- МАРИЙ ВИКТОРИН
- МАРИЙ ВИКТОРИН
-
(Marius Victorinus) (ок. 275, Африка,— после 362), рим. философнеоплатоник; в старости обратился в христианство. Перевёл на лат. язык логич. работы Аристотеля («Категории», «Об истолковании»), соч. Плотина, Порфирия («О пяти общих понятиях»), возможно, Ямвлиха («О богах»). Автор соч. по риторике и диалектике («О гипотетич. силлогизмах», «Об определениях»), а также комм. к диалогам Цицерона (в частности, к «Топике» и «Нахождению»). Написанные им после обращения в христианство трактаты «Против арианина Кандида», «Против Ария» (4кн.), «Понимание „единосущного"» — первая на Западе попытка использования неоплатонич. доктрины при разработке тринитарной проблемы. В частности, М. В. использовал намеченную Плотиной и развитую Порфирием триаду «бытие—жизнь—ум», в соответствии с которой он понимал соотношение лиц Троицы: Отец есть бытие (сущность, субстанция), Сын— определение этого бытия, раскрывающееся в движении двоякого рода: в самопорождении, благодаря которому бытие проявляет себя (жизнь, Иисус Христос), и в возвращении к себе самому (ум, святой Дух). Как жизнь и ум не лишены бытия, так и бытие обладает жизнью и умом, поэтому о различии лиц говорится на основании того, что каждое лицо есть по преимуществу.Труды М. В. оказали значит. воздействие на духовное становление Августина.Traites thiologiques sur la Trinite, texte etabli par P. Henry, introd., trad, et notes P. Hadot, v. 1—2, P., 1960; Commentarii In epistulas Pauli ad Galatas, ad Philippenses, ad Ephesios, ed. A. Locher, Lpz., 1972; Opera omnia, ed. A. Locher, Lpz., 1976.H a d o t P., Porphyre et Victorinus, P., 1968.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- МАРИЙ ВИКТОРИН
-
МАРИЙ ВИКТОРИН (Caius Marius Victorinus) (281/91, Африка — после 363) — римский неоплатоник, ритор, педагог, комментатор. В 355 принял христианство. Наследие его чрезвычайно разнообразно. Большая часть того, что делал В. не имело прецедентов в латинской традиции. Он написал комментарии на “Топику” и “О нахождении” Цицерона, трактаты о гипотетических силлогизмах (ввел само это название), работу по теории определений, перевел “Эйсагог” (Введение в категории) Порфирия, “Категории” и “Об истолковании” Аристотеля, возможно, трактаты из 1-й Эннеады Плотина, разрабатывал тринитарное богословие, тогда еще неизвестное на Западе, был первым латинским комментатором “Посланий” апостола Павла. Большая часть его работ родилась из нужд преподавания. Переводя греческих философов, он создает латинскую философскую терминологию, вводя при этом неологизмы. Его стиль часто “темен”, мало проработан.До своего обращения, в комментарии на “О нахождении” Цицерона, он демонстрирует религиозный скептицизм, говоря, что в повседневной жизни предпочтительнее следовать древней отеческой религии, хотя и мнение христиан не более абсурдно, чем прочие; всех же их превосходит философия Платона. Как неоплатоник он следовал Порфирит. Приняв крещение, Марий Викторин воспринимал христианство сквозь призму платонизма: Логос (или Ум) предсушествует в Отце и рождается, чтобы создать умопостигаемый мир; души прелсуществуют в Уме; они пали в этот чувственный мир, соблазненные материей. Их хранит Логос (т. е. Христос или Дух Святой, тождественные для Мария Викторина), который и возвращает их к Отцу.Марий Викторин участвовал в тринитарных спорах 359—363. В переписке с вымышленным оппонентом, арианином Кандидом, и в сочинении “Против Ария” (359/360) он опровергает арианство, не принимает “подобосущия” Сына Отцу, считая, что можно говорить о “подобном качестве”, но не о подобной субстанции. В “Против Ария” II (361) и “De homoousi recipiendo” (“О принятии единосущия”) выступает против запрета использовать в символе веры слова ousia (сущность) и homousios (единосущный), доказывая, чтоони соответствуют языку Свящ. Писания и Церкви. Моральная смелость Мария Викторина сказалась в том, что, будучи заметной фигурой в Риме, он противостоял религиозной политике императоров Констанция и Юлиана в эпоху всеобщего конформизма. Уйдя в отставку при императоре Юлиане (362), он комментировал “Послания” Павла (к Галатам, Филиппийцам и Эфесянам). Его логические работы через посредство Боэция, Кассиодора, Исидора оказали значительное влияние на средневековую мысль. Христианские его сочинения практически не читались, поскольку его риторико-философские методы в целом были чужды церковной традиции; однако некоторые из его работ повлияли на Алкуина и Иоанна Скотта Эриугену.Соч.: Traités théologiques sur la Trinité, éd. P. Henry et P. Hadot, 2 vol. P., 1960 (Sources chrétiennes, t. 68—69); In epistulas Pauli, ed. Locher. Lipsiae, 1972 (Bibliotheca Teubneriana); Opera theologica, ed. Locher. Lipsiae, 1976 (Bibliotheca Teubneriana); Ars grammatica, éd. I. Mariotti. Firenze, 1967; In Ciceronis Rhetoricam, éd. C. Halm, in: Rhetores Latini Minores. Lipsiae, 1863; De definitionibus, éd. Th. Stangl, in: Tulliana et Mario-Victoriniana. Munch., 1888; Theological Treatises on the Trinity, transi. M. T. dark. Wash., 1981. Лит.: Hadot P. Marius Victorinus. P., 1971 ; Он же. Porphyre et Victorinus, 2 vols. P., 1968.В. В. Петров
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.