ФОРМА И МАТЕРИЯ

ФОРМА И МАТЕРИЯ
ФОРМА И МАТЕРИЯ
        [греч. (, ) ?? , лат. пер. forma et material, в философии Аристотеля две из четырёх «причин», или «принципов» («начал» —см. Архе), бытия. Противопоставление Ф. и м. терминологически создано Аристотелем, но концептуально было подготовлено Платоном (ср. «кормилицу» и «первообраз» «Тимея», «предел и беспредельное» «Филеба», «одно и неопределённую двоицу» «Неписанных учений» — см. Диада) и ещё раньше пифагорейцами (Филолай). Греч, термин эйдос, обычно переводимый в аристотелевских текстах как «форма», у Платона обозначает (наряду с) трансцендентные «идеи»; термин (собственно «древесина») — техноморфная метафора (лат. слово materia, посредством которого Лукреций калькировал греч. , также означало «строевой лес»). Др. синонимы формы-эйдоса (помимо, ) у Аристотеля: логос, — «сущность, субстанция», и труднопереводимый термин ?? ?? ?? — «что-значит-быть-тем-то-и-тем-то» или «то-что-делает-вещь-тем-что-она-есть» (схоластич. quiditas — «чтойность»), изредка также природа», «самобытность»; однако тот же термин может означать и «материальную субстанцию»). Теория Ф. и м. впервые была разработана Аристотелем в 1й кн. «Физики» в связи с анализом «становления» в виде учения о «трёх принципах»: материальный субстрат (, ), форма (, позитивная противоположность), лишённость формы (-, негативная противоположность). Становление протекает не от абс. небытия к бытию, но от акциден-тального не-бытия-чем («Сократ необразован») к положит. обладанию эйдосом («Сократ образован»), причем субстрат изменения («Сократ») не возникает и не уничтожается. Учение Аристотеля о Ф. и. м., так же как и учение о «принципах» вообще, имело эвристич. характер: расчленить и высветить в размытом хаосе «слитых» впечатлений объективную («по природе») структуру вещи, делающую её познаваемой. Ф. и м.— имманентные структурные элементы вещи, которые «неотделимы» от неё и не обладают самостоят. реальностью в качестве данного нечто (??); таковой обладает только результат их синтеза — «целостность» (?? — термин Аристотеля для «конкретного»). При этом Ф. и м. соотносительны акту и потенции: материя есть потенция формы, а форма — актуализация (см. Энергия, Энтелехия) материи. Нераздельность Ф. им. (принцип, называемый гилеморфизмом) нарушается только дважды, и оба раза в пользу «формы»: в космологии — признанием трансцендентного ума-нуса — перводвигателя, в антропологии — признанием «отделимости» и бессмертия высшей духовной способности — «активного ума» («О душе» III 5). Ф. и м. у Аристотеля могут выступать как функциональные понятия: нечто может быть «формой» материи х, но «материей» формы у. Так, в теории элементов «каждое вышележащее тело
        относится к находящемуся под ним как форма к материи» (О небе 310b 14), и, напр., вода выступает как «форма» по отношению к земле, но как «материя» по отношению к воздуху. Аристотель различает градации материи: последовательно повторяя гилеморфич. анализ, можно дойти до чистой, или первой, материи (, materia prima — «Метафизика» 1049 а 25), о которой невозможно сказать, «из чего» она состоит, и которая противополагается наиболее близкой к энтелехиальному состоянию «последней материи» . Напр., «дом» предполагает след. ступени материи: кирпичи («последняя материя»), глина, земля, первая материя (материя четырёх элементов). Однако словоупотребление Аристотеля непоследовательно, и «первой материей» он иногда называет также ближайшую материю («Метафизика» 1044а 23; 1014h 32; «Физика» 193а 29).
        Кine H. R., Aristotle without Prima Materia, «Journal of the History of Ideas», 1956, v. 17, JVt 3, p. 370—80; Solmsen F., Aristotle and prime matter: a reply to Hugh R. King, там же, 1958, v. 19, № 2, p. 243—52; T u genhat E., ?? iivog. Eine Untersuchung zu Struktur und Ursprung Aristotelischer Grundbegriffe, Freiburg — Munch., 1958; Happ H., Hyle. Studien zum aristotelischen Materie-Begriff, B,— N. Y., 1971.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ФОРМА И МАТЕРИЯ
    ФОРМА И МАТЕРИЯ [греч. είδος (Ιδέα, μορφή) καΐ ΰλη, лат. пер. forma et matena] — в философии Аристотеля две из четырех “причин”, или “принципов” (“начал” — стл-Архе), бытия. Противопоставление формы и материи терминологически создано Аристотелем, но концептуально было подготовлено Платоном (ср. “кормилицу” и “первообраз” “Тимея”, “предел и беспредельное” “Филеба”, “одно и неопределенную двоицу” “Неписанных учений”) и еще раньше пифагорейцами (Филолай). 1реческий термин “эйдос”, обычно переводимый в аристотелевских текстах как “форма”, у Платона обозначает (наряду с Ιδέα) трансцендентные “идеи”; термин ΰλη (собственно “древесина”) — техноморфная метафора (лат. слово matena, посредством которого Лукреций калькировал греч. ΰλη, также означало “строевой лее”). Другие синонимы формы-эйдоса (помимо ϊδεα, μορφή) у Аристотеля: логос, ουσία — “сущность, субстанция” и труднопереводимый термин το Ά ην είναι — “что-значит-быть-тем-то-и-тем-то” или “то-что-делает-вещь-тем-что-она-есть” (схоластич. quidditas — “чтойность”), изредка также φύσις (“природа”, “самобытность”); однако тот же термин может означать и “материальную субстанцию”.
    Теория формы и материи впервые была разработана Аристотелем в 1-й кн. “Физики” в связи с анализом “становления” (γένεσις) в виде учения о “трех принципах”: материальный субстрат (ύλη, ίποκείμενον), форма (είδος, позитивная противоположность), лишенность формы (στέρησις, негативная противоположность). Становление протекает не от абсолютного не-бытия к бытию, но от акцидентального не-бытия-чем (“Сократ необразован”) к положительному обладанию (έξις) эйдосом (“Сократ образован”), причем субстрат изменения (“Сократ”) не возникает и не уничтожается. Учение Аристотеля о форме и материи, так же как и учение о “принципах” вообще, имело эвристический характер: расчленить и высветить в размытом хаосе “слитых” впечатлений объективную (“по природе”) структуру вещи, делающую ее познаваемой. Форма и материя — имманентные структурные элементы (στοιχεία) вещи, которые “неотделимы” от нее и не обладают самостоятельной реальностью в качестве данного нечто (τόδε τι); таковой обладает только результат их синтеза — “целостность” (το σύνολον — термин Аристотеля для “конкретного”). При этом форма и материя соотносительны акту и потенции: материя есть потенция формы, аформа — актуализация (см. Энергия, Энтелехия) материи. Нераздельность формы и материи (принцип, называемый гилеморфизмом) нарушается только дважды, и оба раза в пользу “формы”: в космологии — признанием трансцендентного умя-нуса — перводвигателя, в антропологии — признанием “отделимости” и бессмертия высшей духовной способности — “активного ума” (“О душе” III 5). Форма и материя у Аристотеля могут выступать как функциональные понятия: нечто может быть “формой” материи х, но “материей” формы у. Так, в теории элементов “каждое вышележащее тело относится к находящемуся под ним как форма к материи” (“О небе” 310014), и, напр., вода выступает как “форма” по отношению к земле, но как “материя” по отношению к воздуху. Аристотель различает градации материи; последовательно повторяя гилеморфический анализ, можно дойти до чистой, или первой, материи (πρώτη ΰλη, materia prima — Met. 1049a25), о которой невозможно сказать, “из чего” она состоит, и которая противополагается наиболее близкой к энтелехиальному состоянию “последней материи” (έσχατη ΰλη). Напр., “дом” предполагает следующие ступени материи: кирпичи (“последняя материя”), глина, земля, первая материл (материя четырех элементов). Однако словоупотребление Аристотеля непоследовательно, и “первой материей” он иногда называет также ближайшую материю (Met. 1044a23; 1014b32; Phys. 193a29),
    Лит.: King H. R. Aristotle without Prima Materia.— “Journal of the History of Ideas”, 1956, v. 17, N 3, p. 370-389; Solmsen F. Aristotle and prime matter: a replay to Hugh R. King.— Ibid., 1958, v. 19, N 2, p. 243—252; TugenhatE. Ή ΚΑΤΑ ΤΙΝΟΣ. Eine Untersuchung zu Struktur und Ursprung Aristotelischer Grundbegriffe. Freiburg— Münch., 1958; HappH. Hyle. Studien zum aristotelischen Materie-Begriff. B.—N.Y., 1971.
    А. В. Лебедев
    В средневековой философии наиболее распространенной была концепция формы и материи, выработанная Псевдо-Дионисием Ареопагитом и имеющая неоплатонические корни, но исходящая из библейского представления о сотворении мира “из ничего”: формы-прообразы существуют в божественном уме (а не самостоятельно, как идеи Платона), материя не вечна и не существует до формы. Согласно Августину, материя не имеет отдельной идеи и не есть нечто сотворенное, а скорее совместно-сотворенное (concieata) с формой (De Gen. ad litt. l, 15), в то время как Иоанн Скот Эриугена полагал, что материя имеет прообраз в Боге (De div. nat. 3,5).
    В результате распространения аристотелевского понимания формы и материи в арабском (с 9 в.), а затем в христианском мире (13 в.) возникают дискуссии о начале индивидуации, о множественности и единстве субстанциальных форм и др. Ибн Сина вводит понятие “формы телесности”, или “общей формы”, первой формы, предшествующей другим и делающей материю телом, обладающим определенными количественными измерениями, поскольку неопределенная материя не может быть основой дли различия индивидов (Met., 2, 2). Согласно же Ибн Рушду, один субъект может обладать только одной субстанциальной формой (Sermo de subst. oib., l), и если бы материя получила форму телесности, то все остальные формы были бы акцидентальными (Epitom. m. Met. 2); основанием индивидуации он считает “материю с неопределенными измерениями” (Sermo de subst. orb.). Ибн Гебироль (“Источник жизни”, 11 в.) создал концепцию “универсального гилеморфизма”, согласно которой все сотворенные вещи, в т. ч. и духовные субстанции, состоят из формы и материи (этой концепции придерживались Вильгельм де Ла Маре, Ричард из Медиавиллы, Бонавентура, Роджер Бэкон, Дж. Пеккам и др.). Фома Аквинский подверг критике эту теорию: духовные субстанции не могут состоять из формы и материи, ибо такая составность разрушима; если в материальных субстанциях основанием различия является materia signata — количественно определенная материя (De princ. indiv.; De nat. matenae, 3), то духовные материальные субстанции состоят из формы-сущности, являющейся основанием их различия, и акта существования.
    Учение об универсальном гилеморфизме явилось основой для теории множественности сущностных форм. Некоторые философы признавали, что материя претерпевает ряд оформлений, начиная с первичного оформления формой телесности (согласно Р. Бэкону — светом) и кончая последней формой, придающей вещи завершенный вид (forma completiva). Признание множественности сущностных форм позволяло объяснить в физике — процесс смены форм (вещь, утрачивая одну из форм, не превращается в первоматерию, а сохраняет низшие формы, могущие послужить материей для другой, более высокой формы); в антропологии — наличие в человеческой душе различных потенций; в христологии — статус тела Христа в период между смертью и воскресением.
    Теория единственности субстанциальной формы, выдвинутая Иоанном Бландом (в 1230), получила развитие в трудах Фомы Аквинского и его последователей: одно сущее оформляется одной сущностной формой, при этом более высокая форма, напр. интеллектуальная душа человека, может выполнять действия более низших форм. В отличие от традиционного понимания материи как чистой потенции Дунс Скот (и вслед за ним Оккам) считал материю актуальной сущностью и полагал, что Бог может сотворить материю и без формы (Ор. охоп. II, dist. 12, q. 2, n. 3). Оккам, признавая реальное существование только индивидуальных вещей, отрицал наличие универсальных форм как в вещах, так и в божественном уме. Лит.: Kleineidam E. Das Problem der hylemorphen Zusammensetzung der geistigen Substanzen im 13 Jh., behandelt bis Thomas von Aquin. Breslau, 1930; ZavalloniR. Richard de Mediavilla et la controverse sur la pluralité des formes. Louvain, 1951; Luyten N. La condition corporelle de l'homme. Friburg, 1957; BrunnerF. Platonisme et aristotélisme. La critique Ibn Gabirol par Saint Thomas d'Aquin. Louvain—P., 1965; McMullin E. (éd.). Thé Concept of Matter in Greek and Medieval Philosophy. Notre Dame—Indianopolis, 1965; BödlL. Anima forma corporis. Philosophisch-theologische Erhebung zur Grundformel der scholastischen Anthropologie un Korrektorienstreit (1277—1287).— “Theologie und Philosophie”, 1966,41. См. также лит. к ст. Материя.
    К. В. Бандуровский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ФОРМА И МАТЕРИЯ" в других словарях:

  • ФОРМА И МАТЕРИЯ —     ФОРМА И МАТЕРИЯ [греч. eîSoç (Î8ea, μορφή) καὶ νλη, лат. пер. forma et materia], в философии Аристотеля две из четырех «причин», или «принципов» («начал» см. Архе), бытия. Противопоставление формы и материи терминологически создано… …   Античная философия

  • форма и материя —         ФОРМА И МАТЕРИЯ основополагающие философские категории, предложенные в классический период античной философии, служащие для разграничения и противопоставления эмпирических и теоретических понятий.         Согласно Платону, форма носит… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ФОРМА И МАТЕРИЯ — категории философии Аристотеля, воспринятые томизмом; характеризуют всякое подвижное изменчивое бытие. форма (эйдос, морфэ ) специфический принцип вещи, ее сущность, цель и движущая сила, актуализирующая первоматерию как простую возможность бытия …   Большой Энциклопедический словарь

  • форма и материя — категории философии Аристотеля, воспринятые томизмом; характеризуют всякое подвижное изменчивое бытие. Форма (эйдос, «морфэ»)  специфический принцип вещи, её сущность, цель и движущая сила, актуализирующая первоматерию как простую возможность… …   Энциклопедический словарь

  • МАТЕРИЯ — (лат. materia) вещество; субстрат, субстанция; содержание. В латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греч. hyle. понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ — филос. категории, во взаимосвязи к рых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет совокупность частей (элементов) предмета и их взаимодействий между собой и с др. предметами, а форма есть внутр. организация содержания.… …   Философская энциклопедия

  • материя — и; ж. [лат. māteria] 1. Вещество, из которого состоят все тела. Строение материи. Закон сохранения материи. 2. Филос. То, что существует вне и независимо от человеческого сознания. 3. Разг. Ткань, материал. Два метра материи. М. на пальто.… …   Энциклопедический словарь

  • Форма музыкальная —         (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание         I. Значение термина. Этимология 875         II. Форма и содержание. Общие принципы… …   Музыкальная энциклопедия

  • МАТЕРИЯ — одно из наиболее многозначных филос. понятий, которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов: 1) то, определяющими характеристиками чего являются протяженность, место в пространстве, масса, вес, движение, инерция, сопротивление,… …   Философская энциклопедия

  • МАТЕРИЯ —     МАТЕРИЯ (ὕλη), понятие древнегреческой, затем всей европейской философии; играет важную роль в онтологии, натурфилософии, теории познания. Основные значения понятия материи: 1) субстрат, «подлежащее», «то, из чего» (Аристотель) возникают и… …   Античная философия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»