oxf., 1942), где цивилизации — диалектически разумной регуляции политических разногласий — противопоставляется варварство — осознанное использование грубой силы. В работе “Идея истории” он обосновывает свою философскую позицию тем, что в отличие от естествознания, описывающего в форме законов природы внешнюю сторону событий, историк всегда имеет дело с человеческим действием, для адекватного понимания которого необходимо понять мысль исторического деятеля, совершившего данное действие. “Исторический процесс сам по себе есть процесс мысли, и он существует лишь в той мере, в какой сознание, участвующее в нем, осознает себя его частью” (с. 216). Содержание 1—4-й частей работы посвящено историографии философского осмысления истории. Причем, помимо классических трудов историков и философов прошлого, автор подробно разбирает в 4-й части взгляды на философию истории современных ему мыслителей Англии, Германии, Франции и Италии. В 5-й части — “Эпилегомены” (Добавления) — он предлагает собственное эпистемологическое исследование проблем исторической науки (роли воображения и доказательства, предмета истории, истории и свободы, применимости понятия прогресса к истории).
    Человек — единственное существо, способное стать субъектом исторического процесса. История — процесс, включающий то прошлое, которое отражено в исторической науке, т. е. продолжает жить в настоящем. Человек, изучая историю, воспроизводит в собственной мысли прошлое, чьим наследником он является.
    Сравнивая типы теоретического знания, одни из которых отражают индивидуальные, конкретные объекты, а другие — вечные, постигаемые исключительно силой разума, Коллингвуд интерпретирует историческую науку как дискурсивное познание того, что является преходящим и конкретным. Необходимым средством для построения истории являются специфические формы воображения: 1) конструктивное, при котором историк интерполирует в источники высказывания, в них прямо не содержащиеся, проверяет и критикует источ
    ники; 2) априорное, обеспечивающее выбор используемых источников. “Картина прошлого, создаваемая историком, во всех своих деталях становится воображаемой картиной, а ее необходимость в каждой ее точке представляет собой необходимость априорного” (с. 233—34). Картина историка локализована во времени и пространстве, непротиворечива и оправдана имеющимися свидетельствами.
    В качестве метода современной исторической науки Коллингвуд обращается к доказательству, основанному на методе вопросов и ответов. Историк начинает свое исследование с постановки проблемы, для решения которой он ставит вопросы. Осмысленность вопроса зависит от материала, на основании которого можно получить осмысленный ответ. Ответы являются основаниями для обязательного (дедуктивного) вывода, необходимого для однозначного решения поставленной проблемы.
    Первый вопрос, задаваемый перед началом любой исторической работы: “Какова цель этой работы?” Ответ на него предполагает рационализацию выбора предмета, методов работы и научную систематизацию полученных результатов. Второй и третий вопросы тесно связаны с центральным принципом философии истории Коллингвуда: история в собственном смысле слова является историей мысли. В истории нет простых событий, любое событие на самом деле является действием и выражает определенную мысль (намерение, цель) субъекта, его производящего; дело историка — познать эту мысль. Поэтому, получив какие-либо исторические данные, историк должен спросить: “Для чего открытый им объект был предназначен?” — и конкретизировать полученные знания ответом на вопрос: “Хорошо ли он выполнил свою задачу?” Наконец, любую историческую проблему невозможно изучить без исследования истории второго порядка, или истории исторической мысли, осуществляемой в “исторической критике”. Историческая критика находит свое окончательное воплощение в истории истории, понимаемой им по аналогии с историей философии. Принципы философии истории, развитые Коллингвудом, его поворот к метафизике и к истории духа оказали большое влияние на историографию в Великобритании, на утверждение принципов рационализма в исторической науке.
    Соч.: An Autobiography. L., 1944; The Idea of Nature. Oxf., 1960. Лит.: Киссель M. A. “Критическая философия истории” в Великобритании. — “Вопросы истории”, 1968, ¹ 5; Donagan A. The Later Philosophy of R. G. Collingwood. Oxf., 1962; Critical Essays of the Philosophy fR. G. Collingwood, ed. by M. Kransz. Oxf., 1972.
    Φ. Η. Блюхер

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "КОЛЛИНГВУД" в других словарях:

  • КОЛЛИНГВУД —         (Collingwood) Робин Джордж (1889 1943) брит. историк, археолог, философ и исследователь культуры. В юности К. профессионально занимается археологией, принимает участие в раскопках, а затем возглавляет многие археол. экспедиции. Интерес,… …   Энциклопедия культурологии

  • КОЛЛИНГВУД — (Collingwood) Робин Джордж (1889 1943) британский философ и историк. Основные работы: «Зеркало духа, или Карта знания» (1924); «Очерк философского метода» (1933); «Основания искусства» (1938); «Автобиография» (1939); «Очерк метафизики» (1940);… …   Новейший философский словарь

  • Коллингвуд — Коллингвуд, Катберт …   Морской биографический словарь

  • Коллингвуд — фамилия в англоязычных странах. Известные носители: Коллингвуд, Катберт британский адмирал. Коллингвуд, Робин Джордж британский философ. Коллингвуд город в Канаде, провинция Онтарио. Коллингвуд британский линейный корабль, названный в честь… …   Википедия

  • Коллингвуд К. — Адмирал Коллингвуд Катберт Коллингвуд, 1 й барон Коллингвуд (Cuthbert Collingwood, 1st Baron Collingwood of Coldburne and Heathpool; 26 сентября 1750  7 марта 1810)  британский адмирал. На морской службе был с 1761 года. В 1781 году, командуя… …   Википедия

  • Коллингвуд — (Collingwood)         Робин Джордж (22.2.1889, Картмел Фелл, Ланкашир, 9.1.1943, Конистон, Ланкашир), английский философ идеалист и историк, представитель неогегельянства (См. Неогегельянство); специалист по древней истории Британии. Профессор… …   Большая советская энциклопедия

  • Коллингвуд — (Cuthbert, лорд Collingwood, 1750 1810) британский адмирал, на морской службе с 1761 г.; в 1781 г., командуя кораблем Пеликан в ост индских водах, потерпел крушение. В войнах с Францией участвовал в сражении 1 июня 1794 г., в блокаде Тулона и в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Коллингвуд Р. Д. — КÓЛЛИНГВУД (Collingwood) Робин Джордж (1889–1943), англ. философ неогегельянец, археолог и историк Древней Британии. Соч. Идея истории (1946; рус. пер. 1980) …   Биографический словарь

  • Коллингвуд (броненосец, 1882) — «Коллингвуд» HMS Collingwood Основная информация Тип Броненосец …   Википедия

  • КОЛЛИНГВУД (Collingwood) Робин Джордж — (1889 1943) английский философ неогегельянец, специалист по древней истории Британии …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «КОЛЛИНГВУД» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.