Налбандян

Налбандян
Налбандян

       
НАЛБАНДЯН Микаэль (1829—1866) — армянский писатель, публицист, критик, общественный деятель. Родился в семье бедного ремесленника в Нахичевани на Дону. Учился в религиозной школе. Под влиянием своего учителя Патканяна он решил посвятить себя служению церкви. В 1848 принят на службу в качестве секретаря начальника Бессарабской епархии.
       Вскоре Н. втянулся в борьбу против представителей духовенства и их буржуазных опекунов, в результате к-рой вынужден был переехать в Москву и отказаться от духовного звания. Позднее Н. за границей близко сошелся с А. Герценом, М. Бакуниным, Н. Огаревым и И. Тургеневым. В Париже он издал под псевдонимом Симеона Маникяна свой капитальный труд «Земледелие как единственно правильный путь» (1862). Впоследствии экземпляры этого произведения под видом «поваренной книги» на армянском яз. посылались М. Бакуниным в Россию для распространения. Во время пребывания в Константинополе, тогдашнем культурном центре армян — турецких подданных, Н. близко сошелся с редактором газ. «Мегу» Сваджяном и принимал участие в разработке вопроса об организации освободительного движения армянских трудящихся масс в Турции. По возвращении в Нахичевань н/Д. (через два года) Н. подвергся обыску. За связь с русскими революционерами за границей, за участие в общественном движении 60-х гг. и резкие выступления против царского самодержавия Н. арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Три года провел он в ее стенах, занимаясь литературой. В последней стадии туберкулеза его сослали в г. Камышин Саратовской губернии, где он и умер в полном одиночестве.
       Первый период литературно-общественной деятельности Н. можно охарактеризовать как этап борьбы против клерикально-феодальной идеологии. Он принимал деятельное участие (под псевдонимом Комс Эммануэль) в журнале «Юсисапайл» — органе либеральной буржуазии, выходившем Под редакцией С. Назаряна (см.). Его перу принадлежит ряд критических и публицистических статей на тему об армянской литературе, нарождающемся театре, новом народном яз., просвещении и роли женщины в воспитании молодого поколения, на тему о религии и реакционном духовенстве. Н. больше публицист, критик, чем поэт; лучшие из написанных им стихотворений: «Песнь о свободе», «Дни детства», «Поэт», «Аполлону», «Ушедшие дни».
       Поэзия Н. проникнута мотивами «свободолюбия» и борьбы с патриархально-феодальным строем. Стихи его лишены яркой образности и эмоциональной окраски. В формальном отношении они слабы. Как литературный критик он развивался под влиянием традиций В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.
       Подвергая беспощадной критике идейное содержание древнеармянской схоластической литературы, традиции к-рой отстаивались писателями из лагеря мхиталистов (монастырская братия на острове Лазаря в Венеции), и отвергая старые литературные формы, Н. культивировал просветительский реализм, боролся за демократизацию яз. В своей лит-ой практике он нередко применял пародийные, памфлетные и сатирически-фельетонные формы. При конкретном анализе того или иного литературного произведения он обращал особое внимание на содержание творчества писателя, горячо приветствовал художественные произведения на новом народном армянском языке (ашхарабар), т. к. только такие произведения могут проводить прогрессивные идеи в широкие массы. Однако в силу расхождений по целому ряду принципиальных вопросов со Стефаносом Назаряном сотрудничество Н. в «Юсисапайле» продолжалось недолго. По мере ознакомления с философией Гегеля, Л. Фейербаха и сближения с М. Бакуниным и др. Н. все больше и больше отходил от С. Назаряна и под конец окончательно порвал с ним, примкнув к русской революционной демократии 60-х годов.
       Эту сторону политической деятельности Н. буржуазная критика всегда освещала тенденциозно — в свете воинствующего национализма. На самом деле Н., отстаивавший национальное освободительное движение, был далек от национал-шовинизма. Так, освобождение армянских трудящихся масс от ига султаната в Турции Н. рассматривал как частицу мирового освободительного движения трудящихся масс, поднимающихся для свержения деспотической власти монархических правительств.
       Национальность, по его мнению, — временная историческая неизбежность, поскольку «человек еще не дошел до такого состояния, чтобы жить на свете просто как человек, не нося имени той или другой нации...», «...нет у нас желания превратить национальность в слепой фанатизм»...
       Н. был под большим влиянием Жан Жака Руссо и утопических социалистов; однако все это не лишает самобытности ту систему публицистически-философских взглядов, к-рая изложена в наиболее значительном его произведении «Земледелие как единственный путь».
       Мировоззрение Н. — продукт мелкобуржуазного утопического социализма. С точки зрения революционного движения пролетариата ценным в идейной концепции Н. являются не способы разрешения выдвинутых социальных проблем, а уничтожающая критика буржуазного строя. Н. бичевал царское самодержавие за его гнусную политику в отношении завоеванных им наций, обрушивался на «фарисейскую» колониальную политику «цивилизованного» Запада — империалистических держав — в отношении народов Востока, призывал армянские трудящиеся массы к участию во всеобщем освободительном движении. Как революционно-демократический писатель Н. — самая яркая фигура в армянской литературе эпохи 50—60-х гг. прошлого столетия.

Библиография:

I. На арм. яз.: Собр. сочин., т. I, Ростов н/Д., 1903; т. II, Ростов н/Д., 1906.
       

II. А-до, Страничка из жизни М. Налбандяна и письма Бакунина к нему, Эривань, 1908; Тертерян А., Мик. Налбандян — публицист-националист, Эривань, 1910; Манвелян Л., История литературы русских армян, кн. II, Александрополь, 1910, стр. 27—52; Мартуни Ал., Мик. Налбандян. М., 1920; Кариньян Арт., Выдержки из Сенатских дел, журн. «Пайкар», Эривань, 1923; Шахазиз Ерв., Письма Налбандяна из тюрьмы, журн. «Норк», Эривань, №№ 3, 4, 5; Сурхатян, Мик. Налбандян, «Армянская литература», т. I, Эривань, 1926, стр. 153—155; Кариньян Арт., Портреты и события, Эривань, 1928, стр. 53—137; Тертерян А., Литературные взгляды М. Налбандяна, журн. «Нор уги», Эривань, 1929, № 1; Его же, О стиле М. Налбандяна, «Нор уги», Эривань, 1929, № 3—4; Генри, О социальной значимости мировоззрения М. Налбандяна, «Нор уги», Эривань, № 6; Аксель, Мик. Налбандян как памфлетист, газ. «Хорурдаин Айаситан», Эривань, 1929, № 272; Терзибатьян В., Мик. Налбандян как поэт, газ. «Пролетар», Тифлис, 1929, № 96; Меграбян Гр., Мик. Налбандян (к столетию со дня рождения), «Нор уги», Эривань, 1929, №№ 11, 12; Овакимян А., Теория языковедения Мик. Налбандяна, «Нор уги», Эривань, 1929, № 11—12; Статьи Кариньяна А., Сурхатяна, Ханояна С., Овакимяна А., Асланяна Г., посвященные столетию со дня рождения М. Налбандяна; «Гракан Шапат», № 42—43, приложение газ. «Пролетар», Тифлис, 1929. На русском яз.: Бакунин М., Письмо М. Л. Налбандову, журн. «Былое», СПБ, 1906, № 7, стр. 187—195, 204—206; Лемке Мих., Очерки освободительного движения шестидесятых годов, СПБ, 1908, стр. 72—74, 83—84; Гнуни Ив., Мотивы армянской поэзии, Саратов, 1915, стр. 26—29; Макинцян Павел, Очерк армянской литературы, в «Сб. армянской литературы», Под редакцией М. Горького, П., 1916, стр. LXXII—LXXXV; Герцен А., Полное собр. сочин., Под редакцией Мих. Лемке, т. XV, П., 1929, стр. 219; Огарева-Тучкова, Воспоминания, изд. «Academia», Л., 1929, стр. 313—314, 528.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Налбандян" в других словарях:

  • НАЛБАНДЯН —         Микаал (Налбандов Михаил Лазаревич) [2(14).11.1829, Н. Нахичевань, ныне р н Ростова на Дону, 31.3(12.4).I860, Камыгаии], революц. демократ, философ, публицист, поэт, критик и теоретик литературы. В 1855 58 учился на мед. факультете Моск.… …   Философская энциклопедия

  • Налбандян Д. — Налбандян, Дмитрий Аркадьевич Дмитрий Аркадьевич Налбандян (15 сентября 1906, Тбилиси  1993, Москва)  Один из самых именитых художников советского периода, народный художник СССР. Учился в Тбилисской Академии Художеств у Е. Лансере и Е.… …   Википедия

  • Налбандян Д. А. — Налбандян, Дмитрий Аркадьевич Дмитрий Аркадьевич Налбандян (15 сентября 1906, Тбилиси  1993, Москва)  Один из самых именитых художников советского периода, народный художник СССР. Учился в Тбилисской Академии Художеств у Е. Лансере и Е.… …   Википедия

  • НАЛБАНДЯН — Дмитрий Аркадьевич (1906 93), живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1976). Писал официально парадные исторические полотна ( Власть Советам мир народам , с соавторами, 1950;… …   Русская история

  • Налбандян — I Налбандян         Дмитрий Аркадьевич [р. 2 (15).9.1906, Тбилиси], советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1953). Член КПСС с 1948. Учился в Тбилисской АХ (1924 1929) у Е. Е. Лансере и Е. Татевосяна.… …   Большая советская энциклопедия

  • Налбандян — (арм. Նալբանդյան) армянская фамилия. Известные носители: Налбандян, Давид (р. 1982) аргентинский теннисист Налбандян, Дмитрий Аркадьевич (1906 1993) советский художник Налбандян, Микаэл (1829 1866) армянский революционер и писатель Налбандян,… …   Википедия

  • НАЛБАНДЯН — Михаил Лазаревич (2.XI.1829 31.IV.1866) арм. революц. демократ, философ, публицист, поэт, лит. критик. Род. в семье ремесленника. Учился в школе священника Г. Патканяна. С 1846 служил секретарем епархиального правления Нахичевани, защищал… …   Советская историческая энциклопедия

  • НАЛБАНДЯН — Микаэл [2(14). И.1829, Новая Нахичевань, ныне р н Ростова на Дону, 31.3(12.4).1866, Камышин, похоронен в Новой Нахичевани], писатель, просветитель. Учился в частной арм. школе (1837 45) и в Моск. ун те (1855 58). Преподавал (1853 54) арм. яз. в… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Налбандян И. Р. —         Иоаннес Романович (Ованес Аракелович) (15 (27) IX 1871, Симферополь 23 II 1942, Ташкент) сов. скрипач, педагог. Засл. арт. РСФСР (1926). В 1894 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки Л. С. Ауэра, в 1895 стажировался у Й. Иоахима… …   Музыкальная энциклопедия

  • Налбандян Микаэл — (Налбандов Михаил Лазаревич) [2(14).11.1829, Н. Нахичевань, ныне район Ростова на Дону, ‒ 31.3(12.4).1866, г. Камышин], армянский писатель, философ, революционный демократ, утопический социалист. Сын ремесленника кустаря. В 1855‒58 учился на… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»