НАЛБАНДЯН


НАЛБАНДЯН
НАЛБАНДЯН
        Микаал (Налбандов Михаил Лазаревич) [2(14).11.1829, Н. Нахичевань, ныне р-н Ростова-на-Дону, —31.3(12.4).I860, Камыгаии], революц. демократ, философ, публицист, поэт, критик и теоретик литературы. В 1855—58 учился на мед. факультете Моск. университета, интересовался рус. литературой, изучал соч. Белинского, Герцена и Чернышевского, которые повлияли на его переход к революц. демократизму.
        В 1857—62 Н. неоднократно бывал в европ. странах, посетил Турцию и Индию. В Константинополе создал вокруг арм. журн. «Мегу» революц.-демократия, группу «Партия молодых», установил связи с Герценом, Огарёвым, Дш. Гарибальди и Дж. Мадзини и возглавил арм. нац.освободит. движение. За революц. деятельность и связь с группой т. н. лондонских пропагандистов в 1862 был арестован и заточён в Петропавловскую крепость. После трёхлетнего заключения, больной туберкулёзом, Н. был сослан в Камышин.
        Свою жизнь Н. посвятил защите интересов нар. масс и созданию свободной единой суверенной Армении во взаимодействии с революц. движением рус. народа и угнетённых народов России и Турции, разоблачал арм. либералов, их утверждения о возможности прогресса в условиях крепостничества. В труде «Земледелие как верный путь» (1862), критикуя реформу 1861 с позиций общинного социализма, предсказывал неизбежность крест. революции, однако его социализм, несмотря на ориентацию на революц. путь, носил утопич. характер. Н. подверг резкой критике капитализм и колониализм, ему принадлежит особая заслуга в разработке вопросов нац.-освободит. движения. Н. считал, что нацияявление историческое. Нац. вопрос может быть решён в результате уничтожения социального гнёта и победы социалистич. начала, которое он связывал с общиной. Н. считал, что развитие национально-особенного не отделяет, а сближает народы. Он подверг критике расизм, космополитизм и национализм.
        По своим филос. воззрениям Н.— материалист. Дух он рассматривает как свойство материи. Философия должна заниматься реально существующими вещами — природой и человеч. обществом. Исходя из антрополо-гич. материализма, Н. видел твёрдый фундамент философии в истории и естествознании и критиковал идеалистов, основывающихся на умозрительных, абстрактных схемах. II. отверг упрощённый, механистич. взгляд на развитие и движение, которое считал принципом всего сущего. Жизнь природы и общества есть движение, а движение есть борьба. Диалектика у Н. неотделима от революц. подхода к жизни.
        В понимании истории Н. в конечном счёте был идеалистом, хотя его высказывания содержали много мате-риалистич. положений, напр. о классовом характере государствa, об объективной экоиомич. основе существования различных социальных групп, неизбежности их борьбы и революции в эксплуататорском обществе.
        Религия, по Н., представляет собой извращённое отражение сил природы в головах людей и их фетишизацию; закреплению этих представлений способствует социальный гнёт. Н. подверг критике религ. и «офиц.» мораль господствующих классов, ибо капитализм исключает свободу и справедливость. Он подчёркивал связь искусства с жизнью, его социальную природу. Искусство, по Н., выносит оценку, приговор действительности, требует её преобразования согласно идеалу. Н. заложил основы арм. реалистич. критики и эстетики, создал образцы гражданственной поэзии.
        в рус. пер.: Избр. филос. и обществ.-политич. произведения, М., 1954; Стихотворения, М., 1967; Соч., т. 1—2, Ер., 1968—70.
        Саркисян X. С., Микаэл Н. и вопросы языка, Ёр., 1955; Гуланян X. Г., Микаэл Н., М., 1955; Даронян С., М. Н., М., 1963; его ж е, М. Н. и рус. революц. демократы, М., 1967.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

НАЛБАНДЯН
Микаэль Лазаревич (14 нояб. 1829 – 12 мая 1866) – революц. демократ, философ, публицист, поэт, критик и теоретик литературы. Род. в г. Hop-Нахичевань (ныне район г. Ростов-на-Дону) в семье ремесленника. Учился в школе священника Г. Патканяна, к-рый заметил его литературное дарование и поощрил его. С 1846 Н. служил секретарем епархиального правления Нахичевани; в это время он выступает как защитник интересов крестьян и ремесленников и как обличитель беззаконий городской власти и группы клерикалов, что вызвало гонения на Н. В 1853 он переехал в Москву и, сдав экзамен при Петербургском ун-те, получил должность преподавателя арм. яз. в Лазаревском ин-те вост. яз. в Москве. В 1854 по настоянию католикоса арм. церкви Н. был арестован, а после освобождения уволен с должности преподавателя. Н. поступил вольнослушателем на мед. фак-т Московского ун-та. В это же время он следит за произведениями русской лит-ры и изучает Белинского, Герцена и Чернышевского, к-рые сыграли большую роль в формировании взглядов Н. В 1858–1860 Н. сотрудничал в журн. "Юсисапайл" ("Северное сияние"), издаваемом в Москве прогрессивным публицистом Назаряном.
В 1857–62 Н. неоднократно бывал в европ. странах, посетил Турцию и Индию. В Константинополе он создал вокруг арм. журн. "Мегу" революционно-демократич. группу "Партия молодых", установил связи с Герценом, Огаревым, Гарибальди и Мадзини и возглавил арм. нац.-освободит. движение. За революц. деятельность и связь с группой т.н. лондонских пропагандистов Н. в 1862 был арестован и заточен в Петропавловскую крепость. После трехлетнего заключения, больной туберкулезом, Н. был сослан в Камышин.
Свою жизнь Н. посвятил защите интересов нар. масс и созданию свободной единой суверенной Армении. Н. понимал, что основную роль в этом должно сыграть революц. движение рус. народа и угнетенных народов России и Турции. Защищая нац.-освободит. движение Армении и рус. революцию Н. разоблачал арм. либералов, их утверждения о возможности прогресса в условиях крепостничества. В труде "Земледелие как верный путь" (1862), касаясь создавшейся после реформы 1861 ситуации в России, предсказывал неизбежность революции.
Н. подверг резкой критике капитализм и колонниализм; он указывал, что бурж. страны Европы – злейшие враги Индии, Китая и др. закабаленных стран. Коренная ломка существующих социальных отношений, революц. преобразование жизни – такова политич. программа Н. Но его социализм, несмотря на ориентацию на революц. путь, носил утопич. характер, был крестьянским. Н. принадлежит особая заслуга в разработке вопросов нац.-освободит. движения. H. считал, что нация – явление историческое. Он был. убежден, что придет время, когда нац. вопрос будет решен в результате уничтожения социального гнета и победы социалистич. начала, к-рое он связывал с общиной. Н. считал, что развитие национально-особенного не отдаляет, а сближает народы. Он подверг критике расизм, космополитизм и национализм.
По своим филос. воззрениям Н. – материалист. Дух он рассматривает как свойство материи. Философия, по Н., должна заниматься реально существующими вещами – природой и человеч. обществом. Исходя из антропологич. материализма, Н. видел твердый фундамент философии в истории и естествознании и критиковал идеалистов, основывающихся, по его мнению, на умозрительных, абстрактных схемах. Н. отверг упрощенный, механистич. взгляд на движение и развитие. Движение, по Н., есть принцип всего сущего. Жизнь природы и общества есть движение, а движение есть борьба. Диалектика у Н. неотделима от революц. подхода к жизни.
В понимании истории Н. в конечном счете был идеалистом, хотя его высказывания содержат много материалистич. положений, напр. о классовом характере государства, об объективной экономич. основе существования различных социальных групп, неизбежности их борьбы и революции в эксплуататорском обществе. Но Н. не понял законов развития экономич. жизни, оставаясь в социологии на позициях идеализма.
Религия, по Н., представляет собой извращенное отражение сил природы в головах людей и фетишизацию этих сил. Среди осн. причин возникновения и утверждения религ. взглядов Н. особо выделял, наряду с невежеством, социальный гнет. Н. подверг критике религ. и "официальную" мораль господствующих классов. В обществе, где существуют социальный гнет и эксплуатация, по мнению Н., не может быть справедливости, истинно моральных отношений между людьми. Так, капитализм исключает свободу и справедливость. Н. подчеркивал связь искусства с жизнью, его социальную природу. Искусство, по Н., выносит оценку, приговор действительности, требует ее преобразования согласно идеалу. Н. первый в арм. литературе дал обстоятельный анализ ряда произв. ("Сос и Вардитер" П. Прошяна и др.). Он создал образцы гражданской поэзии, на к-рых воспитывалось не одно поколение революц. молодежи. Историч. значение творчества Н. в том, что он завершил процесс формирования революционно-демократич. идеологии и материализма в Армении и тем самым подготовил почву для распространения марксизма на своей родине.
Соч.: Избр. филос. и общественно-политич. произведения, М., 1954; на арм. яз., – Журнал нового арм. яз., [б. м. ], 1857; Две строки, Ер., 1939; Земледелие как верный путь, Ер., 1939; Национальное бедствие, Ер., 1939; Полн. собр. соч., т. 1–4, Ер., 1940–49.
Лит.: Саркисян X. С., Микаел Налбандян и вопросы языка, Ер., 1955; на арм. яз. – Иоаннисян А. Г., Налбандян и его время, кн. 1–2, Ер., 1955–56.
А. Хачатурян. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

НАЛБАНДЯН
    НАЛБАНДЯН Микаэл (Налбандов Михаил Лазаревич) 2(14) ноября 1829, Нор-Нахичевань, ныне район Ростована-Дону— 31 марта (12 апреля) 1866, Камышин]— армянский мыслитель, писатель, публицист. В 1855—58 учился на медицинском факультете Московского университета; в дальнейшем сосредоточился на литературной и общественной работе. В 1860—62 посетил Турцию, Индию, Западную Европу, познакомился с А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, М. А. Бакуниным; по возвращении в Россию (1862) был арестован, осужден по делу о сношениях с “лондонскими пропагандистами” и после трехлетнего заключения в 1865 сослан в Камышин, где вскоре умер.
    Налбандян был сторонником просветительской философии, в которой человек полагается творцом и объектом философии. Философия, по Налбандяну, вытекает из условий жизни и обращается к жизни, учит правильному мышлению, умению видеть и оценивать вещи в их естественном виде, пробуждает “спящих людей”, призывает к бодрости, бдительности и деятельности. Она делится на логику, натурфилософию и этику, причем метафизическая часть находится в человеке.
    Налбандян — критик всякой умозрительной философии, тем не менее в числе его авторитетов как “бессмертных друзей угнетенного человечества” были Фихте, Кант и Гегель; диалектику Гегеля Налбандян принимал в той форме, в какой ее изложил Чернышевский. Не порывая полностью с религией, ратовал за ее реформирование. Как просветитель Налбандян — сторонник европеизации всех сторон жизни Востока, Армении в т. ч. Выступал за развитие понятного народу живого литературного армянского языка, новой армянской литературы, за воспитание нации как “личности народа” с ясными взглядами и воззрениями, за ее приобщение к идеям прогресса и свободы и особенно правосудия как основы жизни нации.
    Соч.: Соч. в 2 т. Ереван, 1968-70.
    Лит.: Даронян С. К. Микаэл Налбандян. М., 1963; Он же. Налбандян и русские революционные демократы. М., 1967; Хачатурян А. Б. М. Л. Налбандян. М., 1983.
    В. Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "НАЛБАНДЯН" в других словарях:

  • Налбандян — Микаэль (1829 1866) армянский писатель, публицист, критик, общественный деятель. Родился в семье бедного ремесленника в Нахичевани на Дону. Учился в религиозной школе. Под влиянием своего учителя Патканяна он решил посвятить себя служению церкви …   Литературная энциклопедия

  • Налбандян Д. — Налбандян, Дмитрий Аркадьевич Дмитрий Аркадьевич Налбандян (15 сентября 1906, Тбилиси  1993, Москва)  Один из самых именитых художников советского периода, народный художник СССР. Учился в Тбилисской Академии Художеств у Е. Лансере и Е.… …   Википедия

  • Налбандян Д. А. — Налбандян, Дмитрий Аркадьевич Дмитрий Аркадьевич Налбандян (15 сентября 1906, Тбилиси  1993, Москва)  Один из самых именитых художников советского периода, народный художник СССР. Учился в Тбилисской Академии Художеств у Е. Лансере и Е.… …   Википедия

  • НАЛБАНДЯН — Дмитрий Аркадьевич (1906 93), живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1976). Писал официально парадные исторические полотна ( Власть Советам мир народам , с соавторами, 1950;… …   Русская история

  • Налбандян — I Налбандян         Дмитрий Аркадьевич [р. 2 (15).9.1906, Тбилиси], советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1953). Член КПСС с 1948. Учился в Тбилисской АХ (1924 1929) у Е. Е. Лансере и Е. Татевосяна.… …   Большая советская энциклопедия

  • Налбандян — (арм. Նալբանդյան) армянская фамилия. Известные носители: Налбандян, Давид (р. 1982) аргентинский теннисист Налбандян, Дмитрий Аркадьевич (1906 1993) советский художник Налбандян, Микаэл (1829 1866) армянский революционер и писатель Налбандян,… …   Википедия

  • НАЛБАНДЯН — Михаил Лазаревич (2.XI.1829 31.IV.1866) арм. революц. демократ, философ, публицист, поэт, лит. критик. Род. в семье ремесленника. Учился в школе священника Г. Патканяна. С 1846 служил секретарем епархиального правления Нахичевани, защищал… …   Советская историческая энциклопедия

  • НАЛБАНДЯН — Микаэл [2(14). И.1829, Новая Нахичевань, ныне р н Ростова на Дону, 31.3(12.4).1866, Камышин, похоронен в Новой Нахичевани], писатель, просветитель. Учился в частной арм. школе (1837 45) и в Моск. ун те (1855 58). Преподавал (1853 54) арм. яз. в… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Налбандян И. Р. —         Иоаннес Романович (Ованес Аракелович) (15 (27) IX 1871, Симферополь 23 II 1942, Ташкент) сов. скрипач, педагог. Засл. арт. РСФСР (1926). В 1894 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки Л. С. Ауэра, в 1895 стажировался у Й. Иоахима… …   Музыкальная энциклопедия

  • Налбандян А. Б. — НАЛБАНДЯ́Н Арам Багратович (1908–1987), физикохимик, акад. АН Арм. ССР (1963). Тр. по кинетике и механизмам хим. реакций. Разработал (1975) кинетич. метод изучения медленных свободнорадикальных реакций. Предложил (1979) теорию окисления… …   Биографический словарь

Книги

Другие книги по запросу «НАЛБАНДЯН» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.