КАДАР

КАДАР
КАДАР
        (араб.власть, могущество), термин арабо-исламской философии, имевший разные значения: в раннем исламе — божеств. повеление, могущество, предопределение; с нач. 8 в. также — власть человека над своими делами, один из синонимов свободы воли. Выражение «када и К.» означало в исламе повеление бога, при этом «када» (повеление) чаще всего рассматривался как синоним извечного универсального веления, атрибут сущности бога, противопоставляясь К. как конкретному проявлению воли бога, его отд. приказанию и решению (согласно Ашари, Бакиллани и др.). Согласно Ибн Сине, каждая вещь получает от первого бытия К.— частное определение его «када», согласно разуму, из которого необходимо порождается всё сущее. В учении «Братьев чистоты» (Ихван ас-Сафа) К.— это удел, назначенный каждой душе согласно движению звёзд, а «када» — вечный разум, порождающий эти небесные закономерности.
        Неоднозначно понимался и термин «кадариты» (истолкователи божеств. К.): кадаритами называли тех, кто впервые затронул вопрос о божеств. К. (Мабад ибн Халед ибн Джухани, Гайлан ад-Димашки, Хасан аль-Басри и др.); в уничижит. смысле ортодоксальные богословы называли кадаритами сторонников учения о К. как власти человека, над своими действиями. Последние, однако, не были склонны принимать это название, относя его к сторонникам учения о предопределении — джабаритам. Большинство авторов-традиционалистов 9—11 вв. ставят рядом или отождествляют кадаритов и мутазилитов как еретиков и «отклоняющихся». Однако один из основателей мутазилитской школы Амр ибн Убайд (ум.762) написал в своё время «опровержение кадаритов», явно высказав нежелание защитников свободы воли пользоваться этим названием. Ибн Тай-миййа (ум. 1328) подразделяет кадаритов на две группы: последователи Джахма ибн Сафвана ? Абу-ль-Хасана аль-Ашари, согласно которым божеств. Ь. предваряет всякое человеч. действие; мутазилиты, «философы» и шииты, отстаивающие свободу воли ц моральную ответственность человека (впоследствии за ними и закрепился этот термин).
        Nallino G. ?., SuJ nome di «qadariti», «Rivista degli Studi oriental!», 1916—18, v. 7; W a t t H. M., Free will and predestination in early Islam, L., 1948;
        см. также лит. к статьям Калам, Касб.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

КА́ДАР
(Kádár), Янош (р. 26 мая 1912) – деятель венг. и междунар. коммунистич. движении, первый секретарь ЦК Венг. социалистич. рабочей партии (ВСРП, с 1957), председатель Совета Министров Венг. Нар. Республики (с 1961).
Родился в семье рабочих; с раннего возраста работал по найму. С 17 лет – в революц. движении. С 1931 – член венг. комсомола, в том же году стал членом компартии Венгрии. В 1942 избран членом ЦК партии, в 1943 – секретарем ЦК. За революционную деятельность подвергался арестам и заключению в тюрьму. Один из руководителей борьбы венгерского пролетариата с фашистами.
После освобождения Венгрии от фашистов К. активно участвует в строительстве демократич. Венгрии, в борьбе за социализм. В 1945–51, а затем с июля 1956 является членом Политбюро ЦК партии. Не считая периода апрель 1951 – июль 1954, когда по ложному необоснованному обвинению К. был несправедливо арестован и осужден, он всегда в гуще политич. событий, происходящих в стране. Осн. внимание в выступлениях К. уделяется насущным проблемам нар. Венгрии: формам диктатуры пролетариата, сочетанию национального и интернационального в строительстве социализма, роли партии в народно-демократич. гос-ве, единству рабочего класса и др. Анализируя эти вопросы с позиций марксистско-ленинской методологии, К. умело применяет общие положения теории науч. коммунизма к условиям Венгрии.
К. подверг обстоят. рассмотрению период 1945–50 в истории Венгрии. Сплотив силы народа, партия венг. коммунистов добилась в эти годы, как указывает К., создания рабоче-крест. гос-ва, установления диктатуры пролетариата. Она руководила борьбой за осуществление земельной реформы, национализацию пром-сти, развитие крупной индустрии, социалистич. преобразование города и деревни. Однако культ личности М. Ракоши приводит к нездоровым явлениям во взаимоотношениях руководства партии с народом. Из-за отклонений политич. линии партии от марксизма-ленинизма, имевших место в 1949–56, – указывает К., – широкие нар. массы потеряли доверие к руководству. Ошибки Ракоши и его группы "в основном состояли в игнорировании специфики и национальных особенностей Венгрии, в результате чего Ракоши и его окружение оказались через некоторое время неспособными правильно применять в условиях нашей страны основные закономерности строительства социализма, имеющие международное значение. Эти ошибки выразились, далее, в нарушении партийной демократии и социалистической законности, а также в искривлениях в экономической политике. Серьезность и затяжной характер этих ошибок, а также неспособность исправить уже вскрытые и осознанные ошибки ослабляли диктатуру пролетариата, вызвали глубокий кризис в партийной жизни и серьезный кризис в управлении страной. Все это, вместе взятое, создало благоприятную почву для классового врага, для развязывания контрреволюции" (Избр. статьи и речи, М., 1960, с. 502–03). "Ревизионисты, реакционная буржуазия, международный империализм использовали грубые ошибки, вызванные культом личности и сектантской политикой и в 1956 году развязали контрреволюционный мятеж..." (Выступление на XXII съезде КПСС, см. "Правда", 1961, 21 окт., с. 8).
Указание Ленина о том, что империализм всегда и везде будет поддерживать контрреволюц. силы в их борьбе против стремления рабочего класса установить свою власть и построить социализм, нашло в условиях Венгрии, – указывает К., – полное подтверждение.
К. указал на два идеологич. явления, оказавшихся действенным оружием в руках контрреволюции: национализм и бурж. извращение демократии. Борьбу против народовластия руководители контрреволюц. мятежа 1956 прикрывали лозунгом "национальной независимости", а бурж. существо этого лозунга они маскировали рассуждениями о демократии вообще, о бесклассовой демократии. Поэтому Венг. революц. рабоче-крест. пр-во сразу же после своего образования выступило с разоблачением этой абстрактно-националистич. демагогии реакционеров. "... Мы осуждаем подмену социалистической демократии рассуждениями о "демократии вообще"..., – говорил К. – В государстве буржуазной диктатуры требование "демократии вообще", даже без какого-либо более подробного определения, носит прогрессивный характер, ибо имеет ввиду предоставление прав угнетенному классу – пролетариату. В государстве пролетарской диктатуры требование "демократии вообще" без его конкретизации может быть только реакционным требованием, ибо хоть оно и имеет ввиду расширение прав подавляемого класса, но на сей раз таким классом является буржуазия" (Избр. статьи и речи, М., 1960, с. 14; см. также с. 282, 442–43).
В борьбе с контрреволюцией в 1956 были образованы ЦК Венг. социалистической рабочей партии и Венг. революц. рабоче-крестьянское правительство во главе с К.
Учитывая события 1956, К. подчеркивает важность улучшения качеств. состава партии, необходимость борьбы против ревизионизма и догматизма. "Общей чертой, присущей и ревизионизму и догматизму, – говорит К., – является отрицание марксистской теории познания, субъективное мировоззрение. Субъективизм – это такой метод, который оставляет без внимания факты и законы объективной действительности. Марксистская теория познания требует постоянного изучения объективных фактов действительности" (там же, с. 545). Важнейшей отличит. чертой марксизма является метод диалектич. мышления. "Марксизм учит, – говорит К., – что все зарождается и отмирает, что противостоящие силы вступают в борьбу друг с другом, что вещи требуют все нового и нового анализа. Взгляд по какому-нибудь политическому или практическому вопросу, сформулированный в свое время марксизмом, позже, при совершенно других обстоятельствах, в изменившихся условиях, не может оставаться неизменным на все сто процентов. ...Суммирование, обобщение и анализ практического опыта приводят к созданию теории, но теория, в свою очередь, оказывает влияние на практику. ...Теория существует для практики, другого назначения она не имеет" (там же, с. 279–280).
В выступлениях К. показывается несовместимость концепции культа личности с марксизмом-ленинизмом. В ст. "Идеи Ленина побеждают" ("Правда", 1961, 26 дек., с. 3) К. пишет: "Наделяя одного человека сверхъестественными способностями, культ личности является в рядах революционного рабочего движения отражением идеалистического мировоззрения. Сначала был "господь бог", который по религиозному верованию все видел, все знал и мудро правил судьбой мира. В период культа личности из Сталина, Ракоши и им подобных создавали каких-то всевидящих и всезнающих и всем мудро правящих сверхчеловеческих существ. Такой взгляд чужд нашему научному мировоззрению, марксизму-ленинизму и ничего общего не имеет с диалектическим материализмом. Само собой разумеется, что он в такой же степени чужд социалистическому общественному строю, созданному рабочим классом Советского Союза и других социалистических стран".
К. указывает, что "... привлечь массы на свою сторону невозможно без пропаганды идей марксизма-ленинизма, без ясных марксистско-ленинских ответов на постоянно возникающие новые вопросы общественной жизни, классовой борьбы" (Избр. статьи и речи, М., 1960, с. 11). Под руководством К. Венг. социалистич. рабочая партия развернула большую идеологич. работу среди масс, ведет активную борьбу с бурж. идеологией.
К. играет активную роль в борьбе за мир (см., в частности, его выступление на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН "Решить жизненно важные для судеб человечества проблемы", "Правда", 1960, 5 окт., с. 2–3). Вместе с тем К. указывает, что мирное сосуществование, за к-рое борются все прогрессивные силы, не означает мира в области идей.
К. принимал участие в Совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий в Москве (1957 и 1960).
Соч.: Szilárd népi hatalom: független Magyarország, [Bdpst ], 1959; Социалистическое преобразование сельского хозяйства Венгрии, "Проблемы мира и социализма", 1961, No 6.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "КАДАР" в других словарях:

  • Кадар — Кадар: Кадар, Янош (1912 1989) лидер коммунистической Венгрии. Кадар, Ян (1918 1979) чехословацкий кинематографист. Кадар  исламский термин, обозначающий предопределение, как непреодолимую волю Бога. Кадар село в Дагестане. Ка… …   Википедия

  • Кадар Я. — Янош Кадар János Kádár Янош Кадар произносит речь в опере Будапешта, 1964 год …   Википедия

  • Кадар, Ян — У этого термина существуют и другие значения, см. Кадар. Ян Кадар венг. János Kadár Дата рождения: 1 апреля 1918(1918 04 01) …   Википедия

  • Кадар — (Kadar)         Янош (р. 26.5.1912, Риека), деятель венгерского и международного коммунистического и рабочего движения, государственный и политический деятель ВНР. Родился в семье с. х. рабочего. Был подсобным рабочим, затем механиком. С 17 лет… …   Большая советская энциклопедия

  • Кадар И. — Иштван Кадар (венг. Kádár István; род. 1963, Тыргу Муреш, Румыния) венгерский скрипач. Учился в Бухаресте, играл в нескольких германских оркестрах, с 1981 г. живёт в Венгрии. Завершил своё музыкальное образование в Будапештской музыкальной… …   Википедия

  • КАДАР — (Kádár), Янош (р. 26.V.1912) деятель венг. и междунар. коммунистич. и рабочего движения, гос. и политич. деятель ВНР. Род. в г. Риеке в семье с. х. рабочего. Работал сначала подсобным рабочим, затем учеником механика. С 17 лет принимал активное… …   Советская историческая энциклопедия

  • кадар — крутые, каменистые склоны, утес, скала …   Топонимический словарь Амурской области

  • кадар — крутые, каменистые склоны, утес, скала (Прибайкалье) …   Географические названия Восточной Сибири

  • Кадар — 368203, Дагестан Республики, Буйнакского …   Населённые пункты и индексы России

  • Кадар — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються …   Орфографічний словник української мови

Книги

  • Феминиум. Антология феминистической фантастики, Людмила Козинец,Наталья Навина,Наталия Дорошкова,Ирина Юшкова,Влада Злочинная,Ольга Боронихина,Наполеонида Печкина,Татьяна Паукова,Тамара Вербицкая,Шейла Кадар,Елена Щукина,Таниана Морс,Нателла Корс,Эврибадия Челси,Катаржина Изерлонска,Вероника Дейч,Регина Гренульска,Марианна Винтер,Вера Черных,Анна Кривицкая. От издателя:Что общего между феминизмом и фантастикой? А вот что: некоторые завзятые феминистки пишут отличные фантастические рассказы, а некоторые известные фантасты сочиняют истории из… Подробнее  Купить за 72 грн (только Украина)
  • Миры Стругацких. Время учеников, XXI век. Важнейшее из искусств, Сергей Волков,Тим Скоренко,Дарья Зарубина,Шейла Кадар,Николай Романецкий,Игорь Минаков,Вячеслав Рыбаков,Инна Кублицкая,Сергей Лифанов,Владимир Васильев. От Yakaboo:Фантастические миры и варианты будущего, созданные Аркадием и Борисом Стругацкими, настолько популярны, что многие авторы используют их как базис для создания собственных… Подробнее  Купить за 68 грн (только Украина)
  • В оковах любви, Мейси Ейтс. От издателя:Сайд аль-Кадар - прирожденный воин. Однако он вынужден взять на себя управление родной страной после смерти брата. Для того чтобы вернуть себе свободу, он должен отыскать… Подробнее  Купить за 58 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «КАДАР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»