- КРЕСТЬЯНСТВО
- КРЕСТЬЯНСТВО
-
(от рус. «крестьянин», первоначально — христианин, человек; в совр. значении — с кон. 14 в.), в досоциалистич. формациях — совокупность мелких с.-х. производителей, ведущих индивидуальное хозяйство силами своей семьи; при социализме — совокупность членов с.х. производств. кооперативов, совместно владеющих средствами производства и ведущих крупное коллективное хозяйство.К. сформировалось в ходе разложения первобытнообщинного строя; материальной предпосылкой его возникновения послужило выделение семейного парцеллярного хозяйства в качестве гл. формы организации производит. сил. По мере обособления различных форм обществ. произва и укрепления семейно-индивидуаль-ного хозяйства, становящегося осн. экономич. ячейкой общества, происходила замена кровнородств. общины территориальной (соседской) общиной, складывалась частная собственность, а вместе с ней шла имущественная и социальная дифференциация общинников, основная масса которых становилась зависимым и эксплуатируемым слоем, превращалась в особый общественный класс.Мелкое крест. хозяйство было широко распространено как в антич. обществе в пору его расцвета, так и в эпоху феодализма, и продолжает существовать наряду с капиталистич. способом производства (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 87—88, 346, 513—14). В классич. форме крест. хво характеризуется натурально-потребит. направленностью, сочетанием сел. хозяйства с домашней промстью, простым воспроизводством. В рамках парцеллярного хозяйства существует лишь половозрастное распределение трудовых функций. Труд выступает в своей специфич. конкретной форме, а продукт труда — как потребит. стоимость. По словам К. Маркса, «каждая отдельная крестьянская семья почти что довлеет сама себе, производит непосредственно большую часть того, что она потребляет, приобретая таким образом свои средства к жизни более в обмене с природой, чем в обмене с обществом» (там же, т. 8, с. 207).По мере прогресса производит. сил и развития обществ. разделения труда К. вовлекалось в более широкую обществ. связь, создаваемую растущими товар-ноден. отношениями. Это постепенно подрывало натуральность и замкнутость крест. хва, но даже капитализм не сразу разрушает его автаркизм. Вместе с сохранением натуральнопотребит. парцеллярного хозяйства сохраняется и К. как специфич. обществ. слой. При всей многоликости К. разных эпох и регионов, различии его места в обществ. системе ему свойственны такие черты, как патриархальность, приверженность к традиции в производстве, быту и сознании, узость интересов, местная замкнутость, изолированность от внеш. мира и раздробленность. «Крестьяне,— писал В. И. Ленин,— это есть класс патриархальной эпохи...» (ПСС, т. 38, с. 354).Социально-экономич. природа К. двойственна: с одной стороны, это неносредств. производители, труженики, с другой — мелкие хозяева, частные собственники. Способ производства и весь образ жизни крестьян изолируют их друг от друга. Маркс писал: «Поскольку миллионы семей живут в экономических условиях, отличающих и враждебно противопоставляющих их образ жизни, интересы и образование образу жизни, интересам и образованию других классов,— они образуют класс. Поскольку между парцелльными крестьянами существует лишь местная связь, постольку тождество их интересов не создает между ними никакой общности, никакой национальной связи, никакой политической организации,— они не образуют класса. Они поэтому неспособны защищать свои классовые интересы от своего собственного имени...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 8, с. 208).В условиях классового общества К. неизбежно является подчинённым, эксплуатируемым, социально приниженным классом. В докапиталистич. эпоху К., как и все классы, представляет собой класссословие, которое характеризуется не только определ. местом в обществ. производстве с вытекающими отсюда отношениями к средствам производства и произведённому продукту, но и с фиксированными традицией или законом правами и обязанностями.В др.-вост. обществах осн. масса К. являлась низшим социальным слоем и была организована в общины, объединявшиеся государством, которое присваивало часть их прибавочного продукта и подчиняло в форме поголовного рабства. Крестьяне-общинники платили ден. и натуральные налоги, выполняли большой объём обществ. работ (стр-во ирригац. сооружений, храмов, дворцов, воен. укреплений и т. п.). Усиление бремени налогов и повинностей разоряло значит. часть крестьян, которые теряли связь с общиной и попадали в зависимость от частных лиц, храмов и др. корпораций господствующего класса.В Др. Греции и Др. Риме времён классич. античности общинная (гос.) собственность на землю и полисная организация сдерживали социальное расслоение и обеспечивали сохранение личной свободы осн. массы крестьян. Подвергаясь эксплуатации со стороны государства и господствующих слоев, античное К. в то же время присваивало часть прибавочного продукта, создаваемого классом рабов и покорёнными народами. Утверждение рабовладельч. способа производства и рост частной собственности подорвали экономич. базу свободного К. В поздних антич. обществах К. заметно дифференцируется. Растёт контингент зависимых людей. Получает распространение колонат, предшествующий феод. формам зависимости К.При феодализме К. — один из двух осн. обществ. классов, гл. антагонист господствующего класса феодалов. Эксплуатация К., отчуждение у него прибавочного продукта (или труда) осуществлялись через монополию собственности на осн. средство производства — землю. Но поскольку крестьянин оставался владельцем не только орудий, скота и построек, но и зем. наделов, изъятие прибавочного продукта осуществлялось путём внеэкономич. принуждения, на основе личной зависимости крестьян от зем. собственников. Прибавочный продукт у феодально-зависимого крестьянина изымался в виде докапиталистич. зем. ренты — отработочной, продуктовой и денежной. Переход от натуральных форм ренты к денежной был результатом развития товарно-ден. отношений и сопровождался смягчением феод. зависимости. Однако в ряде вост.-европ. стран под влиянием становления капитализма в Зап. Европе происходило и усиление барщины (отработочной ренты) и крепостничества.Социальные противоречия феодализма находили выражение в классовой борьбе между К. и феодалами, особенно в крест. восстаниях, нередко перераставших в длит. крест. войны. Антифеод. борьба К. играла прогрессивную роль, ограничивая эксплуататорские устремления господствующих классов, а в эпоху разложения феодализма — расшатывала устои последнего, подготавливая его гибель, и стала важной движущей силой бурж.-демократич. революций.С утверждением капитализма К. утрачивает роль осн. обществ. класса. Оно освобождается от личной зависимости, юридически уравнивается в правах с др. обществ. слоями. Мелкокрест. уклад постепенно принимает торг.-предпринимат. характер. К. «раскрестья-нивается», подвергаясь постоянному расслоению на социально неоднородные группы, в конечном итоге — на пролетариат и буржуазию. Однако процесс разложения парцеллярного хозяйства длителен и сложен. Лишь в Великобритании каниталистич. производство полностью вытеснило парцеллу ещё в ходе своего становления, результатом чего было и исчезновение К. как специ-фич. обществ. слоя.Наиболее радикальная и быстрая капиталистич. перестройка сел. хозяйства происходила при отсутствии или революц. ликвидации феод. землевладения на основе свободного втягивания крест. хозяйств в рыночные отношения («американский» путь агр.-капиталистич. развития). Там, где «... средневековые отношения землевладения не ликвидируются сразу, а медленно приспособляются к капитализму, который надолго сохраняет в силу этого полуфеодальные черты» (Ленин В. И., ПСС, т. 17, с. 129), имеет место консервативный («прус-ский») путь агр.-каниталистич. эволюции. Его отличает широкое использование внеэкономич. принуждения и кабальной эксплуатации К. со стороны господствующих классов и нарождающейся буржуазии. В деревне развёртываются процессы массовой пауперизации, «непролетарского обнищания», представляющие «...низшую и худшую форму разложения крестьянства» (Ленин В. И., там же, т. 4, с. 56). В России до 1917 шла борьба двух путей агр.-капиталистич. эволюции. «Поскольку в нашей деревне крепостное общество вытесняется „современным" (буржуазным) обществом,— писал Ленин,— постольку крестьянство перестает быть классом, распадаясь на сельский пролетариат и сельскую буржуазию... Поскольку сохраняются еще крепостные отношения,— постольку "крестьянство" продолжает еще быть классом, т. е. повторяем, классом не буржуазного, а крепостного общества» (там же, т. 6, с. 312).С развитием капитализма, по мере углубления обществ. разделения труда и роста специализации в сел. хозяйстве, усиливается зависимость крестьян от рынка, их хозяйства всё более подчиняются законам капиталистич. конкуренции, превращаются в коммерч. предприятия. В условиях совр. науч.-технич. революции создаются условия для полного перевода сел. хозяйства на пром. основу. Крест. хозяйства в развитых капиталистич. странах или полностью подчиняются монополиям и превращаются в простое технология, звено процесса крупного производства или просто вытесняются и исчезают. Это находит своё выражение в резком падении уд. веса самодеят. населения, занятого с.-х. трудом,— с нач. 50-х гг. до нач. 70-х гг. 20 в. в 2—3 раза.Социалистич. революция коренным образом изменяет обществ.-экономич. положение К. Помещичье и крупное капиталистич. землевладение ликвидируется; осн. масса земель переходит трудящимся крестьянам.Социалистич. государство оказывает помощь бедняцко-се-редняцким слоям К., ограничивает эксплуататорские возможности и развитие кулачества, используя налоговую политику, землеустройство, снабжение машинами и орудиями, кредит и т. п.Однако до перехода к социалистич. формам производства крест. хозяйства в массе своей остаются мелкотоварными и продолжают порождать «... капитализм и буржуазию постоянно, ежедневно, ежечасно, стихийно и в массовом масштабе» (Ленин В. И., там же, т. 41, с. 6). Так, в сов. деревне эпохи нэпа численно уменьшались бедняцкие, полупролетарские слоя, росло и укреплялось среднее, мелкобурж. К., при одновременном, хотя и более медленном, чем при капитализме, росте батрачества и кулачества.Коренное отличие развития деревни в условиях строительства социализма состоит в образовании и развитии социалистич. и переходных к социалистическим производств. отношений. Широкое распространение получают различные формы кооперирования крест. хозяйств в сфере товарно-ден. обмена и обслуживания мелкого производства. Кооперация связывает крест. хозяйство с социалистич. пром-стью и постепенно меняет его обществ.-экономич. отношения, внедряя и усиливая в них элементы коллективизма. Возникают и растут социалистич. формы с. хозяйства — госхозы и производств. кооперативы (в СССР — совхозы и колхозы).Осн. звеном социалистич. преобразования с. хозяйства явилось массовое производств. кооперирование крест. хозяйств, означавшее глубочайшую революцию в экономич. отношениях, во всём укладе жизни К. Мелкотоварный уклад в деревне уступает место социалистическому; индивидуальный труд заменяется коллективным; развёртывается процесс коренной технич. реконструкции с. хозяйства, создаются основы для его перевода на индустриальную основу. В СССР производств. кооперирование осн. массы крест. хозяйств проходило в форме сплошной коллективизации (1930—32). В большинстве за-рубежных социалистич. стран производств. кооперирование было проведено в течение 50-х гг. Повсюду процесс массового кооперирования крест. хозяйств развивался в тесной связи с индустриализацией, а также культурной революцией. Деревня избавилась от классового расслоения, К. стало социально однородным классом. Превращение К. в класс социалистич. общества означало решающее сближение его с рабочим классом, укрепление союза этих классов как основы нового обществ. строя (см. Союз рабочего класса и крестьянства).Индустриализация с.-х. производства и повышение производительности с.-х. труда обусловили быстрое сокращение численности и уд. веса сел. населения, в том числе К. В СССР, доля сел. населения в 1926 составляла 82,1% (в том числе К. — 75%); в 1939 соответственно — 67% и 49,8% (включая крестьянединоличников и некооперированных кустарей, которые составляли 2,6%); в 1959— 52% и 31,7%; в 1970 — 40% и 17,8%, в 1981 — 37% и 13,8%.Дальнейшее развитие производит. сил в условиях развитого социализма ведёт к постепенному преобразованию с.-х. труда в разновидность индустриального. Повышение уровня обобществления производства сближает кооперативную собственность с государственной, подготавливает условия для полного их слияния в единую общенар. собственность. Крупным шагом на этом пути является образование межкооперативных, а также смешанных гос.-кооперативных объединений, интенсивный процесс формирования агр.-пром. комплекса экономики. Одновременно происходит совершенствование форм организации и оплаты труда колхозников, распространение на них системы социального обеспечения, установленной для рабочих и служащих. Всё это постепенно ведёт к уничтожению разницы в социальном положении рабочих и К. (см. Материалы XXVI съезда КПСС, 1981, с. 53).Развивающиеся страны в большинстве своём сохраняют крест. облик. В Азии и Африке К. составляет осн. массу населения. В Лат. Америке уд. вес самостоят. мелких крестьян резко сокращается в результате пауперизации, возрастает масса полупролетарского и полукрестьянского населения и особенно люмпен-пролетариев. В тропич. Африке, ряде стран и районов центр. и юго-вост. Азии значит. масса сел. населения ещё не порвала с родо-племенными отношениями. Не будучи К. в строгом смысле этого слова, оно подвергается капиталистич. эксплуатации и расслоению или — в странах социалистич. ориентации — вовлекается в процесс кооперирования так же, как и собственно крест. слои.К. развивающихся стран — активная революц. сила в совр. мире, вместе с рабочим классом борющаяся против местных эксплуататоров (помещиков, кулаков, представителей торг.-пром. буржуазии) и иностр. гос.-монополистич. капитала. Вместе с тем крест. революционность характеризуется стихийностью, резкими колебаниями и противоречиями в политике и идеологии, связью с религ. движениями.Огромный ущерб мировому революц. процессу в совр. условиях наносят неопопулистские и другие концепции перехода «революц. мандата» от рабочего класса к К., превращения К. в гл. революц. силу.Историч. опыт подтвердил верность марксистско-ленинского положения о союзе рабочего класса и К. как необходимом условии революц. преобразования общества. Гл. предпосылкой успешного развития союза трудящихся классов и решения стоящих перед ними революц. задач является руководящая роль рабочего класса и его авангарда — коммунистич. и рабочих партий.Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 8; его же, Капитал, т. 1, там же, т. 23, гл. 24; его же, Капитал, т. 3, там же, т. 25, гл. 36—47; его же, Экономич. рукописи 1857—1859 гг., там же, т. 46 (ч. 1—2); Энгельс Ф., Крест. вопрос во Франции и Германии, там же, т. 22; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, ПСС, т. 3; его же, Агр. программа социал-демократии в первой рус. революции 1905 —1907 гг., там же, т. 16; его же, Доклад о земле 26 октября (8 ноября) [1917], там же, т. 35; его ж е, Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 36; его же, Письмо к елецким рабочим, там же, т. 37; его m е, Пролет. революция и ренегат Каутский, там же; его же, Проект программы РКП(б), там же, т. 38; его же, Доклад о работе в деревне 23 марта (1919 г.), там же; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; его же, Первонач. набросок тезисов по агр. вопросу (Для 2-го съезда Коммунистич. Интернационала), там же, т. 41; его же, Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта (1921 г.), там же, т. 43; его ж е, О продовольств. налоге (Значение новой политики и ее условия), там же; его же, Тезисы доклада о тактике РКП 13 июня 1921 г. (III конгресс Коммунистич. Интернационала), там же, т. 44; его ж е, К четырехлетней годовщине . революции, там же; его же, О кооперации, там же, т. 45; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Конституция (Основной Закон) Союза Сов. Социалистич. Республик, М., 1977; Брежнев Л. И., О Конституции СССР, М., 1977; Арутюнян Ю. В., Социальная структура сельского населения в СССР, ?., 197?, С и м у ш П. И., Социальный портрет сов. К., М., 1976; Староверов В. И., Социальная структура сельского населения СССР на этапе развитого социализма, М., 1978.В. П. Данилов, Л. В. Данилова.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- КРЕСТЬЯНСТВО
-
(от рус. "крестьянин", первоначально "христианин", с 15 в. вытеснившего другие термины – "смерд", "сирота" и пр., обозначавшие зависимых от князей и бояр мелких земледельцев) – совокупность в досоциалистич. общественно-экономич. формациях мелких производителей в земледелии (в более широком смысле – в с. х-ве вообще), ведущих хозяйство собств. средствами произ-ва и силами своей семьи, а при социализме объединяющихся для ведения коллективного, кооперативного крупного х-ва.К. возникло на основе разложения первобытно-общинного строя, когда на смену общинной собственности приходит частная собственность на средства произ-ва. Родовая и патриархальная домашняя община, как хозяйств. единица, заменяется новой формой организации х-ва, влекущей к изменению форм семьи. С установлением частной собственности на средства произ-ва моногамная семья стала хозяйств. единицей общества, к-рой принадлежали жилище, домашнее х-во, скот (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 68, 77, 140). Начало экономич. обособления и развития частной собственности семей у древнейших земледельцев, как показали раскопки в р-не др. Персеполя в Юж. Иране, можно отнести к 6–5-му тыс. до н.э. Родовые связи ослабевают, и место родовой и патриархальной семейной общины занимает сельская (соседская) община. Письменные источники Египта периода Древнего царства в 3-м тыс. до н.э. сообщают, что даже простые люди продавали землю, т.е. уже тогда существовала частная собственность на землю. Но у др. народов частная собственность на пашни, луга и леса появилась много позже. Общинная собственность на землю в менее развитых странах сохранилась до наст. времени.С. х-во на протяжении тысячелетий было основано на ручном труде и тягловой силе животных. В наиболее развитых странах с.-х. машины на конной тяге получили распространение лишь в 19 в., а механизация с. х-ва на основе механич. двигателей – в 20 в. Медленное развитие с.-х. техники в сочетании с природными особенностями с. х-ва создали относит. устойчивость мелкого х-ва в с.-х. произ-ве, особенно в земледелии. К. как большая обществ. группа существовало в рабовладельч., феод. и капиталистич. обществах. Даже в совр. эпоху перехода от капитализма к коммунизму оно составляет большинство человечества. На протяжении тысячелетий сложились нек-рые общие черты быта и психологии, физич. и духовного облика К. Напряженный труд создавал физич. крепость и выносливость, медленное экономич. развитие – устойчивость традиций в организации х-ва и семейных отношениях, в психологии и идеологии. Разобщенное ведение х-ва отд. семьями затрудняло обществ. и политич. организацию К., разработку и осуществление его общественно-политич. программ и требований.Общественно-экономич. природа К., его экономич. и политич. положение, а также идеология изменялись в зависимости от смены общественно-экономич. формаций и этапов их развития. Обществ. разделение труда – отделение земледелия от скотоводства, ремесла от с. х-ва – привело к развитию обмена, создало основу для углубления имуществ. неравенства и выделению среди почти однородной массы крестьян-общинников более богатых семей. Обычно это были знатные семьи старейшин, военных руководителей, жрецов и т.п. С появлением прибавочного труда и прибавочного продукта знатные и богатые семьи, обладающие большим количеством средств произ-ва, начали присваивать прибавочный продукт, обращая в рабов пленных, а затем и обедневших соседей-общинников. В условиях рабовладельч. строя К. было неосновным, переходным классом. На первом этапе этого строя оно составляло большинство населения и занимало важное место в экономич. и политич. жизни общества, поставляя, как это было в Др. Риме, осн. военную силу для гос-ва. Образование латифундий, ставших источником дешевых с.-х. товаров, произведенных рабами, усиление эксплуатации К. рабовладельч. гос-вом, помогавшим рабовладельцам захватывать общинные земли и заставлявшим свободных крестьян платить большие налоги, бросать свою деревню и идти в войска, все более разоряли крестьян, превращали их в рабов, уменьшали удельный вес К. в экономич. и обществ. жизни. Ослабление военной мощи рабовладельч. гос-ва, а с другой стороны, движение крестьян против рабовладельцев вызывали появление различных программ для восстановления крест. х-ва. Напр., движение братьев Гракхов (133, 123–122 до н.э.) в Др. Риме, проект указа императора Лю Ина (1 в. до н.э.) и реформы Ван Мана в Др. Китае (1 в.).Обострение классовых противоречий рабовладельч. общества привело к мощным восстаниям рабов, вместе с к-рыми действовали разоряющиеся крестьяне, напр. восстание Спартака [74 (или 73) – 71 до н.э. ], "Желтых повязок" в Др. Китае (184–205). В Др. Риме кризис рабовладельч. х-ва привел к тому, что рабовладельцы начали в 1 в. делить свои земли на мелкие участки и раздавать их рабам, отпущенным на волю, или разорившимся крестьянам, обязанным нести повинности в пользу землевладельца. Новые земледельцы – колоны – закреплялись за земельными участками. Они были предшественниками ср.-век. крепостных крестьян.У многих народов, напр. у герм. и слав. племен, рабство не вышло за пределы патриархального, домашнего рабства и они не пережили рабовладельч. формации. На основе разложения первобытнообщинного строя складывался феод. строй.В феод. обществе К. стало осн. классом, эксплуатировавшимся классом феодалов. Господство феодалов определяется крупной феод. земельной собственностью и личной зависимостью крестьян от феодалов, к-рая могла выражаться в разных формах: от обязанности платить умеренный оброк до полной зависимости крепостного. Крестьянин имел свое х-во, пользовался участком земли, к-рая считалась принадлежащей феодалу или феод. гос-ву. В отличие от раба, он не считался полной собственностью феодала, но последний путем внеэкономич. принуждения заставлял его отдавать прибавочный продукт в виде феод., докапиталистич. ренты на землю. На первом этапе феод.-крепостнич. формации феод. рента взималась в форме отработочной ренты и ренты продуктами. С развитием товарно-денежных отношений она обычно принимает форму денежной ренты. При возрастании спроса на с.-х. продукты, возможности их выгодного сбыта феодалы-помещики увеличивают собств. запашку, урезая наделы крестьян и заставляя их работать в х-ве феодала. В нек-рых странах, в частности в странах Вост. Европы, это выражалось в такой барщине, к-рая отнимала у крестьян почти все рабочее время. Несмотря на стремление феодалов изъять у крестьян весь прибавочный продукт, все же нек-рая самостоятельность крестьянина в ведении своего х-ва создавала иногда возможность накопления и на этой основе – усиления имуществ. неравенства, к-рое в дальнейшем, гл. обр. в период кризиса и разложения феод. х-ва, вело к классовому расслоению К.К. постоянно вело борьбу против феодалов, особенно в периоды усиления эксплуатации. В этой борьбе проявляется осн. внутр. противоречие феод. общества: К. и крест. х-во представляют гл. производит. силу, но крестьяне являются гл. объектом эксплуатации феодалов, к-рая на определ. ступени задерживает и делает невозможным развитие производит. сил крест. х-ва.В идеологии К. это противоречие отражалось в идеях равенства, равных прав на землю и освобождения от повинностей. Поскольку интересы господствующего класса феодалов защищались религией, то антифеод. крест. идеология выступала в виде различных ересей, в идеях реформации (учение анабаптистов, Т. Мюнцера и др.). В истории известны восстания, в к-рых участвовали широкие массы крестьян (в сев. Италии под руководством фра Дольчино в 1304–07, Жакерия во Франции в 1358, в Англии под руководством Уота Тайлера в 1381; Крестьянская война в Германии в 1524–25; в Китае в 1620–40-е гг., в России под руководством И. Болотникова в 1606–07, С. Разина в 1670–71, Е. Пугачева в 1773–75). Но крестьяне не могли разработать последоват., законченной программы борьбы, а организацию своих сил строили по примеру господствующего класса: руководитель армии восставших кит. крестьян – Ли Цзы-чэн, овладев в 1644 столицей – Пекином, принял титул императора, Пугачев называл себя императором Петром III. Крест. восстания терпели поражения, а при победе, как это было в Китае в 1644, не могли ее закрепить. История крест. движения против феодализма и крепостничества показывает, что оно может быть успешным лишь когда созревают объективные условия для перехода от феодализма к капитализму. Несмотря на конечные поражения, крест. восстания наносили сильные удары феодализму и усиливали его кризис. В бурж. революциях в период перехода от феодализма к капитализму К. составляло главную силу.В капиталистич. обществе К. обычно сохраняется, но оно перестает быть единым классом; происходит его классовая дифференциация, глубина и темпы к-рой непосредственно связаны с развитием капитализма. К. распадается на пролетариат и буржуазию. По определению Ленина, трудящиеся и эксплуатируемые массы в деревне представлены след. группами: 1) с.-х. пролетариатом, 2) полупролетариями, или парцельными крестьянами, 3) мелкими крестьянами, к-рые, покрывая потребности своей семьи и своего х-ва, не прибегают к найму чужой рабочей силы. Эти три группы составляют во всех капиталистич. странах большинство населения деревни. Далее в деревне есть: 4) средние крестьяне, к-рые владеют на праве собственности или аренды участками земли, к-рые позволяют получить известный излишек, способный, по крайней мере в лучшие годы, превращаться в капитал, и 5) крупные крестьяне – капиталистич. предприниматели в земледелии (см. Соч., т. 31, с. 130–34). В зависимости от степени развития капитализма и удельного веса пром-сти в нар. х-ве К. в разных капиталистич. странах может составлять различную долю населения – от незначит. меньшинства до подавляющего большинства. Разорению К. "... предшествует отчаянная борьба за свою экономическую самостоятельность" (Ленин В. И., Соч., т. 5, с. 171). Для сохранения своего х-ва крестьяне вынуждены прибегать к чрезмерному труду и ограничению потребностей, в результате чего при капитализме "мелкое земледелие держится... расхищением труда и жизненных сил земледельца, расхищением сил и качеств скота, расхищением производительных сил земли..." (там же, с. 161). При сохранении, а иногда даже увеличении числа крест. хозяйств происходит "рост числа к р е с т ь я н, членов крестьянских семей, считающих уже земледелие своим только п о б о ч н ы м занятием" (там же, с. 201), а основным становится работа по найму и др. "подсобные заработки". Крупные землевладельцы, ведущие на своей земле капиталистич. земледелие, выделяют часть земли для продажи ее или сдачи в. аренду своим "рабочим с наделом", обеспечивая, т.о., свое х-во дешевыми рабочими.Процесс классовой дифференциации, разорения и вытеснения К. из с. х-ва резко усиливается в эпоху империализма и особенно в период общего кризиса капитализма. Мелкий крестьянин не может даже при самом напряженном труде всех членов семьи возместить отсутствие новейшей техники, применение же ее в мелком х-ве недоступно из-за высокой цены технических усовершенствований и экономически не оправдывает расходов на них. Установление господства монополистич. капитализма во всех отраслях нар. х-ва и в торговле приводит к тому, что крестьяне вынуждены приобретать необходимые средства произ-ва и удобрение по все более высоким ценам, а продавать свою продукцию – продовольств. продукты и сырье – по низким ценам. На совр. этапе гос.-монополистич. капитализма в правящих кругах США и странах "Общего рынка" (Европ. экономич. сообщества) разрабатываются планы резкого сокращения "нерентабельных" х-в ("Зеленый план" в ФРГ, закон "О сельскохозяйственном курсе" во Франции), что угрожает полным разорением и вытеснением мелких и средних крест. х-в.В других формах проявлялось господство капитализма в менее развитых капиталистич. странах, напр. вост. части Европы, в частности в России, и в колониальных или полуколониальных странах. Вплоть до эпохи империализма там преобладали в экономике феод.-крепостнич. отношения или сохранялись их сильные пережитки. К. испытывало гнет феод.-крепостнич. отношений, еще более тяжелый, из-за проникновения и переплетения с ними капиталистич. отношений. Крестьяне страдали и от капитализма и от недостаточного развития капитализма. Проникновение финанс. капитала в отсталые страны разлагает натуральное или полунатуральное крестьянское х-во, вносит в К. классовую дифференциацию. Финанс. капитал сочетает капиталистич. и феод.-крепостнич. методы эксплуатации. Не заинтересованный в пром. развитии слабых стран, финанс. капитал входит в союз с господствующим классом феодалов и буржуазией (в колониальных и полуколониальных странах с компрадорской буржуазией), поддерживая экономич. базу своих союзников: феод. или полуфеод. землевладение, зависимое положение К. от феодалов и др. Все это задерживает развитие производит. сил отсталых стран и сохраняет надолго в них, особенно в с. х-ве, докапиталистич. производств. отношения, в т.ч. строй мелкого крест. х-ва.В развитых капиталистич. странах, где крестьяне после бурж. революций, руководимых буржуазией, получили земли помещиков или земли, захваченные у местного населения, напр. в США, они поддерживали новый, капиталистич. строй. Франц. крестьяне помогали буржуазии подавить революц. выступления рабочего класса в 1848 и 1871. Разные классовые группы К. занимают различные политич. позиции. Крупные крестьяне – деревенская буржуазия, примыкает к буржуазии города и вливается в бурж. политич. партии. С.-х. рабочие и полупролетарии постепенно втягиваются в общепролет. движение. Наиболее сложный и длит. путь изменения идеологич. и политич. позиций, путь колебаний проходит мелкое и среднее крестьянство. Экономич. положение ставит эти группы деревни и вообще мелкую буржуазию между пролетариатом и буржуазией. Как частные собственники они тяготеют к буржуазии, как труженики и эксплуатируемые – к пролетариату. Им трудно преодолеть иллюзии о возможности свободно развивать свое мелкое хозяйство. От подобных иллюзий долго не могут освободиться и сел. рабочие. Бурж. идеология, в частности бурж. и реформистская экономич. наука, многочисл. путями поддерживает эти воззрения и приверженность к бурж. правопорядку. Важную роль в поддержании этих иллюзий играет религия. В эпоху капитализма также возникают религ. учения, выступающие против частной собственности на землю: в России было распространено учение Л. Н. Толстого, к-рый рассматривал собственность на землю как "великий грех" и проповедовал, что осознание этого "греха" приведет землевладельцев к добровольному отказу от своей собственности, в Индии большую популярность имело учение Ганди.Отражением передовых бурж.-демократич. революц. взглядов К. были идеи крест. социализма, разработанные в трудах Герцена, Чернышевского, проводившиеся революц. народничеством в России. Выдвигая крест. общину как основу для перехода К. к социализму, эти идеи представляли собой одно из течений мелкобурж. утопич. социализма. В условиях подъема революц. движения рабочего класса, одухотворенного учением научного социализма, идеи крест. социализма приобретают реакц.-утопич. характер.Марксизм-ленинизм научно определил положение К. при капитализме и доказал необходимость его союза с рабочим классом в борьбе за свержение капитализма и переход к социализму. Интересы трудящегося К. находятся в антагонистич. противоречии с интересами монополистич. капитала. Коренные же интересы рабочего класса и К. совпадают. В период общего кризиса капитализма крестьяне убеждаются в том, что у них нет иной надежды на будущее, помимо союза с рабочим классом для борьбы против главного врага – капиталистич. монополий. Пролетариат выдвигает программу борьбы против всевластия монополий. "Он поддерживает требования крестьянства о проведении радикальных аграрных реформ и добивается осуществления лозунга „Землю тем, кто ее обрабатывает!“" (Программа КПСС, 1961, с. 38). В слаборазвитых и колониальных странах борьба против феод. пережитков неотделима от борьбы против империализма. Рабочий класс этих стран стремится создать единый нац. фронт революц. сил, основой к-рого является его союз с К.В результате победы социалистич. революции или бурж.-демократия., перерастающей в социалистическую, происходит принудит. отчуждение без выкупа у крупных землевладельцев земли и инвентаря. Часть земли, гл. обр. та, на к-рой велось крупное капиталистич. х-во, переходит к гос-ву. На ней создаются крупные гос. с.-х. предприятия (в СССР – совхозы). Большая часть отчуждённой земли, а в нек-рых странах и часть инвентаря переходит к К. В странах, где в крест. х-ве принцип частной собственности на землю еще не укрепился, как это было в России, вся земля национализируется и превращается во всенар. достояние, т.е. в гос. собственность. Крестьяне безвозмездно получают в пользование земли, конфискованные у помещиков. В других странах, где у крестьян сложились традиции частной собственности на землю, крестьяне получают отчужденную у землевладельцев землю в частную собственность. Освободившись от гнета крупных землевладельцев, К. получает возможность улучшить и развивать свое х-во. В экономич. отношении большая часть крест. хозяйств в переходный период от капитализма к социализму представляют собой мелкие товарные хозяйства, в нек-рых странах часть крестьян ведет натуральное хозяйство. Сел. буржуазия – кулачество – продолжает вести капиталистич. х-во. Мелкое товарное произ-во после социалистич. революции остается базой, неизбежно рождающей капиталистич. элементы. Классовая дифференциация К. сохраняется и в переходный период, но она происходит иначе, чем при господстве капитализма. Удельный вес среднего К. возрастает, а бедноты и кулачества уменьшается. Гос-во в области землепользования, налогового обложения, снабжения инвентарем, удобрениями и семенами оказывает помощь беднейшему и среднему К., ограничивая развитие кулацкого хозяйства. Часть крестьян из группы бедноты передвигается в группу середняков, а часть переходит в состав рабочего класса.После социалистич. революции трудящееся К. становится, наряду с рабочим классом, осн. классом общества, в к-ром гос. власть находится в руках рабочего класса и крестьянства. Трудящееся К. заинтересовано в союзе с рабочим классом. Этот союз служит гарантией от реставрации помещиков, способствует подъему материальной обеспеченности и культуры К., обеспечивает защиту общества, приступившего к строительству социализма, от враждебной политики империалистов. Экономич. базой союза рабочего класса и К. в переходный период является взаимозависимость и обмен товаров гос. социалистич. пром-сти и мелкого крест. х-ва. Вместе с тем пока К. остается классом мелких товаропроизводителей, между ним и рабочим классом существуют противоречия по нек-рым общественно-экономич. вопросам, напр. о политике цен на товары, высоте налогового обложения и др. Экономич. позиции кулачества и его влияние на К., особенно в первые годы после социалистич. революции, вызывают колебания отд. групп К., направленные против союза с рабочим классом и перехода к социализму. Они дают почву для деятельности контрреволюц. орг-ций и течений, объявляющих себя защитниками интересов К., напр. "Трудовая крестьянская партия" в СССР (1927–29), "Польская крестьянская партия" (1945–46) и др. При правильной политике коммунистич. партий подобные колебания успешно преодолеваются.Производств. отношения мелкого товарного х-ва ограничивают развитие крест. х-ва, затрудняя использование машинной техники и достижений агрономич. науки. В то же время индустриализация обеспечивает материально-технич. условия для перехода от мелкого к крупному х-ву в земледелии и животноводстве. Это создает объективные предпосылки для социалистич. кооперирования крест. х-в. На определ. этапе развития отд. стран, при сложившихся объективных и субъективных предпосылках под руководством коммунистич. партий, при помощи рабочего класса осуществляется социалистич. производств. кооперирование, к-рое в разных странах в связи с конкретно-историч. условиями завершается в различные сроки.Впервые социалистич. кооперирование К. было осуществлено в СССР. "Переход советской деревни к крупному социалистическому хозяйству означал великую революцию в экономических отношениях, во всем укладе жизни крестьянства... На основе ленинского кооперативного плана извечный крестьянский вопрос нашел свое подлинное разрешение" (Программа КПСС, с. 14). К. превращается в класс кооперированного (в СССР – колхозного) К., класс работников социалистич. сел. х-ва. На основе социалистич. кооперирования кулачество как класс ликвидируется, при этом формы этого преобразования зависят от условий классовой борьбы. В СССР в условиях острой борьбы кулаки были экспроприированы. В других социалистич. странах деревенская буржуазия (кулаки) принимается в социалистич. производств. кооперативы или постепенно экономически вытесняется. Победа социализма уничтожает коренные различия между рабочим классом и К. Оба класса объединяются на базе социалистич. способа произ-ва. Союз рабочего класса и крестьянства укрепляется на новой, более высокой основе. Но все же классовые различия между рабочим классом и кооперированным К. сохраняются. Базой рабочего класса является общенародная, гос. форма социалистич. собственности на средства произ-ва, базой К. является колхозно- кооперативная форма социалистич. собственности. К. отличается от рабочего класса отношением к средствам произ-ва, уровнем обобществления произ-ва, формами организации и оплаты труда. В процессе развития социалистич. общества происходит постепенное стирание этих классовых различий. Социалистич. кооперирование создает условия для преодоления в сознании К. бурж. идеологии, в частности религ. взглядов, и утверждения марксистско-ленинской идеологии.Программа КПСС выдвигает в качестве гл. экономич. задачи партии и сов. народа создание материально-технич. базы коммунизма. "Создание, наряду с могучей промышленностью, процветающего, всесторонне развитого и высокопродуктивного сельского хозяйства – обязательное условие построения коммунизма. Партия организует мощный подъем производительных сил сельского хозяйства, который позволит решить две основные, тесно связанные между собой задачи: а) достигнуть изобилия высококачественных продуктов питания для населения и сырья для промышленности; б) обеспечить постепенный переход советской деревни к коммунистическим общественным отношениям и ликвидировать в основном различия между городом и деревней" (1961, с. 75–76). С. х-во по технич. вооруженности и организации произ-ва будет приближаться к уровню пром-сти, с.-х. труд превратится в разновидность пром. труда. Движение деревни к коммунизму будет происходить при развитии обеих форм социалистич. с. х-ва – совхозов, как ведущих социалистич. предприятий в деревне, и колхозов, к-рые обеспечивают переход К. к коммунизму. "Колхоз как общественная форма хозяйства по характеру организации, демократическим основам, которые будут все больше развиваться, обеспечивает управление производством самими колхозными массами, развертывание их творческой инициативы, воспитание колхозников в духе коммунизма. Колхоз – это школа коммунизма для крестьянства" (там же, с. 77).Экономич. подъем колхозов создает возможность увеличения осн. производств. фондов и повышения уровня обобществления колхозного произ-ва, благодаря чему организация и оплата труда будут приближаться к формам гос. предприятий. Обществ. хозяйство колхозов со временем будет полностью удовлетворять потребности колхозников и на этой основе личное подсобное приусадебное хозяйство изживет себя экономически. Культурно-бытовые условия в деревне будут приближаться к условиям городов. С ростом производит. сил колхозов будут развиваться межколхозные производств. связи и объединения, а также совместные гос.-колхозные предприятия – "...процесс обобществления хозяйства выйдет за рамки отдельных колхозов" (там же, с. 83). Все эти процессы будут придавать колхозно-кооперативной собственности общенародный характер. Происходящее одновременно развитие общенародной гос. собственности в общенародную коммунистич. собственность будет основой для стирания различий между рабочими и колхозниками. Рабочий класс, колхозное К. и интеллигенция постепенно сливаются в социально-однородное коммунистич. общество.Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8; его же, Капитал, т. 3, ч. 2, там же, т. 25, ч. 2; его же, Теории прибавочной стоимости (4 том "Капитала"), ч. 1–3, М., 1955–1961; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Φ , Соч., 2 изд., т. 7; его же, Революция и контрреволюция в Германии, там же, т. 8; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Крестьянский вопрос во Франции и Германии, там же, т. 22; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Рабочая партия и крестьянство, там же, т. 4; его же, Аграрный вопрос и "критики Маркса", там же, т. 5; его же, Аграрная программа русской социал-демократии, там же, т. 6; его же, К деревенской бедноте, там же; его же, Пересмотр аграрной программы рабочей партии, там же, т. 10; его же, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905–1907 года, там же, т. 13; его же, Аграрный вопрос в России к концу XIX века, там же, т. 15; его же, Новые данные о законах развития капитализма в земледелии, там же, т. 22; его же, Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП(б) 24–29 апреля (7–12 мая) 1917 г. Доклад по аграрному вопросу 28 апреля (11 мая), там же, т. 24; его же, 1 Всероссийский съезд крестьянских депутатов 4–28 мая (17 мая – 10 июня) 1917 г. Речь по аграрному вопросу 22 мая (4 июня), там же; его же, Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 25–26 октября (7–8 ноября) 1917 г. Доклад о земле 26 октября (8 ноября), там же, т. 26; его же, Союз рабочих с трудящимися и эксплуатируемыми крестьянами, там же; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 28; его же, Ценные признания Питирима Сорокина, там же; его же, Речь на 1 Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун 11 декабря 1918 г., там же; его же, VIII съезд РКП (б) 18–23 марта 1919 г. Доклад о работе в деревне 23 марта, там же, т. 29; его же, Речь на 1 съезде земледельческих коммун и сельско-хозяйственных артелей 4 декабря 1919 г., там же, т. 30; его же, Первоначальный набросок тезисов по аграрному вопросу, там же, т. 31; его же, О продовольственном налоге, там же, т. 32; его же, О кооперации, там же, т. 33; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий. Москва, ноябрь 1960 г., М., 1960; XX съезд Коммунистической партии Советского Союза 14–25 февраля 1956. Стенографический отчет, т. 1–2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза 27 января – 5 февраля 1959 года. Стенографический отчет, т. 1–2, М., 1959; ХХII съезд Коммунистической партии Советского Союза 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1–3, М., 1962.К. до капитализма: Mаурер Г. Л., Введение в историю общинного, подворного, сельского и городского устройства и обществ. власти, пер. с нем., М., 1880; Морган Л. Г., Первобытное общество, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Πетрушевский Д. М., Восстание Уота Тайлера. Очерки из истории разложения феод. строя в Англии, 4 изд., М., 1937; Ковалевский M. M., Очерк происхождения и развития семьи и собственности, пер. с франц., М., 1939; Дружинин Η. Μ., Гос. крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1, М.–Л., 1946, т. 2, М., 1958; Смирнов И. И., Восстание Болотникова. 1606–1607, Л., 1951; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1, М., 1952, кн. 2, М., 1954; Неусыхин А. И., Возникновение зависимого К. как класса раннефеод. общества в Зап. Европе VI – VIII вв., М., 1956.К. в развитых капиталистич. странах: Каутский К., Аграрный вопрос, пер. с нем., [Х. ], 1926; Рочестер Α., Почему бедны фермеры. Аграрный кризис в США, пер. с англ., М., 1949; Обнищание и массовое разорение К. стран Зап. Европы, М., 1952; Шифрин Э. Л., С. х-во США после второй мировой войны, М., 1956; Петрушов А. М., Аграрные отношения в странах Зап. Европы после второй мировой войны, М., 1959; Попов В. Α., Земельная реформа и аграрные отношения в Японии после второй мировой войны, М., 1959; Особенности аграрного строя России в период империализма, М., 1962; Анфимов А. М., Российская деревня в годы первой мировой войны, М., 1962; Дубровский С., Столыпинская земельная реформа, М., 1963.К. в экономически слаборазвитых странах: Аграрный вопрос на Востоке. Сб. ст., М., 1933; Аграрные отношения в странах Востока, М., 1958; Положение с. х-ва и К. в колониях и других слаборазвитых странах, М., 1958; Аграрные реформы в странах Востока, Μ., 1961; Аграрно-крестьянский вопрос в суверенных слаборазвитых странах Азии. (Индия, Бирма, Индонезия), М., 1961; Аграрный вопрос и национально-освободит. движение. Материалы обмена мнениями марксистов-аграрников, состоявшегося в июле–сент. 1960 г. в Гаване и Бухаресте, М., 1963.К. в социалистич. странах: Аграрные преобразования в народно-демократич. странах Азии, М., 1957; Соболев П. Н., Беднейшее К. – союзник пролетариата в Οкт. революции, М., 1958; Новый этап в развитии колхозного строя, М., 1958; Πершин П. М., Нариси аграрноï революцiï в Pociï, К., 1959; Трапезников С., Историч. опыт КПСС в социалистич. преобразовании с. х-ва, М., 1959; Петрушов Α., С. х-во европ. стран нар. демократии на социалистич. пути, М., 1959; Нуньес Хименес Α., Аграрная реформа на Кубе, пер. с исп., М., 1960; Развитие колхозной собственности в период развернутого строительства коммунизма, М., 1961; Воронович Α. Α., Ленинская аграрная программа и ее осуществление в СССР, М., 1961; Союз рабочего класса и К. на совр. этапе, Μ., 1962; История сов. К. и колхозного строительства в СССР. Материалы науч. сессии, состоявшейся 18–21 апр. 1961 г. в Москве, М., 1963; Победа ленинского кооперативного плана в странах социализма, М., 1963.Е. Луцкий. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- КРЕСТЬЯНСТВО
-
КРЕСТЬЯНСТВО — одна из исторически первых появившихся на земле социальных групп, занятая натуральным или натурально-товарным сельскохозяйственным производством на базе семейного хозяйства (двора), существующая в специфическом природном и культурном контекстах, а также отличающаяся особым типом ментальности и подчиненным положением по отношению к власти и иным социальным группам. Возникновение крестьянства относится ко времени, когда человек от занятий охотой и собирательством перешел к целенаправленному одомашниванию животных и выращиванию культурных растений. В 19 в. по мере развития капитализма в Европе и США в общественной мысли усилились представления о неизбежном закономерном исчезновении крестьянства в связи с проникновением научно-технического прогресса в сельскохозяйственное производство и национализации сельскохозяйственных земель. В особенности сильны эти представления были в марксизме. Земледелие, как и промышленность, согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, уже достигло такого уровня развития, что требует немедленного перехода в руки всего общества (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 523; т. 17, с. 346-347).После смерти Маркса Энгельс детализировал эти представления, утверждая, в частности, мысль о полной нивелировке специфики крестьянского труда. “Что касается рабочего времени, то нам ничто не мешает во время сева или уборки урожая и вообще всякий раз, когда необходимо быстро увеличить количество рабочей силы, ставить на работу столько рабочих, сколько потребуется”. Если же ввести на поля машины и усовершенствованные орудия труда, то возникнет избыток рабочих рук. Крестьян можно будет направлять на заводы, а рабочих в поля, что, кстати, полезно для здоровья. “Допустим даже, что нынешнее взрослое поколение не годится для этого. Но молодежь-то можно этому обучить. Если несколько лет подряд в летнюю пору, когда есть работа, юноши и девушки будут отправляться в деревню, — много ли семестров придется им зубрить, чтобы получить ученую степень пахаря, косаря и т. п.? Вы же не будете утверждать, что необходимо весь свой век ничем другим не заниматься, что надо так отупеть от работы, как наши крестьяне, и только так научиться чему-нибудь путному в сельском хозяйстве?” (там же, т. 39, с. 88—89). В полном объеме эта идеология была востребована большевизмом в период военного коммунизма (1918—21), коллективизации (1929—34) и советский период развития сельского хозяйства в России.После утверждения капитализма в Европе в 20 в. происходил процесс превращения крестьян в фермеров, что никак не сопоставимо с появлением в 18—19 вв. фермерства в странах переселенческого капитализма, таких, как США, Канада, Австралия. Фермер в отличие от крестьянина занят товарным производством, обеспечиваемым не только силами своей семьи, но и наемной рабочей силой, использует и постоянно обновляет технику и технологии, является звеном системы агробизнеса, прочно встроен в обширную сеть кооперативных, государственных и общественных организаций. Менталитет фермера и его культурная идентификация находятся в маргинальном положении между менталитетом и культурой крестьянина и городского предпринимателя.Вместе с тем в силу социально-исторических и этнокультурных мотиваций государственная политика развитых стран Европы нацелена на сохранение, а в отдельных случаях и культивирование крестьянских хозяйств семейного типа, что предохраняет общество от обеднения его “социально-культурного ландшафта”.Семейное крестьянское хозяйство (двор) предполагает разнообразный труд членов семьи, посредством которого удовлетворяются собственные потребительские нужды и происходит обмен его результатами с производителями в др. отраслях общественного хозяйства. В силу включенности крестьянского хозяйства в природную среду, а также подчиненности образа жизни крестьян природно-климатическим особенностям региона для каждой местности может быть описан “средиетипический” образец крестьянского двора с его специфической стратегией выживания, разделения труда и использования ресурсов. Но главным источником существования крестьянства остается труд на земле.Для крестьянства характерны специфические социально-культурные и нравственные образцы поведения, ориентированные на традицию и конформизм, а не на новации и самоутверждение. Нормативно-личностный характер взаимоотношений, типичные для сообщества реакции на мероприятия властей или поведение чужаков отражаются и усиливаются в образцах крестьянской культуры, воспроизводящихся в пределах малой сельской общности.Приученное тысячелетней историей не ждать ничего хорошего от властей, но также не имея сил и возможностей, чтобы организовать достойный отпор, крестьянство выработало единственно верную и малопроигрышную в этих условиях стратегию выживания — саботаж. Однако если власти упорствуют и их гнет начинает приобретать систематический и организованный характер, ставя под вопрос само выживание, крестьяне решаются на бунт.Лит.: Булгакове. Н. Аграрный вопрос. Лекции, прочитанные в Московском коммерческом институте в 1908—09 г. СПб., 1908; Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире. Хрестоматия, сост. Т. Шанин. М., 1992; Голоса крестьян: сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах. М.. 1996: Крсстьяновсдение. Теория. История. Современность. Ежегодник. М., 1996; Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство. Избр. труды. М., 1989.С. А. Никольский
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.